Особенности работы старшего воспитателя ДОУ по организации наставничества | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (84) март 2025 г.

Дата публикации: 19.02.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Калистратова, Е. В. Особенности работы старшего воспитателя ДОУ по организации наставничества / Е. В. Калистратова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 3 (84). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/284/9910/ (дата обращения: 23.02.2025).

Препринт статьи



В статье описаны особенности работы старшего воспитателя ДОУ в целях повышения профессионального мастерства педагогов. Представлены инновационные формы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ.

Как известно, повышение уровня мастерства дошкольных педагогов — главное направление методической работы. Она занимает приоритетное место в системе управления ДОУ и является важным звеном в системе повышения квалификации педагогических кадров, в развитии творческой личности педагога.

Я — старший воспитатель в детском саду. Мое кредо — действенная и своевременная помощь педагогам. Я считаю, что в настоящее время нужно использовать инновационные и интерактивные формы работы, которые вовлекают воспитателей в деятельность и свободный диалог.

Для активного участия воспитателей в инновационной методической работе я отбираю и экспертирую инновационное содержание дошкольного образования, а также проектирую продуктивные формы методической работы, которые активизируют воспитателей на повышение профессиональной компетентности.

Моя деятельность по повышению профессионального мастерства воспитателей выделяется мною в отдельное направление работы и при этом я придерживаюсь следующих требований: практико-ориентированный характер; интеграция повышения квалификации и внедрение результатов инновационного педагогического опыта в работу с детьми; обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к каждому педагогу с учетом их профессиональных интересов, помощь в активном освоении знаний и закреплении профессиональных умений; оценка результативности повышения квалификации и своевременное внесение корректив в данный процесс; обеспечение системного и комплексного подхода к повышению профессионального мастерства воспитателей.

Основной направленностью интерактивных форм (например, тренинг), которые я использую, является активизация воспитателей, развитие их творческого мышления, беспрепятственный выход из проблемной ситуации.

Существует много форм работы с педагогами, я использую следующие:

  1. Семинарские творческие занятия, которые направлены на формулирования идей для создания инновационных проектов работы с детьми.
  2. Пресс-конференции по определенным темам и проблемам — информация обсуждается, глубоко осмысливается, анализируется с точки зрения использования ее в педагогической работе ДОУ.
  3. Деловые и ролевые игры как моделирование реального педагогического процесса, во время которых принимаются эффективные и рациональные профессиональные решения для дальнейшей работы на основе искусственно созданных педагогических ситуаций.
  4. Групповая дискуссия или мозговая атака;
  5. Тренинги по развитию профессиональных умений.
  6. Самообразование педагогов.
  7. Региональные и городские научно-практические конференции по актуальной тематике дошкольной педагогики и психологии.
  8. Научно-методический совет, в который включается творческая рабочая группа активных педагогов, заведующая ДОУ и старший воспитатель.
  9. Педагогический ринг, который ориентирует воспитателей на изучение новых исследований в дошкольной психологии и педагогике, научной и методической литературы, выявлению разных подходов к решению проблем обучения и воспитания дошкольников, развивает речевую аргументацию своей профессиональной позиции. Например, педагогический ринг: «Методы усовершенствования обучения и воспитания в ДОО».
  10. Обсуждение-спор, где могут столкнуться разные точки зрения. Я использую круглый стол в технике «аквариума». На нем вырабатываются умения критической оценки различных подходов к решению актуальных вопросов работы ДОО, формировать культуру ведения дискуссии. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, «Проблемы сотрудничества ДОУ и семьи на современном этапе», «Современный детский сад: какой он?», «Десять заповедей интеллектуально-творческой личности».
  11. Симпозиум: воспитатели выступают с докладами на темы, по которым они будут работать с детьми, и затем отвечают на вопросы.
  12. Дебаты — обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.
  13. Судебное заседание: обсуждение на актуальные темы, которое имитирует судебное разбирательство (слушание дела).
  14. Игры по типу КВН или «Что? Где? Когда?» — эффективны для формирования умения найти оптимальный вариант решения нетривиальной педагогической задачи.
  15. Банк идей как оптимальный способ коллективного решения проблем ДОУ.
  16. Выставка-ярмарка педагогических идей, аукцион. Создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.
  17. Мастер-классы различного статуса. Цель — познакомить с передовым педагогическим опытом, авторскими находками работы с дошкольниками.
  18. Кружки качества, где ведущим методом является «мозговая атака» («мозговой штурм»). Я являюсь обязательным условием организации данного кружка, ведущей, способной обучать коллег без помощи заведующей.
  19. Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская. Педагог-мастер знакомит педагогический коллектив с идеями своей воспитательно-образовательной работы, практическими рекомендациям. Воспитатели выполняют индивидуальные практические задания с заделом на дальнейшее использование в работе с дошкольниками.
  20. Коучинг–сессия — развивающее консультирование либо дискуссия. Воспитатели не получают рекомендаций, а лишь отвечают на вопросы, которые ему задает консультант, самостоятельно находит средства решения проблем. Я осуществляю индивидуальную поддержку воспитателей, стремящихся к профессионально-личностного росту, повышению эффективности своей работы. Например: «Работа с аттестуемым педагогом».
  21. Квик-настройка: если вы хотите нравиться людям — улыбайтесь! Вы — самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает. Трудности закаляют на пути к счастью.

Уровень методической подготовки воспитателей, их способности к профессиональному совершенствованию изучались мною методами тестирования и анкетирования. Результаты тестирования показали, что педагоги ДОУ испытывают трудности в овладении ФОП ДО, новыми программами, в организации сюжетно-ролевой игры, установлении личностно-ориентированного взаимодействия с воспитанниками. Результаты анкетирования определили научно-методические проблемы, трудности, возникающие у педагогов ДОУ в работе.

Таким образом, я считаю, что повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Моя задача сделать наших воспитателей творческими, компетентными, способными к развитию личностного потенциала в современном образовании дошкольника. Сделать их педагогами 21 века с гармонично развитой, внутренне богатой личностью; умеющими отбирать эффективные средства и технологии дошкольного образования; способными рефлексировать свою деятельность; обладающими высоким уровнем профессиональной компетентности, умение самообразовываться, обладать многогранностью интересов.

Литература:

  1. Мельникова Т. В. Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/11/12/satya-innovatsionnye-metody-raboty-starshego-vospitatelya-s
  2. Казанцева Н. В. Советы старшего воспитателя [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bur-zoloto.tvoysadik.ru/?section_id=37
  3. Калистратова Е. В. Старший воспитатель — помощник и наставник // V Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные теории и практика в современном российском образовательном пространстве». 26 февраля 2024 г./гл.ред. М. П. Нечаев. — Чебоксары: Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2024. — 161 с.
Задать вопрос