STEAM-технологии в современной образовательной среде детского сада
Авторы: Кувшинова Светлана Владимировна, Богданова Екатерина Владимировна, Буденная Анастасия Сергеевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (84) март 2025 г.
Дата публикации: 20.02.2025
Статья просмотрена: 4 раза
Библиографическое описание:
Кувшинова, С. В. STEAM-технологии в современной образовательной среде детского сада / С. В. Кувшинова, Е. В. Богданова, А. С. Буденная. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 3 (84). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/284/9913/ (дата обращения: 23.02.2025).
Препринт статьи
Описывается применение STEAM-технологий в дошкольной образовательной организации для создания развивающей предметно-пространственной среды. Доказано преимущество STEAM-технологий,направленных на увеличение потенциала интеллектуального и личностного развития дошкольников.
Ключевые слова: STEAM-технологии, дошкольники, развитие, образование, интеграция.
Введение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и Федеральная образовательная программа дошкольного образования ставят перед педагогами задачу формирования всесторонне развитой личности, адаптирующуюся в современных реалиях мира. С дошкольного возраста в личностные характеристики ребенка закладывается фундамент, на котором будут базироваться сформированные компетенции. Для успешного развития и формирования личности дошкольников в МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области активно используются STEAM-технологии, позволяющие сформировать у детей познавательные интересы к различным видам деятельности.
Степень разработанности проблемы
Практическую значимость технологии STEAM описала и представила С. А. Абдумажитова через проект «Мир глазами детей», особенностью которого является межгрупповое сотрудничество, а целью — внедрение образовательных модулей STEAM-технологии: «Легоконструктор», «Математическое развитие», «Фокусник-бумага», «Мультистудия» для развития интеллектуальных способностей дошкольников и вовлечения их в научно-техническое творчество [1].
А. С. Дорофеева доказывает целесообразность использования STEAM-технологий в дошкольной образовательной организации, осуществляя её в формате проектной и исследовательской деятельности через создание развивающей предметно-пространственной среды. Автор считает, что STEAM-технологии формируют «высокоорганизованное мышление» и мотивируют на применение в практике полученных знаний [2].
М. Е. Филимонова, Н. В. Назарчук, Т. Н. Меркулова относят STEAM-технологии к инновационным, заслуживающим внимания в работе с дошкольниками. По мнению авторов, STEAM-технологии формируют у дошкольников компетенции необходимые для успешной адаптации к миру [3].
В научном исследовании Н. Б. Шербоева выделила и описала преимущества STEM-образования. Представлена доказательная база по стиранию граней и сокращение дистанции между теоретическими знаниями и практическими навыками, развитие когнитивных процессов [4].
Изучение научной и научно-методической литературы позволило сформулировать цель своей работы — использование STEAM-технологий в современной образовательной среде детского сада.
Предмет исследования — STEAM-технологии в работе с дошкольниками.
Объект исследования — образовательная среда детского сада.
Методы исследования и исследуемые
Исследование проходило в МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области. В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники различных возрастных групп. В качестве методов для проведения мониторинговых срезов использовались: «Логические задачи», театрализованные загадки и ситуации, творческие задачи, тесты на умения принимать взвешенные решения (с учетом возрастных данных).
Результаты и их обсуждение
Педагогами разработана система использования STEAM-технологий в современной образовательной среде детского сада
Рис. 1. Модель использования STEAM-технологий в современной образовательной среде детского сада
Модель имеет следующие компоненты, входящие в систему образования в детском саду, отражающие требования ФГОС ДО и ФОП ДО.
- Цель, которая достигается за счет непосредственной образовательной деятельности и STEAM-технологий.
- Методы обучения: игровые и STEAM-технологий.
- Педагогические принципы дошкольного образования.
- Конечный результат.
Погружение в STEM-среду педагоги начинали с конструирования из дерева, бумаги, пластика, например, в зависимости от возраста, занимались квиллингом или строили из Lego. Также особый интерес у детей вызывали занятия по изготовлению «избушки из китайских палочек», склеиванию кровати для кукол из палочек для мороженого, букета из желудей и др. Так дети знакомиться с принципами инженерии и постепенно приобретают элементарные технические навыки и умения.
Математическое развитие в рамках STEAM-технологий включает игровые и математические задания, направленные на понимание счета, геометрических форм, изучение взаимосвязи между числами и решение простых математических задач, например, как стены игрового дома сделать одинаковыми?
Эксперименты с живой и неживой природой. Дети знакомятся с окружающим миром, им предлагается проект, например, как вырастить лук? Как часто можно его поливать? Как приготовить почву для посадки цветов? Дети также экспериментируют с живыми организмами и неживыми материалами, что позволяет развивать наблюдательность и научный подход к изучению окружающего мира.
Дидактическая система Фребеля. Дошкольники осваивают математическую действительность, учатся понимать пространственные отношения. Важной частью занятий является развитие их способностей к творчеству и логическому мышлению.
Робототехника. Занятие проводится с воспитателем. Чаще это создание машины, паровоза, лодки из Lego и подсоединение к аккумуляторным батарейкам. Дети учатся создавать простых роботов самостоятельно, но программировать их движения и выполнять различные задачи только при помощи педагогов.
LEGO-конструирование — это любимое занятие дошкольников. Для заинтересованности детей воспитатели проводят конкурсы на лучшую конструкцию. Учитывается количество использованных элементов, сложность конструкции, разнообразие деталей и др.
Таким образом, использование STEAM-технологий способствует реализации принципов ФГОС ДО и выполнению ФОП ДО.
Литература:
- Абдумажитова, С. А. STEAM-технология как инновационная деятельность дошкольной образовательной организации. Innovations in Technology and Science Education, 2023, 2(8). С. 429–442.
- Дорофеева, А. С. Анализ развития STEAM-образования в России и за рубежом / А. С. Дорофеева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. №. 4 (54). С. 236–242.
- Филимонова, М. Е. STEAM-образование как инновационная технология в условиях дошкольной образовательной организации / М. Е. Филимонова, Н. В. Назарчук, Т. Н. Меркулова // Инновационные методы обучения и воспитания: сборник статей II Международной научно-практической конференции, 30 ноября 2020 г. в г. Пенза. Пенза: Междунар. Центр науч. сотрудничества «Наука и Просвещение», 2020. С. 40–42.
- Шербоева Н. Б. Внедрение STEAM-технологий в образование для детей дошкольного и школьного возраста. Proceedings of MMIT’24 International Conference 28 May 2024y. С. 156–158