Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Символика Кубани»
Авторы: Усенко Людмила Викторовна, Вольвич Виктория Викторовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (84) март 2025 г.
Дата публикации: 21.02.2025
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Усенко, Л. В. Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Символика Кубани» / Л. В. Усенко, В. В. Вольвич. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 3 (84). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/284/9914/ (дата обращения: 23.02.2025).
Препринт статьи
Программные задачи : познакомить детей с символикой Краснодарского края: гимном, гербом, флагом. Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать. Воспитывать патриотизм, любовь и гордость за свою Родину.
Материалы : Изображение герба, флага Кубани, гимн Кубани стихи, мозаика 2 штуки, разноцветные квадраты, цветные карандаши, материал для изготовления флага и герба.
Предварительная работа : Беседа о гимне и гербе Кубани с показом иллюстраций, чтение стихотворений о Кубани. Ознакомление, чтение и прослушивание гимна Кубани. Поставить нумерацию стульев.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята! Сегодня нас ждет интересное путешествие по просторам нашего родного края. Послушайте стихотворенье, которое вам сейчас прочитает Саша.
Ты цвети, моя Кубань,
Становись все краше.
Не уронит честь казачью
Поколенье наше.
Мы растем стране на славу
Под кубанским небом.
Будем славить край кубанский
Богатырским хлебом!
Понравилось вам стихотворение?
Воспитатель: Кто может ответить, о чем это стихотворение?
Дети: Это стихотворение о Кубани.
Воспитатель: правильно, молодцы. Ребята, нам с вами довелось родиться в Краснодарском край. А еще наш край называют Кубанью. У нас течет большая река Кубань. А главный город нашего края Краснодар. А в какой стране мы живем?
Дети: Мы живем в России.
Воспитатель: А кто знает, что такое Родина? Дети: Родина — это дом, где мы живем, где живут наши родители. Родина — это наш город Курганинск.
Воспитатель: Хорошо. Родина — это мама, папа, родной дом, улица, наш край, город. Ребята, вы знаете, у каждой страны есть свои знаки — символы государства. Кто мне их назовет?
Дети: флаг, гимн, герб.
Воспитатель: Правильно, есть они и у Кубани. Вот сегодня ребята мы с вами отправимся в путешествие и познакомимся там с нашими знаками- символами. А на чем мы отправимся узнаем после нашей игры. Какой транспорт будет лишним, мы на нем и отправимся в путешествие.
Игра «Четвертый лишний» Самолет, вертолет, пароход, ракета.
Воспитатель: Правильно. Лишний пароход, потому что это водный вид транспорта. А кто знает по какому морю мы поплывем? Какое море находится у нас в Краснодарском крае?
Дети: Черное море.
Воспитатель: Молодцы! Проходите, садитесь в пароход, занимайте места. Теперь мы с вами можем отправиться в путь.
Звучит музыка.
Воспитатель: Наша первая остановка « Россия» . Посмотрите, это карта нашей Родины России. Что рассказывает нам карта? Коричневые цвета на карте — это горы, зеленые леса и поля, синие полоски — реки, а это моря. Сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру. Перед вами разноцветные квадраты. Я буду читать стих, а вы будите поднимать и показывать квадраты такого цвета, которыми нарисованы изображения на карте.
Игра «Что рассказывает карта»
В нашей стране горы высокие (дети поднимают коричневый квадрат)
Реки глубокие (синий квадрат)
Степи широкие (желтый квадрат)
Леса большие (зеленый квадрат)
Моря голубые (синий квадрат)
Воспитатель: Наша Родина состоит из разных частичек. Их называют областью или краем. Давайте найдем на карте наш Краснодарский край и свой город.
Дети находят на карте свой край и город.
Воспитатель: Это мозаика. Она такая же разноцветная, как и карта, которую мы смотрели. Давайте попробуем с помощью мозаики собрать достопримечательности нашего города Курганинска . (Делим детей на две группы и приступаем к выполнению задания)
Воспитатель: Молодцы! Как хорошо у вас получилось. Ну а теперь, садитесь на свои места в пароход, и мы поплывем дальше.
Звучит музыка
Воспитатель: Мы прибыли на станцию «Кубань» .
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как называют людей, которые живут на Кубани?
Дети: Казаки, кубанцы.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что казаки очень веселые люди. Они не только всегда с радостью принимали гостей за богато накрытым столом, но и устраивали гулянья с веселыми играми. В одну из таких игр я вам и предлагаю поиграть. А называется она «Мельница»
Играющие встают в круг, и кружатся на своём месте. При этом все поют:
Мели, мели, мельница! Жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай и в мешочки набивай!
Крутись, крутись, жернов!
Съеден хлеб наш черный,
Съеден белый хлебик.
Мели новый, мельник!
На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто не сумеет вовремя остановиться, из игры выходит. Остальные повторяют песню и опять кружатся. Остается в кругу самый внимательный. Он и выигрывает.
Воспитатель: Ну что, ребята, поплыли дальше.
Мы прибыли на следующую станцию. «Флаг Кубани»
Перед детьми флаг Кубани Воспитатель: Это флаг. Флаг нашей малой Родины Кубани!
Воспитатель: Посмотрите, что есть на флаге?
Дети: Полоски
Воспитатель: А каких они цветов?
Дети: Малиновый, синий, зеленый.
Воспитатель: Что означает и напоминает синий цвет?
Дети: Цвет моря, неба, речки.
Воспитатель: О чем говорит малиновый цвет?
Дети: Цвет солнца, когда оно всходит и заходит.
Воспитатель: А зеленый цвет?
Дети: Зеленый — цвет травы, леса, поля.
Воспитатель: Ребята! Где можно увидеть флаг Кубани?
Дети: Мы можем увидеть их на здании администрации, школы, детского сада.
Воспитатель: Молодцы, а наше путешествие продолжается.
Следующая станция «Герб Кубани»
Смотрите, на этой станции загадка. Сейчас, мы попробуем ее отгадать.
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (Герб.)
Детям раздаются черно- белые карточки с изображением герба
Воспитатель: Правильно, это герб. Давайте рассмотрим его и поговорим, что на нем изображено.
Современный герб Краснодарского края составлен на основе исторического герба Кубанской области (1874 года) . На зеленом щите золотая стена с двумя такими же круглыми башнями, с открытыми воротами и черными швами; над башней — золотой пернач между двух серебряных бунчуков с золотыми остриями на золотых древках. Эти символы говорят о военных заслугах казачества.
В золотой верхней части щита черный орел, имеющий на груди Кавказский крест. Щит увенчан древней державной короной, над которой возвышается российский штандарт с навершием в виде орла и буквами «РФ» в центре штандарта, которые означают, что наш край входит в состав Российской Федерации. Щит украшен золотыми дубовыми листьями, соединенными алой лентой. За щитом расположены 4 лазоревых знамени, пожалованные нашим предкам за мужество и верную службу.
Воспитатель: Ребята! У вас у каждой карточки с изображением герба, но они у нас черно- белые. давайте сейчас раскрасим сой кубанский герб.
Дети берут карандаши и раскрашивают карточки с гербом.
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием! Скорее садитесь по местам. Наше путешествие продолжается. Чтоб узнать куда мы с вами приедем отгадайте загадку:
Он звучит торжественно,
Все встают приветственно –
Гражданин, отбросив всё,
Стоя слушает её. (Гимн.)
Правильно — это гимн, мы прибыли на станцию «Гимн» . В каждом регионе нашей Родины есть флаг, герб, как и у нашего Краснодарского края. Так же у нас есть и гимн. Гимн нужно слушать стоя, так мы показываем свое уважение к нашей Родине. Давайте его послушаем.
(Прослушивание гимна Краснодарского края)
Воспитатель: Гимн был написан в годы войны. Вы слышали, с какой любовью воспевается наша Родина. Её сравнивают с богатырем. А Кубань-река — многоводная и раздольная. За вот эту то родную землю и не жалели своей жизни казаки, идя на бой, за свою Родину они готовы были погибнуть. На бой они шли со знаменами, а знамена были красного цвета, цвета крови. В память о героях-казаках, которые, не жалея себя защищали свой дом, свою землю сложен этот гимн. Славные воины не склонились перед врагом, а кланяются до земли своей Отчизне. Мы с вами сохраним память о героях и будем также крепко любить свой родной край, гордиться своей Родиной.
Воспитатель: Ребята, наше увлекательное путешествие подошло к концу. Вспомните, на каких станциях мы побывали на нашем пароходе? С какими символами нашего края вы познакомились?
Запомните эти символы. Каждый житель Кубани должен знать эти символы, гордиться ими, гордиться своей Родиной, быть ее патриотом.
Патриотом называют человека, готового служить своей Родине.
В чем же проявляется служение Родине? (Служба в рядах вооруженных сил, готовность в трудную минуту встать на защиту Родины, добросовестный труд на благо Родины, бережное отношение к природе.)
В чем может проявляться ваше служение Родине, ее маленьких граждан? (Хорошо вести себя, бережно относиться к своим вещам, расти добрыми, отзывчивыми, беречь и защищать природу.)