Детско-родительский клуб как форма сотрудничества с семьями воспитанников в ДОО
Автор: Лагутина Светлана Алексеевна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (84) март 2025 г.
Дата публикации: 03.03.2025
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Лагутина, С. А. Детско-родительский клуб как форма сотрудничества с семьями воспитанников в ДОО / С. А. Лагутина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 3 (84). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/284/9970/ (дата обращения: 11.03.2025).
Вопросы поддержки и обеспечения эффективности взаимодействия родителей воспитанников и педагогов являются актуальными для системы дошкольного образования.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сегодня семья и детский сад — партнёры в создании условий для полноценного развития детей на основе сотрудничества, взаимопонимания.
Одним из способов организации работы с родителями, направленной на приобщение семьи к активному участию в вопросах дошкольного образования и укрепление связи между всеми участниками образовательных отношений, является детско-родительский клуб.
Педагоги нашего детского сада использует данную вариативную форму работы с семьями воспитанников с 2019 года и считают ее одной из самых эффективных.
Для организации детского-родительского клуба (далее — Клуба) в детском саду был создан приказ, разработано положение и план работы на учебный год, который ежегодно обновляется. В начале, форма организации мероприятий была очная, но в последние годы, в связи с обстановкой, начали практиковать и дистанционную.
Цель деятельности клуба: комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьёй и педагогами дошкольного образовательного учреждения, гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
— познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приёмами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье;
— осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста;
— формировать активную позицию родителей по отношению к процессу воспитания ребёнка в единстве с требованиями педагогов и учётом индивидуальных особенностей дошкольника.
Деятельность клуба строится на принципах:
— последовательности;
— системности;
— личностно-ориентированного подхода;
— открытости, взаимопонимания и доверия;
— социализации.
Охватывает направления:
— художественно-эстетическое (ручное творчество, изобразительное творчество, музыка и др.);
— физическое (физкультурно-спортивная деятельность, народные игры, здоровый образ жизни и др.);
— познавательное (развитие речи, подготовку к обучению в школе, развитие высших психических функций, безопасность, нравственно-патриотическое воспитание и т. п.)
Участниками клуба являются педагоги, родители (законные представители) и воспитанники всех возрастных групп детского сада. Тематика мероприятий варьируется в зависимости от социального запроса родителей, который выявляется с помощью анкетирования, проведения рефлексии в конце мероприятий и т. п., а также от актуальных задач нормативных документов. Частота организации встреч в среднем один раз в два месяца, ответственность за подготовку возлагается на старшего воспитателя, а также распределяется по очереди на всех педагогов. Мероприятия проводятся в форме лекций с элементами дискуссии, тренингов, круглых столов, семинаров, мастер-классов, деловых игр, мозговых штурмов, викторин и т. п. В основном все встречи состоят из теоретических основ определенной темы, и практического взаимодействия — совместных игр, заданий и т. п.
Рассмотрим подробнее некоторые мероприятия.
Мастер-класс «Театр ложек». Родители вместе с детьми делали героев сказки «Теремок» из пластиковых ложек и пластилина. На выпуклую сторону наносили пластилин, размазывая его по всей ложке. Далее лепили уши, рот и крепили глаза. Когда герои были готовы, дети и родители обыграли сказку, ведь ни для кого не секрет, что сказка имеет большую воспитательную функцию, она учит оценивать поступки людей, воспитывает доброту, дружбу и отзывчивость.
Литературная викторина «По дорогам сказок», целью которой было формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности к прослушиванию и чтению книг, воспитание бережного отношения к книгам, приобщение родителей к семейному чтению детских художественных произведений, расширение кругозора в сфере детской литературы. Для детей и родителей была показана презентация, оформлена выставка сказок, кроме этого, дети и родители приняли участие в театрализованной постановке русской народной сказки «Курочка Ряба», используя куклы «Би-Ба-Бо».
Викторина по патриотическому воспитанию дошкольников на тему «Россия — Родина моя». Цель: повышение компетентности в вопросах патриотического воспитания, осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников, актуализация знаний о нашей стране, о родном крае, о символах России. Участие родителей в викторине проводилось в командах, которым нужно было выполнить задания с карточками, отгадать загадки, рассказать пословицы, ответить на вопросы. Таким образом, было раскрыто понятие о Родине, ее названии, символах, о том, кто ее защищает, о городах героях, о конституции, о народных праздниках, традициях и т. п.
Еще одно мероприятие по патриотическому воспитанию в рамках деятельности Клуба — тематическая беседа «Белгородчина — мой край Родной!», на которой дети совместно с родителями рассматривали символы Белгородской области, побеседовали о региональных особенностях, правительстве, о достопримечательностях, о природном и животном мире.
В преддверии Дня Матери, совместно с детьми и родителями, был проведен мастер-класс «Приготовим мы печенье — всем для угощенья». Цель данного мероприятия было приобщение мам и детей к совместной деятельности, воспитание желания помогать маме. Воспитатели познакомили родителей и детей с несложным рецептом приготовления теста для печенья, с несколькими способами его украшения. После проведения мастер-класса, родители вместе с детьми, испекли его в домашних условиях и на следующий день поделились фотоматериалами своих результатов и организовали совместное чаепитие.
Тренинг «Нейроигры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста». В последнее время большое внимание уделяется данным играм, потому что их использование направленно на развитие высших психических процессов и стимулирование синхронизации работы полушарий головного мозга. С родителями и детьми были проведены игровые упражнения, которые нужно было выполнять одновременно двумя руками — это «Кулачок, ребро, ладошка», «Кулачок, заяц», некоторые задания выполнялись с использованием схем, по которым нужно было пройти пальцами обеих рук одновременно — это «Лабиринт», «Зигзаг», «Ладошка –круг» и другие. Очень интересная тема: и родители, и дети с удовольствием с ней познакомились.
А также были проведены встречи, посвященные знакомству:
— с песочной терапией, направленной на избавление от эмоционального напряжения, страхов, комплексов;
— с настольными играми, как средством по развитию речи и интеллекта дошкольников;
— с подвижными играми для развития лексико-грамматических категорий;
— с заданиями по подготовке детей к обучению в школе, по подготовке руки к письму;
— с играми по приобщению семей к здоровому образу жизни («Я дарю свое тепло»; «Волшебный мяч» и др.).
Дистанционный формат общения. Несколько тем, которым были посвящены онлайн-встречи — это знакомство с современными игровыми технологиями для развития дошкольников, это и песочная терапия, нейро-дорожки и т. п.; «Безопасность детей на дороге» рассматривались вопросы о дорожной безопасности, о соблюдении правил дорожного движения, были подготовлены памятки для родителей.
С 2024 года наш детский сад является участником муниципального проекта «Знай СВОю Родину», в рамках которого был создан клуб семейного туризма «Веселый рюкзачок». Организация деятельности данного клуба позволила охватить еще одно очень важное направление — организация совместного активного отдыха семьи. Цель мероприятий — это повышение интереса к истории, традициям и культуре родного края воспитанников детского сада. Был также оформлен план — график, оформлена эмблема, на основании проведенного опроса родителей, составлен список семей, желающих принимать участие в Клубе. Было приобретено оборудование для туристических походов: палатки, веревки для обучения вязанию узлов.
Один раз в квартал проводятся виртуальные туристические походы в лес с участием детей и родителей (законных представителей). Во время походов участники повторяют правила поведения в лесу, правила безопасности, бережного отношения к природе, учатся, как правильно выбрать и организовать место для отдыха, даже проводился обучающий мастер-класс по приготовлению каши на костре. На таких мероприятиях родители и дети с удовольствием делятся своими интересными рассказами о семейных походах и пикниках.
Одна из встреч с родителями и детьми была посвящена теме «Тур выходного дня». Мамы рассказали о том, как проходят их семейные выходные, о том, как они стараются проводить время с пользой для развития своих детей, показали семейные презентации.
Инструктором по физической культуре был проведен мастер-класс для родителей и детей о способах разведения костра, проведен инструктаж о правилах пожарной безопасности.
В рамках деятельности Клуба был проведен семейный конкурс на лучший туристический маршрут.
Хотелось бы добавить, что информация о деятельности клуба освящается на сайте ДОО и на официальной странице ВКонтакте.
В процессе совместной деятельности, в рамках детско-родительского клуба:
— дети демонстрируют свои умения и способности, а также начинают воспринимать родителей как союзников;
— родители (законные представители) имеют возможность увидеть способности своих детей, увидеть их сильные стороны и принять особенности развития, гармонизировать детско-родительские отношения;
— педагоги практически обучают родителей (законных представителей) педагогическим методам и приемам взаимодействия с детьми в разных образовательных областях.
Подводя итоги, следует отметить, что эффективность деятельности Клуба, которая отслеживается в ходе опроса родителей, отражается в повышении родительской компетентности, в повышении уровня открытости родителей, в проявлении желания взаимодействовать с педагогами в различных мероприятиях детского сада.
С уверенностью можно сделать вывод о том, что такая форма работы с семьями воспитанников является перспективной, интересной и результативной, учитывает их возможности, помогает проявлять творческие таланты детей и их родителей.
Литература:
1. Волкова И. А. Организация работы детско-родительского клуба в ДОУ / И. А. Волкова, С. Н. Мумладзе, Н. А. Толочек. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 28–30. — URL:https://moluch.ru/archive/232/54077/ (дата обращения: 26.05.2023).
2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Н. Доронова. — М., Сфера,2002.
3. Евдокимова Е. С. Детский сад и семья. Методика работы с родителями / Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. — М., Мозаика-синтез, 2007.
4. Лобанок Т. С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. С. Лобанок. — 2-е изд. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003.