Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 апреля, печатный экземпляр отправим 30 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста / Н. В. Сиголаева, Ю. В. Лукинова, Ю. А. Зенина [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 4 (85). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/287/10013/ (дата обращения: 12.04.2025).



Анализ психолого-педагогических исследований, проведенных как в России, так и за рубежом, показывает, что в дошкольном возрасте у детей формируется гендерная идентичность.

Исследования подтверждают, что девочки в целом показывают более высокие вербальные способности по сравнению с мальчиками, в то время как мальчики, как правило, превосходят девочек в визуально-пространственных навыках.

Исследования показывают, что у мальчиков в среднем более развиты математические способности по сравнению с девочками. Однако одновременно с этим мальчики проявляют более высокий уровень агрессии. В современном психолого-педагогическом сообществе существует множество работ, посвященных изучению гендерных особенностей детей дошкольного возраста. Тем не менее, многие исследования, проведенные в Западной Европе и США, характеризуются неоднородностью и подвергаются критике со стороны коллег.

Учёные единодушны в одном: гендерная устойчивость формируется под воздействием социокультурных норм и во многом зависит от взаимодействия между детьми и родителями. Девочки дошкольного возраста, как правило, проявляют большую социальность и восприимчивость, чем мальчики. Они лучше справляются с простыми рутинными задачами, в то время как мальчики чаще успешно решают более сложные познавательные задачи. Также наблюдается, что на девочек в большей степени влияет наследственность, тогда как для мальчиков ключевую роль играет окружающая среда. У девочек чаще всего более развиты слуховые навыки, тогда как у мальчиков наблюдается преобладание зрительного восприятия и других аспектов. Однако, по мнению ученых, в этом вопросе есть много спорных и неясных моментов. Педагоги и родители могут столкнуться с разными мнениями о половых различиях в развитии детей, включая как отсутствие различий, так и преимущества детей того или иного пола. Рассмотрим некоторые из этих мнений:

– по показателю роста мальчики имеют преимущество, однако девочки созревают раньше.

– существуют различия в моторных навыках между девочками и мальчиками, которые важно учитывать в процессе обучения. При этом не следует рассматривать какой-либо пол как эталон и «подгонять» к нему другой.

– в раннем детстве мальчики лучше различают желтый и зеленый цвета, в то время как девочки лучше воспринимают красный и фиолетовый.

– в возрасте от 3 до 4 лет и от 5 до 9 лет девочки превосходят мальчиков в зрительно-пространственных способностях.

– в старшем дошкольном возрасте девочки, словно бабочки, порхают в саду произвольного внимания, демонстрируя большую сосредоточенность и усидчивость.

– их речь льется мелодично, а интерес к занятиям горит ярким пламенем, затмевая мальчишеский пыл. Страх, словно тень, одинаково крадется за теми и другими в незнакомых и опасных лабиринтах.

– мальчики же, вопреки стереотипам, тоже не чужды эмоциональной буре, но прячут свои чувства под маской сдержанности, выпуская наружу лишь искры открытой физической агрессии, где превосходят девчонок в мальчишеской задиристости.

– самооценка мальчиков, словно крепость, выдерживает натиск времени и обстоятельств, тогда как у девочек она более хрупка, подобно цветку под порывом ветра.

– стремление к обособлению, этот тихий бунт против противоположного пола, проявляется у девочек уже на третьем году жизни, словно предчувствие иного мира, а у мальчиков — лишь на четвертом, когда их мир начинает обретать собственные, отличные от женских, очертания.

Эти неоспоримые различия между девочками и мальчиками — не просто статистка, а живая канва, сотканная из тончайших нитей психологии и социологии. Их нельзя игнорировать родителям и педагогам, ведь это ключ к гармоничному развитию личности.

Но не только врожденные различия диктуют необходимость гендерно-ориентированного воспитания. В формировании социального и эмоционального интеллекта ребенка важную роль играют не только родители, но и безжалостное зеркало детского коллектива. Сверстники, словно стражи неписаных гендерных законов, сурово наказывают отступников. Малейшее отклонение от ожидаемой модели поведения вызывает немедленное отторжение. Женственные мальчики, отвергнутые мальчишеским братством, находят утешение в обществе девочек, а девочки с маскулинными чертами, изгнанные из девичьего круга, принимаются мальчиками. Этот жестокий, но справедливый, закон детского общества требует от взрослых чуткости и понимания.

Иные исследователи полагают, что в формировании идеального образа, эталонной модели поведения, главенствует не столько идентификация или стремление подражать, сколько зияющая депривация, эмоциональная оскуделость. Ребенка неудержимо влечет к полу того значимого лица, от которого он ощущал себя отчужденным в годы становления. Дети, чье поведение словно вылеплено по гендерным лекалам, чувствуют дистанцию между собой и сверстниками противоположного пола, воспринимая их как чужаков, экзотических созданий в сравнении с привычным миром ровесников своего пола.

И хотя несоответствие гендерным стереотипам терзает душу любого ребенка, мальчики, вне зависимости от их грядущей сексуальной ориентации, сталкиваются с этим бременем куда чаще. Тому есть веские причины:

– Формирование гендерной устойчивости требует от мальчиков титанических усилий на каждом этапе. В противном случае развитие неумолимо склоняется к женскому типу.

– Мужские качества, увы, традиционно возносятся над женскими. Давление, направленное на дефеминизацию мальчиков, значительно превосходит потуги демаскулинизации девочек. Женственный мальчик — объект насмешек и порицания, тогда как мускулинная девочка вызывает спокойствие, а порой и одобрение.

– В ранние годы и мальчики, и девочки находятся под всеобъемлющим влиянием матерей и женского окружения. С возрастом мальчикам требуется решительная переориентация на мужские образцы поведения, ибо нетипичное гендерное поведение в детстве чревато для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, целым каскадом негативных последствий.

Анализ реальной практики обнажает зияющие прорехи в системе дошкольного образования в вопросах гендерного воспитания. Главная причина кроется в том, что программно-методическое обеспечение дошкольных учреждений России игнорирует гендерные особенности. В результате содержание воспитания и образования ориентируется на возрастные и психологические особенности детей в целом, упуская из виду уникальные потребности мальчиков и девочек разного возраста.

Дошкольное детство — пора, когда педагоги и родители призваны чутко прислушаться к ребенку, помочь ему раскрыть те сокрытые возможности, что дарованы самой природой пола. Ведь наша цель — воспитать мужчин и женщин, а не бесполых теней, утративших богатство своей гендерной идентичности. В этот критически важный период формирования гендерной устойчивости, мальчики и девочки, проводя долгие часы (8–12) в стенах детского сада, зачастую оказываются в исключительно женском окружении.

Наблюдения показывают, что воспитатели все чаще обращаются к детям обезличенным «дети», что не способствует формированию у ребенка четкого образа «Я» и осознанию своей социальной роли. Поэтому назрела необходимость внести в жизнь детского сада поло ориентированные обращения, всякий раз, когда это уместно и тактично.

Стратегии обучения, формы и методы, применяемые в дошкольных учреждениях, нередко ориентированы преимущественно на девочек. И воспитателями при этом выступают, как правило, женщины: дома — мама или бабушка, в детском саду — воспитательницы. В итоге, для многих мальчиков процесс становления гендерной устойчивости протекает без участия мужского начала. Более того, педагог-женщина, естественно, лишена детского опыта переживаний, с которыми сталкиваются мальчики в общении со взрослыми и сверстниками.

Вследствие этого при взаимодействии с мальчиками, многие воспитатели руководствуются стереотипными представлениями, полагая, что мальчик — это априори воплощение воли, силы и выносливости. В результате, робкие, физически слабые и ранимые мальчики, в силу своей индивидуальности, систематически подвергаются травмирующему воздействию.

Представьте ситуацию: на занятии воспитатель задает вопрос, и девочки, словно маленькие лани, первыми тянут руки. Они стремятся дать полный ответ, смотрят в глаза педагогу, демонстрируя свою внимательность. Мальчики же не торопятся, обдумывая ответ более тщательно. Речь у них развивается медленнее, чем у девочек, поэтому им требуется больше времени, чтобы подобрать нужные слова и сформулировать мысль. В итоге, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и способными, заслуженно получая похвалу и одобрение. А у мальчиков, на этом фоне, формируется заниженная самооценка, они теряют уверенность в себе и своих силах. В связи с этим, важнейшей задачей становится обучение воспитателей дифференцированному подходу к мальчикам и девочкам, как в общении, так и при организации различных видов деятельности, будь то занятия или повседневная жизнь.

Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, подтверждают: при обучении детей воспитателю необходимо учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, основанных на слуховом восприятии. Мальчики же, напротив, хуже воспринимают объяснения на слух, для них предпочтительнее визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

На занятиях по изобразительной деятельности важно создать условия, в которых и девочки, и мальчики смогут выразить то, что для них интересно и эмоционально значимо. Но при организации рисования, лепки и аппликации необходимо помнить, что моторика кисти руки у мальчиков отстает от моторики девочек примерно на полтора года.

В лабиринтах детской души, где формируются первые представления о себе и мире, воспитателю следует помнить о тончайших струнах, на которых играет восприятие девочки. Интонация, форма оценки, ее публичность — для юных принцесс это зеркало, в котором отражается их значимость. Искреннее восхищение в глазах сверстников, одобрение родителей — вот эликсир, питающий их самооценку.

Для мальчиков же компас успеха указывает на конкретный результат: освоенное приветствие, сияющие чистотой зубы, возведенная конструкция. Каждый завоеванный навык — это кирпичик в фундаменте его личности, повод для гордости и стимул к новым вершинам. Стремление закрепить успех, повторяя освоенное, — не признак застоя, а потребность утвердиться в своих достижениях, требующая мудрого понимания и поддержки со стороны взрослого.

Мир мальчишеских игр — это арена дружеских потасовок, кипящих энергией и азартом. Не стоит видеть в них проявление агрессии. Напротив, это способ выплеснуть эмоции и зарядиться позитивом. Прерывая эти спонтанные баталии, воспитатель гасит искру радости в детских глазах. Пришло время научиться видеть в этих играх не хаос, а здоровую потребность, и направлять эту энергию в конструктивное русло.

Различия между мальчиками и девочками особенно ярко проявляются в игровой деятельности. Исследования показывают, что у них разное содержание и стили игры, которые часто не находят отклика в сердцах воспитателей-женщин, предпочитающих тихие игры в «дочки-матери». Шумные, подвижные игры мальчиков нередко вызывают раздражение, воспринимаются как бессмысленная беготня, чреватая травмами. В результате мальчики лишаются возможности играть в истинно «мужские» игры, что негативно сказывается на их развитии.

При совместном воспитании мальчиков и девочек задача педагога — создать атмосферу единства, где каждый мог бы проявить себя в соответствии со своими гендерными особенностями. Важно организовывать совместные игры и занятия, где дети учатся взаимодействовать, учитывая интересы друг друга.

Особое внимание следует уделить предметно-пространственной среде, которая является не только источником знаний и социального опыта, но и основой для развития личности ребенка. Задача взрослого — открыть перед мальчиками и девочками все возможности этой среды, помочь им выбрать то, что соответствует их интересам и потребностям.

Однако в реальности часто наблюдается перекос в сторону «девчачьих» материалов и пособий. Кукольная мебель, атрибуты для игр в «семью» — все это ближе и понятнее женщине-воспитателю. Красота кукольного мира радует глаз больше, чем технические игрушки, конструкторы или наборы для игр на ловкость и меткость. Кроме того, игры девочек создают ощущение безопасности, в отличие от игр мальчиков, которые кажутся более рискованными.

Очевидно, что в воспитании дошкольников существует немало проблем, связанных с формированием гендерной идентичности. Решение этих проблем возможно при условии, что мы будем опираться на современные достижения психологии и педагогики. Четвертый год жизни — наиболее благоприятный период для начала этой важной работы.

Литература:

  1. Баранникова, Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях [Текст]: Метод.пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. А. Баранникова. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.
  2. Градусова, Л. В. Гендарная педагогика [Текст]: Учебное пособие / Л. В. Градусова. — 2016
  3. Доронова, Т. Н. Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду [Текст]: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка — Пресс, 2009
  4. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.
  5. Шипицына, Л. М. Азбука общения [Текст]: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3–6 лет) / Л. М. Шпицына. — СПб.: Детство — Пресс, 2010. — 70 с.
  6. Щетинина, А. М., Иванова О. И. Полоролевое развитие детей 5–7 лет [Текст]: Методическое пособие / А. М. Щетинина — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
Задать вопрос