Игровые приемы автоматизации и дифференциации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 апреля, печатный экземпляр отправим 30 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (85) апрель 2025 г.

Дата публикации: 25.03.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Рахмина, О. А. Игровые приемы автоматизации и дифференциации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников / О. А. Рахмина, Н. В. Колумбаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 4 (85). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/287/10032/ (дата обращения: 18.04.2025).



В статье представлен опыт использования в работе учителя-логопеда логопедических наклеек для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в игровых приемах.

Ключевые слова : нарушение произношения, автоматизация звуков, логопедические наклейки, игровые приемы.

Нарушение звукопроизношения не перестает быть актуальной проблемой в развитии речи. Коррекция звукопроизношения — одно из приоритетных направлений логопедической работы в образовательных учреждениях. [2, с. 115] Нарушение звуков входит в состав таких речевых диагнозов как дислалии, дизартрии, алалии и др.

Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. [3, с. 5]

Одним из этапов при коррекции звукопроизношения является автоматизация поставленных звуков. Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности — это введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры — слова и фразы. Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности. [4, с. 103]

Если дефекты звукопроизношения проявлялись в виде замен или смешения звуков, необходимо переходить к этапу дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя. [1, с. 5]

На этапах автоматизации и дифференциации тренировать правильное произношение поставленных звуков легче и доступнее всего в игре, игровых упражнениях –так как именно игра является ведущим видом деятельности детей-дошкольников.

Мы в своей работе используем различные игровые приемы. Например адаптируем и используем настольные игры такие как: ходилки, лабиринты, дубль, шашки, домино и другие настольные игры. Так же мы используем наклейки с картинками на заданный звук. Такое логопедическое пособие просто находка в нашей работе. Наклейки могут использоваться несколько раз, наклеивая их на разнообразные игровые материалы с различной поверхностью такие как: кубики, фишки, стаканы, ложки, прищепки, лопатки, мячи, кегли, камни, ракушки, колокольчики, на магниты, на различные игровые фоны и просто на свои пальцы, руки.

Для игрового сюжета мы можем доставать эти предметы из мешочка, коробки, пакета, можем закапывать или искать в сыпучем сенсорном материале, использовать на магнитной доске, в игре рыбалка, выкладывать различные предметы с наклейками в визуально-ритмические ряды.

Далее идет описание нескольких игр с использованием лого-наклеек.

Игра со стаканами на автоматизацию звука [С] в стечении согласных .

Стаканы могут быть разного цвета, размера и материала.

Клеем наклейки с заданным звуком в стаканы и засыпаем их легкими помпошками или легкими шариками, кусочками бумаги. Просим ребенка подуть на них, они разлетаются, после чего ребенок поизносит, что в стакане: в стакане капуста, мост, ласты, листья, аист, стакан и т. д.

Игра со стаканами на автоматизацию звуков

Клеем наклейки на дно большого стакан и такую же наклейку на маленький стаканчик, выкладываем визуально-ритмический ряд 1+1, большой стакан+ маленький стаканчик. Далее переворачиваем большой стакан и произносим название картинке в большом стакане, а на маленьком стаканчике ту же картинку с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

В большом стакане лимон, на маленьком стаканчике лимончик и т.д.

Игра с камнями на автоматизацию звуков

Клеем наклейки на игровые камни и выкладываем их друг на друга.

Далее произносим кладу на лапу-лупу, кладу на лупу, лук или на лапе лупа, на лупе-лук. Использовать можно различные наклейки исходя из поставленных целей.

Игра с лягушками на автоматизацию звуков

Клеем наклейки на игрушечные лягушки и говорим, лягушка несет шапку, шкаф, шину, или у лягушки, на лягушке: шапка, машина, пушка, шишка и т. д.

Игра ложками на автоматизацию звуков

Клеем на ложки наклейки. Выкладываем визуально- ритмический ряд из ложек 1+1 одна ложка лежит вниз, другая вверх. Переворачиваем ложку и произносим на ложке молоток, под ложкой пила т. д.

Игра на дифференциацию звуков

Наклейки со звуком [Л] клеем на руку и произносим на руке лайм, на руке слон, на руке стол, на руке стул, и т. д. В зависимости от задач, можно клеить на любую часть тела и дополнительно тренировать в ориентировке пространства и собственного тела.

Игра на дифференциацию звуков [Л] [Ль]

Ставим на зеленую полку предметы с наклейками со звуком [Ль], а на голубую полку предметы с наклейками со звуком [Л]. Например: ставлю лимон на зеленую полку, а лайм кладу на голубую полку.

Литература:

  1. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.
  2. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / Под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 704 с.
  3. Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов. — Санкт-Петербург: Каро, 2006. — 256 с.
  4. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. —— М.: «Просвещение», 1973. — с. 272 с ил.

Ключевые слова

игровые приемы, автоматизация звуков, нарушение произношения, логопедические наклейки
Задать вопрос