Обучение грамоте детей дошкольного возраста
Автор: Златьева Юлия Владимировна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (85) апрель 2025 г.
Дата публикации: 29.03.2025
Статья просмотрена: 7 раз
Библиографическое описание:
Златьева, Ю. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста / Ю. В. Златьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 4 (85). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/287/10041/ (дата обращения: 10.04.2025).
В статье рассматриваются ключевые аспекты и методические подходы к обучению грамоте детей дошкольного возраста, начиная с фонематического. Автор выделяет важность спешки раннего введения детей в мир письменной речи и объясняет, как игры, упражнения и различные творческие задания могут сделать процесс обучения увлекательным и комфортным.
Обсуждаются современные методы, используемые в обучении, такие как использование мультимедийных ресурсов и интерактивных игр, что позволяет детям не только освоить базовые навыки, но и развивать критическое мышление и творческие способности. Кроме того, статья акцентирует внимание на необходимости индивидуального подхода к каждому ребенку, что является залогом успешного и продуктивного обучения.
Ключевые слова: методические подходы, работа с родителями, индивидуальный подход.
В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих детей перед школой. Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырём годам. Именно период с четырёх до пяти лет считают периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи. Известный российский психолог Р. С. Немов настаивает на том, что научение детей грамоте можно и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст и сделать обязанностью дошкольного обучения. [1] При этом следует отметить, что в этом деле не следует спешить. Сейчас учёные настаивают на том, что нельзя начинать обучение грамоте ребёнка двух-трёх лет, когда его мозг еще не созрел для этого.
Еще в прошлом веке такие российские ученые, как Л. С. Выготский, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, Л. И. Божович, признавали возможность обучения грамоте дошкольников.
Обучение грамоте необходимо осуществлять с учётом следующих условий:
– Ребёнок должен изъявить своё добровольное желание научиться читать, быть психологически готовым к обучению. У ребёнка должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, мелкая моторика рук;
– Учитывать особенности мышления и восприятия ребёнка;
– Обучение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь на игру, как на основную форму деятельности дошкольника;
– Обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне;
Давайте рассмотрим ключевые аспекты и методические подходы к обучению грамоте детей дошкольного возраста:
1.Фонематическое восприятие: Развитие способности различать и воспринимать звуки речи является первым шагом к обучению грамоте. Игры на слуховое различие, ритмические упражнения и стихотворения помогают детям осваивать фонемы.
Весь процесс обучения должен строиться только на материале правильно произносимых ребёнком звуков.
Чтобы научить ребёнка читать, его приводят к пониманию того, что речь рождается из слов. Ребёнок усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Данный метод впервые обосновал К. Д. Ушинский в 1864 году в книге «Родное слово». Именно он разработал конкретные методические приемы выполнения специальных упражнений для подготовки детей к усвоению программы на основе этого метода.
2.Совместная работа с родителями: Взаимодействие с семьями и организация совместных мероприятий позволяют поддерживать и развивать навыки грамотности вне учебного заведения.
Личность ребёнка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях, поэтому вопросами взаимосвязи педагога с семьёй уделяется большее внимание. В обучении грамоте детей дошкольного возраста участие родителей особенно важно. Именно родители развивают культуру семейного чтения, прививают ребёнку любовь к книге, личным примером.
3.Чтение и рассказывание сказок: Чтение книг и рассказывание сказок помогает развить у детей пассивный и активный словарный запас, воображение и навыки рассказывания. Взаимодействие с текстом через вопросы и обсуждения способствует глубокому пониманию.
Например, как «Верёвочные сказки» — мощный инструмент познавательного и речевого развития ребёнка в доступной, игровой, ненавязчивой форме. [2]
Педагог для родителей проводит тематические родительские собрания, мастер-классы, создают библиотеки специальной литературы, где педагог может подсказать родителям, какую именно литературу нужно подобрать для их ребёнка, устраивать домашние сценки из сказок. Организация праздников, презентаций книжек и чтений, где дети могут продемонстрировать свои навыки чтения и письма, способствует эмоциональной поддержке и уверенности.
4.Интерактивные методы: Применение мультимедийных средств, таких как обучающие приложения и видеоматериалы, помогает вовлечь детей в процесс обучения и сделать его более доступным и увлекательным
5.Использование игр и игровых методик для обучения. Интерактивные игры и настольные игры, карточки с буквами, загадки и викторины делают занятия разнообразными и интересными, способствуя развитию мотивации.


6.Двигательная активность: Развитие мелкой моторики рук через рисование, лепку, конструирование способствует улучшению координации и подготовке к письму. Здесь также важно использовать упражнения на артикуляцию.
Всё это поможет пробудить в ребёнке большое желание научиться читать.
Перед началом занятий педагог обязательно проводит консультацию для родителей, объясняя им задачи и содержание работы, показывает методы и приемы работы с детьми.
Педагог должен правильно выбрать комплект пособий для обучения грамоте детей дошкольного возраста, так как главное — это не просто научить детей читать слова и предложения, а добиться осознанности чтения. Дети должны уметь соотносить прочитанные слова с соответствующими изображениями, объяснять, что обозначает прочитанное слово. По каждому прочитанному предложению дети должны уметь ответить на вопросы.
Приступая к обучению грамоте, педагог делает педагогическую диагностику индивидуального развития детей, оценить состояние произносительности стороны речи и уровень развития фонематических процессов у каждого ребёнка, для выявления нарушения развития и устранения в течении добукварного периода.
Хочется выделить, что учёт уровня развития каждого ребенка, его интересов и способностей. Педагог должен создать условия для гибкого обучения, позволяя детям двигаться в своем темпе.
1. Каждый ребёнок уникален, и его способности к обучению могут значительно различаться. Индивидуальный подход позволяет учитывать уровень развития, интересы и стиль обучения каждого ребёнка, что активно способствует его прогрессу.
2. Дети, обучающиеся в собственном темпе, чувствуют себя более комфортно и уверенно. Это помогает избежать стресса и тревоги, связанных с конкуренцией и сравнением с другими детьми, что особенно важно в дошкольном возрасте. Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков, особенно фонетических и грамматических. [3]


3. Индивидуализированное обучение способствует заинтересованности детей. Когда занятия соответствуют их интересам и потребностям, они более восприимчивы к материалу и охотнее участвуют в процессе.
4. Индивидуальный подход помогает детям осознать свои сильные и слабые стороны, что является важным аспектом формирования уверенности в себе и самооценки. Они начинают понимать, что обучение — это процесс, требующий времени и усилий.
5. Обучение может быть адаптировано в зависимости от прогресса ребёнка. Если он испытывает трудности в освоении материала, педагог может предоставить дополнительные ресурсы и упражнения или изменить методику обучения.
6. Индивидуальный подход позволяет активнее развивать у детей навыки анализа и критического осмысления прочитанного, что положительно сказывается на их понимании текстов и способности к рассмотрению различных точек зрения.
7. Каждый ребёнок имеет свой собственный темп восприятия и усвоения информации. Индивидуальный подход позволяет двигаться в ритме, комфортном для конкретного ребёнка, тем самым создавая условия для более глубокого понимания и закрепления материала.
8. Подход, основанный на индивидуальных потребностях, способствует формированию доверительных отношений между педагогом и ребёнком. Это, в свою очередь, создает атмосферу безопасности и поддержки, необходимую для успешного обучения.
9. Каждый ребёнок приходит с разным опытом и знаниями. Индивидуальный подход предполагает, что педагог будет использовать этот опыт для дальнейшего обучения, что делает процесс более логичным и связанным.
10. Индивидуальный подход не только способствует улучшению навыков чтения, но и поддерживает развитие других важных навыков, таких как коммуникация, социальные взаимодействия и эмоциональная грамотность.
Таким образом, обучение грамоте в дошкольном возрасте — это не только подготовка к школе, но и важный этап в общем развитии личности ребенка, формирующий у него интерес к чтению и обучению в целом. А индивидуальный подход к обучению чтению имеет огромное значение и способствует созданию условий для успешного и продуктивного обучения, а также всестороннему развитию ребёнка.
Литература:
- Немов, Р. С. Психология. — М., «П», 1995, с. 280
- Верёвочкины сказки: методическое пособие /под ред. В. В. Воскобовича, Л. В. Паруниной. — Санкт — Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2025. — 136 с.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. — 144 с.