Конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет «Птицы. Какие они?» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 апреля, печатный экземпляр отправим 30 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (85) апрель 2025 г.

Дата публикации: 27.03.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Горбенко, С. Н. Конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет «Птицы. Какие они?» / С. Н. Горбенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 4 (85). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/287/10042/ (дата обращения: 18.04.2025).



Цель : Расширить, уточнить и закрепить представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Формируемая ценность: Проявлять интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельность.

Задачи по образовательным областям :

Познавательное развитие

— Расширить и закрепить представления детей о перелетных и зимующих птицах;

— Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера;

— Воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.

Речевое развитие

— Учить высказывать и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

— Формировать умение вести диалог между воспитателем и детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками.

Художественно-эстетическое развитие

— Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, к художественно-творческой деятельности.

— Воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные навыки аппликации.

— Закрепить умение работать с бумагой и ножницами, создавать условия для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальности, формирование эстетического вкуса.

Физическое развитие

— Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Социально-коммуникативное развитие

— Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности, договариваться, помогать друг другу.

Словарная работа : зимующие, перелетные, маховые, рулевые (хвостовые) , пуховые, гогочут, щебечут, стрекочут, курлычут, кукуют, галдят.

Оборудование: Иллюстрации с изображением перелетных и зимующих птиц, перья птиц, лупа, небольшие камешки, мяч, черная гуашь, цветная бумага, клей, ножницы, распечатанный плакат с кормушкой, синички и журавли для вырезания, аудиозапись с пением птиц, корм для птиц, кормушки.

Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, рассматривание альбомов «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, чтение художественной литературы: Иван Соколов-Микитов «Ласточки и стрижи», В. Бианки «Лесные домишки», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше», «Сова», Н. Сладков «Ласточка» и другие.

Ход занятия:

Организационный момент :

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня есть! (воспитатель показывает коробку)

— Я для вас приготовила сюрприз. Хотите узнать, что там? (да)

— Тогда отгадайте загадку.

Летать птице помогают,

Никогда не намокают? (Перья)

Воспитатель: Верно, это перья птиц. Посмотрите сколько перьев в коробке. Как вы думаете, где я их взяла? (предположения детей)

— Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое оперение, удаляют чужеродные предметы, вытирают жир и периодически меняют лишнее перо. И вот, сколько перьев я собрала для вас.

И мы сегодня поговорим о птицах, которые остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые уже улетели.

— Как называют птиц, которые с наступлением холодов улетают на зиму в теплые края? (Перелетные птицы).

— Почему они улетают в теплые края? (потому что…боятся холода и голода) .

— Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются? (Зимующие птицы)

— Чем люди могут помочь зимующим птицам? (Люди подкармливают птиц зимой, чтобы они не погибли от холода и голода).

— Как вы думаете, какую роль играют перья для птиц ( Перья нужны птицам для полета, они помогают сохранить тепло и придают птицам неповторимую окраску).

— Давайте рассмотрим перья через лупу.

— Возьмите по одному перышку в руки. Потрогайте, какое оно на ощупь? Что можно сказать? (оно гладкое, пушистое, длинное, короткое, маленькое, большое, широкое, узкое) .

— Я вам напомню, что перья бывают нескольких видов — маховые, пуховые и рулевые (хвостовые) . Давайте внимательно посмотрим на них, и скажем для чегоптицам нужны маховые, рулевые и пуховые перья. ( маховые –для полета, птица машет крыльями , пуховые — согревают птичку, рулевые — помогают птице поворачивать . (педагог подсказывает, если дети затрудняются ответить) .

А где в быту нам может пригодиться перо? ( Можно рисовать перьями. Можно покрасить перья для поделок , ими украшают шляпы, одежду. Пуховыми перьями набивают подушки, куртки. Раньше не было ручек, люди писали пером).

— Верно! А хотите попробовать написать пером? ( да )

— У вас замечательно получилось!

Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело ( воспитательобращает внимание на стол, где расположены картинки с птицами).

— Давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.

— Вот розовый круг с силуэтами птиц, летящих клином. Как вы думаете, для каких птиц этот знак? (для перелетных птиц).

— А вот голубой круг с кормушкой. Для каких птиц? (для зимующих птиц).

— Давайте поиграем! Возьмите все по две картинке, внимательно рассмотрите их и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно прилететь! А затем проверим, все ли правильно нашли свою стайку. Раз, два, три, зимующих и перелётных птиц разбери!

— Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.

— Хотите ещё поиграть?!

— Ребята, вы конечно знаете, что разные птицы произносят звуки по-разному. Дидактическая игра «Кто как голос подает?» .

— Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и отвечайте, как птица голос подаёт. Например, гуси — гогочут. Далее дети самостоятельно дают ответы:

— Воробей? ( чирикает ).

— Ворона? ( каркает).

— Дятел? ( стучит).

— Кукушка? (кукует ).

— Сова? ( ухает ).

— Сорока? ( стрекочет ).

— Соловей? ( поет ).

— Голубь? ( воркует).

— Ласточка? (щебечет ).

— Журавль? ( курлычет )и т. д.

— А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.

Экспериментальная деятельность

Воспитатель: Как вы думаете, перо легкое или тяжелое? (легкое)

— Давайте проверим. Возьмите в одну руку перо, а в другую камешек. Что легче, а что тяжелее? Попробуйте одновременно уронить на пол и перо и камень . Что быстрее упало? Почему? (Камень быстрее упал, он тяжелее, а перо… легче)

Воспитатель: Давайте проведём ещё один эксперимент. Возьмите в одну руку перо, а в другую камешек и теперь подуйте на камешек, а потом на перо. Что произошло? (Камешек не сдвинулся с ладони, он тяжёлый, а перо улетело, оно лёгкое.)

Вывод : Значит вы, правы, перо легкое . Как можно ещё сказать про перо, оно какое? (Пушистое, красивое, нежное, мягкое и т. д.)

Физминутка. «Отгадай и присядь»

Ребята, я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной птицы, то машите руками и летайте как птицы. (Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.)

— Молодцы!

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сделать аппликацию перелетных и зимующих птиц. Кто хочет делать перелетных птиц — подойдите к желтому, круглому столу, кто хочет сделать зимующих птиц — подойдите к красному, прямоугольному столу.

Практическая часть

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям свободу в творчестве, оказывая индивидуальную помощь.

Заключительная часть

По окончании работы педагог предлагает детям разместить работы на выставку и посмотреть, что же получилось.

Воспитатель: Ребята, какие замечательные работы у вас получились! Какая работа понравилась больше всех? Почему? Что вам сегодня понравилось больше всего? Что для вас было трудным? Вы все сегодня молодцы! Теперь нам осталось смешать корм для птиц и насыпать его в кормушки.

На прогулке дети вешают кормушки (сделанные совместно с родителями) и радуются своей работе.

Задать вопрос