Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по теме «Обучение грамоте. Знакомство с буквой С»
Автор: Халина Татьяна Анатольевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (85) апрель 2025 г.
Дата публикации: 27.03.2025
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Халина, Т. А. Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по теме «Обучение грамоте. Знакомство с буквой С» / Т. А. Халина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 4 (85). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/287/10043/ (дата обращения: 18.04.2025).
Возраст воспитанников: старшая группа (5–6 лет), дети с ОВЗ
Образовательные области : речевое развитие , познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, конструирование, самообслуживание, изобразительная.
ЦЕЛЬ:Знакомство с печатной буквой С.
Задачи:
– Способствовать знакомству с буквой С.
– Актуализировать (при необходимости формировать) знания детей о гласных и согласных звуках.
– Создать условия для профилактики нарушений письменной речи.
– Развивать речевой слух, фонематическое восприятие, зрительное внимание и восприятие, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику.
– Способствовать умению планировать свою деятельность и доводить начатое до конца.
– Создать условия для воспитания ценности «сотрудничество»: взаимопонимания, доброжелательности.
– Создать условия для воспитания ценности «знания»: воспитывать активность, самостоятельность, инициативу.
– Создать условия для воспитания ценности «труд»: воспитывать трудолюбие при выполнении задания, упражнения.
– Создать условия для воспитания ценности «культура и красота»: прививать художественно-эстетический вкус
Оборудование: Магнитная доска, Знайка с демонстрационным плакатом «Буква С», Незнайка, картинки, парные к плакату «Буква С», плакат «План» с карточками значок «Звуки», значок «Счетные палочки», значок «Напиши», значок «Игровой кубик», значки «Выполнено» (на магнитах), листы-задания «Буква С», клей-карандаш по числу детей, контейнеры с фасолью, с нарезанными трубочками для коктейля, мелкими шариками, бусинами, цветные карандаши, конверты с пазлами-буквами.
- Способствование формированию мотивации к деятельности.
Содержание |
Обратная связь на высказывания детей/ примечание |
(На доске висит демонстрационный плакат «Буква С» и фигурка Знайки. На столе лежат карточки: слон, сарафан, сапоги, сани, сыр, солнце, стул, собака, самолет, синица — и фигура Незнайки) |
|
- Проходите, ребята! Рада вас видеть! — Давайте подумаем, какая тема нашего занятия? — Ребята, а кто это к нам пожаловал? — Что бы хотел Знайка на нашем занятии? Игра «Помоги Незнайке» — развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия, умение подбирать парную картинку — Рассмотрите картинки у Незнайки. — Что предлагает Знайка Незнайке, как вы думаете? (дети находят картинки у Незнайки на столе и крепят на плакат к Знайке) — Какие картинки вы прикрепили? — Что заметили, когда называли картинки? — Значит, с какой буквой хочет познакомить Знайка своего друга из Цветочного города? |
Если дети говорят о знакомстве с новой буквой: — Какие вы догадливые! Если дети затрудняются ответить, обращаю внимание на доску. — Как быстро вы помогли Незнайке! Молодцы! |
- Способствование планированию детьми их деятельности.
Содержание |
Обратная связь на высказывания детей/ примечание |
- Что нужно, чтоб хорошо запомнить букву? (Вывешивается плакат «План», составление детьми плана знакомства с буквой) — Что делаем сначала, когда познакомились с буквой? 1) Какие звуки обозначаются буквой (прикрепляется значок «Звуки») 2) Конструирование буквы (прикрепляется значок «Счетные палочки») 3) Печатанье буквы (прикрепляется значок «Напиши») 4) Игра с буквой (прикрепляется значок «Игровой кубик») |
Если дети затрудняются подобрать слово «план»: — Давайте вспомним, слово, которое обозначает, что мы делаем всё по порядку. Если дети затрудняются: — Посмотрите, что приготовил Знайка для Незнайки и нас. (дети находят рядом с Незнайкой листы-задания) Если дети хорошо помнят последовательность работы при знакомстве с буквой, листы-задания находятся после составления плана) — Наш план знакомства с буквой готов. И тут вы очень быстро помогли Незнайке! |
- Способствование реализации детского замысла.
Содержание |
Обратная связь на высказывания детей/ примечание |
- Приступаем к выполнению первого пункта плана 1) Упражнение «Гласный-согласный» — развитие навыка звукового анализа. — Что у Незнайки ещё осталось на столе? Для чего эти картинки? — «Сарафан» — какой первый звук вы произнесли? Он какой? (согласный твердый). Раскрасьте одну букву С цветом для обозначения согласного твердого, а картинку поместите рядом с буквой. — «Синица» — какой первый звук вы произнесли? Он какой? (согласный мягкий). Раскрасьте другую букву С цветом для обозначения согласного мягкого, а картинку поместите рядом с этой буквой. — Какое задание из плана мы выполнили? Как обозначим выполненное задание? (Дети берут знак «Выполнено», вешают рядом с пунктом 1) 2) Упражнение «Конструирование буквы» — развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. — На какую букву, которую мы умеем печатать похожа буква С? — Куда на нашем листе с заданиями можно написать эту букву? — Как Незнайке не перепутать две похожие буквы? — Превратите букву О в букву С с помощью конструирования из удобных материалов. (Дети берут коробочки с мелкими предметами: фасолью, нарезанными трубочками для коктейля, крупными бусинами, мягкими шариками) — Что хотите выложить в соседних клетках? (Дети обмениваются коробочками с мелкими предметами) — Какое задание из плана мы выполнили? Как обозначим выполненное задание? (Дети берут знак «Выполнено», вешают рядом с пунктом 2) — Что будем делать дальше? 3) — Прежде, чем начнем писать букву С, разогреем пальчики, чтоб они стали послушными. Пальчиковая гимнастика «Загадаю букву». (Дети из пальцев и ладошек конструируют буквы одной или двумя руками (О, С, М, А, И, Г, Ы) Упражнение «Печатанье буквы» — развитие мелкой моторики. — Послушайте, какое стихотворение придумал Незнайка про букву С: Бублик дети откусили, Сделать букву С решили. — Почему он так сочинил? (Письмо С в воздухе. Печатанье буквы С на листе-задании) — Какое задание из плана мы выполнили? Как обозначим выполненное задание? (Дети берут знак «Выполнено», вешают рядом с пунктом 3) — Что будем делать дальше? Игра «Снежный ком» — развитие зрительного внимания, профилактика дисграфии . — Что за игра в нижней части листа-задания? (Найти все снежные комки с буквой С) — Каким карандашом будете закрашивать? Почему? — Какое задание из плана мы выполнили? Как обозначим выполненное задание? (Дети берут знак «Выполнено», вешают рядом с пунктом 4) |
Если дети затрудняются определить гласный или согласный звук: — Какой звук называем гласным? Почему? А какой согласным? Что мешает петь нам [c]? — Первый пункт выполнен, здорово! Если не смогли вспомнить похожую букву: — Выберите эту букву из настенной азбуки. Если детям интересно выкладывать букву, в соседних клеточках можно выложить букву С из других предметов — Второй пункт выполнен, и тут мы справились! Если дети затрудняются с ответом: —Давайте внимательно посмотрим на наш план. Можно находить названную букву на настенной азбуке При затруднении: — На что похож бублик? — Как надо от него откусить, чтоб стал похож на букву С? Если дети держат карандаш неправильно, обращаю внимание, если посадка при письме неправильная, напоминаю правила правильной осанки. — Третий пункт выполнен, молодцы! Если дети затрудняются с ответом: —Давайте внимательно посмотрим на наш план. — Что вы заметили? План выполнен! |
- Способствование проведению детской рефлексии.
Содержание |
Обратная связь на высказывания детей/ примечание |
- С какой буквой познакомились? Какие звуки обозначает буква С? Это какие звуки? — Как вы думаете, Незнайка запомнил новую букву? Почему? —Наше занятие окончено. |
— Ваша помощь Знайке была очень важна. И вот, что он оставил вам для игры после сна — пазлы-буквы, которые вам хорошо знакомы. — Спасибо за дружную работу! |