Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по теме «Обучение грамоте. Знакомство с буквой С» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 апреля, печатный экземпляр отправим 30 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (85) апрель 2025 г.

Дата публикации: 27.03.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Халина, Т. А. Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по теме «Обучение грамоте. Знакомство с буквой С» / Т. А. Халина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 4 (85). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/287/10043/ (дата обращения: 18.04.2025).



Возраст воспитанников: старшая группа (5–6 лет), дети с ОВЗ

Образовательные области : речевое развитие , познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, конструирование, самообслуживание, изобразительная.

ЦЕЛЬ:Знакомство с печатной буквой С.

Задачи:

– Способствовать знакомству с буквой С.

– Актуализировать (при необходимости формировать) знания детей о гласных и согласных звуках.

– Создать условия для профилактики нарушений письменной речи.

– Развивать речевой слух, фонематическое восприятие, зрительное внимание и восприятие, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику.

– Способствовать умению планировать свою деятельность и доводить начатое до конца.

– Создать условия для воспитания ценности «сотрудничество»: взаимопонимания, доброжелательности.

– Создать условия для воспитания ценности «знания»: воспитывать активность, самостоятельность, инициативу.

– Создать условия для воспитания ценности «труд»: воспитывать трудолюбие при выполнении задания, упражнения.

– Создать условия для воспитания ценности «культура и красота»: прививать художественно-эстетический вкус

Оборудование: Магнитная доска, Знайка с демонстрационным плакатом «Буква С», Незнайка, картинки, парные к плакату «Буква С», плакат «План» с карточками значок «Звуки», значок «Счетные палочки», значок «Напиши», значок «Игровой кубик», значки «Выполнено» (на магнитах), листы-задания «Буква С», клей-карандаш по числу детей, контейнеры с фасолью, с нарезанными трубочками для коктейля, мелкими шариками, бусинами, цветные карандаши, конверты с пазлами-буквами.

  1. Способствование формированию мотивации к деятельности.

Содержание

Обратная связь на высказывания детей/ примечание

(На доске висит демонстрационный плакат «Буква С» и фигурка Знайки. На столе лежат карточки: слон, сарафан, сапоги, сани, сыр, солнце, стул, собака, самолет, синица — и фигура Незнайки)

- Проходите, ребята! Рада вас видеть!

— Давайте подумаем, какая тема нашего занятия?

— Ребята, а кто это к нам пожаловал?

— Что бы хотел Знайка на нашем занятии?

Игра «Помоги Незнайке» развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия, умение подбирать парную картинку

Рассмотрите картинки у Незнайки.

— Что предлагает Знайка Незнайке, как вы думаете?

(дети находят картинки у Незнайки на столе и крепят на плакат к Знайке)

— Какие картинки вы прикрепили?

— Что заметили, когда называли картинки?

— Значит, с какой буквой хочет познакомить Знайка своего друга из Цветочного города?

Если дети говорят о знакомстве с новой буквой:

— Какие вы догадливые!

Если дети затрудняются ответить, обращаю внимание на доску.

— Как быстро вы помогли Незнайке! Молодцы!

  1. Способствование планированию детьми их деятельности.

Содержание

Обратная связь на высказывания детей/ примечание

- Что нужно, чтоб хорошо запомнить букву?

(Вывешивается плакат «План», составление детьми плана знакомства с буквой)

— Что делаем сначала, когда познакомились с буквой?

1) Какие звуки обозначаются буквой (прикрепляется значок «Звуки»)

2) Конструирование буквы (прикрепляется значок «Счетные палочки»)

3) Печатанье буквы (прикрепляется значок «Напиши»)

4) Игра с буквой (прикрепляется значок «Игровой кубик»)

Если дети затрудняются подобрать слово «план»:

— Давайте вспомним, слово, которое обозначает, что мы делаем всё по порядку.

Если дети затрудняются:

— Посмотрите, что приготовил Знайка для Незнайки и нас.

(дети находят рядом с Незнайкой листы-задания)

Если дети хорошо помнят последовательность работы при знакомстве с буквой, листы-задания находятся после составления плана)

— Наш план знакомства с буквой готов. И тут вы очень быстро помогли Незнайке!

  1. Способствование реализации детского замысла.

Содержание

Обратная связь на высказывания детей/ примечание

- Приступаем к выполнению первого пункта плана

1) Упражнение «Гласный-согласный» развитие навыка звукового анализа.

— Что у Незнайки ещё осталось на столе? Для чего эти картинки?

— «Сарафан» — какой первый звук вы произнесли? Он какой? (согласный твердый). Раскрасьте одну букву С цветом для обозначения согласного твердого, а картинку поместите рядом с буквой.

— «Синица» — какой первый звук вы произнесли? Он какой? (согласный мягкий). Раскрасьте другую букву С цветом для обозначения согласного мягкого, а картинку поместите рядом с этой буквой.

— Какое задание из плана мы выполнили? Как обозначим выполненное задание?

(Дети берут знак «Выполнено», вешают рядом с пунктом 1)

2) Упражнение «Конструирование буквы» развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

На какую букву, которую мы умеем печатать похожа буква С?

— Куда на нашем листе с заданиями можно написать эту букву?

— Как Незнайке не перепутать две похожие буквы?

— Превратите букву О в букву С с помощью конструирования из удобных материалов.

(Дети берут коробочки с мелкими предметами: фасолью, нарезанными трубочками для коктейля, крупными бусинами, мягкими шариками)

— Что хотите выложить в соседних клетках?

(Дети обмениваются коробочками с мелкими предметами)

— Какое задание из плана мы выполнили? Как обозначим выполненное задание?

(Дети берут знак «Выполнено», вешают рядом с пунктом 2)

— Что будем делать дальше?

3)

— Прежде, чем начнем писать букву С, разогреем пальчики, чтоб они стали послушными.

Пальчиковая гимнастика «Загадаю букву».

(Дети из пальцев и ладошек конструируют буквы одной или двумя руками (О, С, М, А, И, Г, Ы)

Упражнение «Печатанье буквы» развитие мелкой моторики.

Послушайте, какое стихотворение придумал Незнайка про букву С:

Бублик дети откусили,

Сделать букву С решили.

— Почему он так сочинил?

(Письмо С в воздухе. Печатанье буквы С на листе-задании)

— Какое задание из плана мы выполнили? Как обозначим выполненное задание?

(Дети берут знак «Выполнено», вешают рядом с пунктом 3)

— Что будем делать дальше?

Игра «Снежный ком» развитие зрительного внимания, профилактика дисграфии .

— Что за игра в нижней части листа-задания?

(Найти все снежные комки с буквой С)

— Каким карандашом будете закрашивать? Почему?

— Какое задание из плана мы выполнили? Как обозначим выполненное задание?

(Дети берут знак «Выполнено», вешают рядом с пунктом 4)

Если дети затрудняются определить гласный или согласный звук:

— Какой звук называем гласным? Почему? А какой согласным? Что мешает петь нам [c]?

— Первый пункт выполнен, здорово!

Если не смогли вспомнить похожую букву:

— Выберите эту букву из настенной азбуки.

Если детям интересно выкладывать букву, в соседних клеточках можно выложить букву С из других предметов

— Второй пункт выполнен, и тут мы справились!

Если дети затрудняются с ответом:

—Давайте внимательно посмотрим на наш план.

Можно находить названную букву на настенной азбуке

При затруднении:

— На что похож бублик?

— Как надо от него откусить, чтоб стал похож на букву С?

Если дети держат карандаш неправильно, обращаю внимание, если посадка при письме неправильная, напоминаю правила правильной осанки.

— Третий пункт выполнен, молодцы!

Если дети затрудняются с ответом:

—Давайте внимательно посмотрим на наш план.

— Что вы заметили? План выполнен!

  1. Способствование проведению детской рефлексии.

Содержание

Обратная связь на высказывания детей/ примечание

- С какой буквой познакомились? Какие звуки обозначает буква С? Это какие звуки?

— Как вы думаете, Незнайка запомнил новую букву? Почему?

—Наше занятие окончено.

— Ваша помощь Знайке была очень важна. И вот, что он оставил вам для игры после сна — пазлы-буквы, которые вам хорошо знакомы.

— Спасибо за дружную работу!

Задать вопрос