Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию для детей с ТНР подготовительной группы компенсирующей направленности. Рисование на тему «Черный кот»
Автор: Попова Наталья Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (85) апрель 2025 г.
Дата публикации: 27.03.2025
Статья просмотрена: 6 раз
Библиографическое описание:
Попова, Н. Н. Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию для детей с ТНР подготовительной группы компенсирующей направленности. Рисование на тему «Черный кот» / Н. Н. Попова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 4 (85). — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/287/10049/ (дата обращения: 18.04.2025).
Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (дети 6–7 года жизни), дети с ТНР.
Интеграция с образовательными областями : коммуникативная, изобразительная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Образовательные области: Социально — коммуникативное развитие, художественно — эстетическое развитие, познавательное и речевое развитие.
Цель : Формирование позитивных установок к творческой деятельности.
Задачи :
Закреплять знания детей о домашних животных, продолжить знакомство детей с нетрадиционным видом изобразительной деятельности — рисование восковыми мелками на бумаге черного тона, наносить мелкие штрихи перпендикулярно контурной линии (пушистый кот), боковой стороной мелка закрашивать фон листа.
Развивать творческое воображение, фантазию, умение ориентироваться на плоскости, развивать художественные навыки и умения, художественный вкус, мелкую моторику рук,
Воспитывать навыки самостоятельности.
Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе.
Предварительная работа: рассматривание кошек в разных позициях: сидящую, стоящую, крадущуюся, прыгающую; чтение рассказов: «Кот Ворюга» К.Паустовский, «Живая шляпа» Н. Носов, отгадывание загадок, раскрашивание раскрасок, рисование по контурам.
Материалы и оборудование: Конверт, записка, схема поэтапного рисования кошек в разной позе, лист бумаги А4 черного тона, простой карандаш, восковой мелок белого цвета, салфетки, презентация, мультимедийная установка.
Методические приемы: сюрпризный момент; художественное слово; рассматривание кошки; вопросы к детям; физминутка; просмотр презентации.
I Этап:
Формирование у детей внутренней мотивации к деятельности.
Содержание |
Обратная связь на высказывания детей |
Мотивационно-побудительный |
|
Ребята, посмотрите, я сегодня вошла в детский сад и Геннадий Анатольевич, наш охранник, мне отдал письмо, сказал, что письмо передали для нашей группы. Давайте прочтем, что написано на письме: «Детям подготовительной группы «Почемучки» детского сада «Колобок» № 14 города Тихорецка». Я спросила, от кого? Геннадий Анатольевич сказал, что тот кто принес, желает остаться неизвестным, об этом мы узнаем позже. Откроем, посмотрим? Геннадий Анатольевич сказал, что письмо осмотрел, оно никакой (достаю из конверта лист черного тона и восковой мелок: белого цвета, рассматриваем его с детьми). Воспитатель: Ребята, я не пойму, что нам с этим делать? Воспитатель: Ну да возможно. Рисовать, но только что можно нарисовать, я даже представить не могу? Давайте вместе подумаем? Воспитатель: (заглядываю в конверты) Ой, ребята, я сразу не увидела, здесь какой — то листок, на нем что — то написано, давайте прочтем. Мне прочитать или кто — то из вас прочтет? Мягкие лапки, А в лапках цап, царапки. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а почему, здесь загадка про кошку? |
Предлагаю прочитать, детям, кто умеет читать. Предположения детей. Если дети предлагают пластилинографию, аппликацию. Да у вас просто кладовая идей. Напоминаю, что к черному листу прилагается мелок белого цвета. Подвожу детей к тому, что нужно рисовать. Если дети говорят — рисовать: Вы умные и замечательные дети. Предположения детей. Если дети не предлагают ничего, даю наводящие вопросы: У нас с вами лист какого цвета? (черного) Подумайте, что может обозначать черный цвет? Дети могут предположить : Ночь, темная комната. Ядумаю вы правы. Дети могу предложить: Салют. Напоминаю, что у нас мелок одного цвета. Если есть желающие отдаю листок ребенку, Очень рада! Уметь читать — это здорово! Если дети не желают я говорю: Доверяете мне прочитать? Спасибо. Дети: кошка. Какие вы умные, очень быстро сообразили про кого загадка. Предположения детей. Хорошая идея, а есть ли другие мнения. Давайте подумаем еще, напоминаю еще раз, что у нас черный лист и белый и желтый мелки и загадка про кошку, подвожу к тому, что нужно нарисовать кошку. |
II Этап
Способствование планированию детьми их деятельности
Содержание |
Обратная связь на высказывания детей |
Воспитатель: Возможно кошку, знаете а я вспомнила, как мы в детстве рисовали кошку. Воспитатель: Ребята, в какой позе находится моя кошка? Воспитатель: А какого цвета кошка? Воспитатель: Да, черного. А как вы увидели кошку, ведь лист черного цвета? Воспитатель: Правильно, кошка по контуру нарисована белым восковым мелком и вокруг кошки все заштриховано белым мелком, получилось что кошка черного цвета. Ребята, а еще, что вы можете сказать про кошку, какая она? Воспитатель: Да, пушистая. А каким способ было достигнуто, что кошка стала пушистой? Воспитатель: Да, наносились мелкие штрихи, перпендикулярно контурной линии. Вы внимательные очень умные ребятки и милые как котятки, давайте представим, что вы котята, которые только что проснулись. Физминутка (движение в соответствии со словами) Котята Пушистые комочки Умыли лапкой щечки, Умыли лапкой носик, Умыли лапкой глазки — Правый глазик, левый глазик. Умыли лапкой ушки — Правое ушко, левое ушко. А ушки у котят, как домики стоят. |
Показ способа рисования. Ответы детей. Вы правильно рассказали о позе кошки. Ответы детей. Вы очень внимательные и все верно подмечаете . Хорошая идея, а какие еще есть мнения. Если дети затрудняются даю наводящий вопрос: Что я использовала для рисования? Ответы детей. Молодцы, вы очень наблюдательные. |
III Этап
Способствуем реализации детского замысла
Содержание |
Обратная связь на высказывания детей |
Ребята, помните мы с вами наблюдали за кошками в различных позах. Какие позы вы помните? Вот вы подумайте и нарисуйте кошку в любой позе. Но сначала давайте попробуем нарисовать кошку пальцем на столе, теперь попробуйте нарисовать силуэт на черновике. Все хорошо у вас? |
Просто здорово, вы у меня такие умницы. Я думаю у вас все здорово получится. |
Ну, а сейчас я вам желаю интересной творческой работы. (на круглом столе приготовлены листы черного тона, простой карандаш, белый восковой мелок, влажные салфетки) (Дети располагаются около рабочих мест. Воспитатель по необходимости оказывает помощь детям. Хвалит детей.) Звучит песня детского ансамбля Гномы «Белый кот» |
При необходимости помогаю и рассказываю о предназначении предметов. Какой ты молодец, такие плавные линии. Ты настоящий творец. У тебя все получается. |
IV Этап
Способствуем развитию детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание |
Обратная связь на высказывания детей |
Ребята, кто заканчивает, вытирает пальчики влажной салфеткой и не забывает убрать свое рабочее место, для грязных салфеток есть мусорное ведро. Друзья, мне очень интересно посмотреть, что же у вас получилось, давайте устроим выставку наших замечательных кошек. Какая красота! Вы настоящие таланты. Ангелина расскажи о своей кошке . (Дети рассказывают о своих работах) Какой рисунок вам больше всего понравился? Почему? Что было трудно сделать? Что понравилось делать? Довольны ли вы? Ребята, молодцы, все справились. Кошки получились на славу. У каждой из них свой характер, свой внешний вид и настроение. Посмотрев на них, хочется дать им кличку. А как вы их назовете? (ответы детей) А сейчас предлагаю вас посмотреть презентацию: «Кошка». |
Если ребенок не доволен своей работой: Ну что ты у тебя замечательная работа, очень пушистая кошка, они так красиво сидит, такая изящная. Если ребенок доволен своей работой: Прекрасная работа, кошка как настоящая. |