К вопросу использования интерактивных технологий в обучении в детском саду и школе
Авторы: Крутых Екатерина Васильевна, Тюленева Анжелика Владимировна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (85) апрель 2025 г.
Дата публикации: 09.03.2025
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Крутых, Е. В. К вопросу использования интерактивных технологий в обучении в детском саду и школе / Е. В. Крутых, А. В. Тюленева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 4 (85). — С. 17-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/287/9994/ (дата обращения: 18.04.2025).
В статье рассматриваются ключевые понятия «информационные технологии обучения», «технические средства обучения», «компьютерные игры», «интерактивные технологии обучения», «интерактивные педагогические технологии».
Раскрывается содержание понятия «информационные технологии обучения», их виды, задачи, особенности применения, преимущества и недостатки их применения. Анализируется методологическая основа использования информационных технологий в дошкольном образовании. Современные нормативные источники, регламентирующие использование интерактивных технологий в дошкольном образовании и основном общем образовании. Представлен опыт применения «интерактивного стола» в образовательный процесс в ДОУ в работе со старшими дошкольниками с ОВЗ 5–7 лет.
Ключевые слова: информационные технологии обучения, технические средства обучения, интерактивные технологии обучения, интерактивный стол, компьютерные игры.
The article discusses the key concepts of «information technologies of learning», «technical means of learning», «computer games», «interactive learning technologies», «interactive pedagogical technologies». The content of the concept of «information technologies of education», their types, tasks, application features, advantages and disadvantages of their application are revealed. The methodological basis of the use of information technologies in preschool education is analyzed. Modern regulatory sources regulating the use of interactive technologies in preschool education and basic general education. The experience of using an «interactive table» in the educational process in preschool institutions in working with older preschoolers with disabilities aged 5–7 years is presented.
Keywords: information technology of learning, technical means of learning, interactive learning technologies, interactive table, computer games.
Появление понятия «информационная технология» связано с появлением и широким внедрением компьютеров в образование. Информационные технологии обучения (ИТО) — совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи, и представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами [7]. В образовательном процессе понятие «информационные технологии обучения» рассматривается в узком смысле слова как процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер, а также получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. В широком смысле информационные технологии обучения представляют собой дидактический процесс с применением целостного комплекса компьютерных и других средств обработки информации, позволяющий на системной основе организовать оптимальное взаимодействие между преподавателем и обучающимися с целью достижения гарантированного педагогического результата [8]. В настоящее время в педагогической литературе информационные технологии обучения рассматриваются не только как процесс, но и как результат их проектирования педагогом.
Рассмотрим теоретические основы использования информационных технологий в дошкольном образовании. Научная работа по внедрению информационных технологий в дошкольное образование ведется в нашей стране начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой и др. В 2008 г. разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе в ДОУ.
Методологическую основу составляют идеи об уникальности самоценности дошкольного возраста (П. Я. Гальперин и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), теория внедрения НИТ в сферу образования (Б. С. Гершунский). А также, идеи информатизации образования (И. Г. Захарова), концепции инновационного образования (Н. Б. Березанская), Теории инновационного формирования содержания образования (М. А. Васильева и др.).
Е. В. Зворыгина предлагает использовать компьютерные игры с целью развития у детей речи, памяти, внимания, моторики и разделяет их на три группы:
— обучающие — элементарные игровые программы «предметного» характера;
— развивающие — игровые программы, которые стимулируют детей к творческим самостоятельным играм;
— диагностические — игровые программы, которые позволяют выявить уровень развития тех или иных умений, способностей, интересов ребенка.
К преимуществам компьютерной игры относят: поощрение за правильное решение поставленной задачи, которое стимулирует познавательную активность ребенка, и автоматизированный контроль при выполнении заданий и пошаговое подтверждение действий дошкольника.
Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждаются работами зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова и др.). Педагоги, изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г. А. Репиа, Л. А. Парамнова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в детском саду является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.
Результатом научного теоретического и экспериментально-практического опыта использования стало педагогической задачей применения информационных технологий в образование в нормативно-правовых источниках дошкольного, общего и дополнительного образования. Цели информатизации образования направлены на формирование информационной среды. В Федеральных образовательных программах дошкольного образования (ФОП ДО) и начального общего образования (ФОП НОО) предусмотрено использование технических, игровых средств обучения [2], [4].
Современное дошкольное и основное общее образовательное пространство использует различные интерактивные технологии как средства обучения, которые педагог использует для учебного процесса и презентации материалов. К ним относятся: интерактивные доски; интерактивные приставки, проекторы, дисплеи; интерактивный стол; беспроводной планшет; документ-камеру — прибор, под который кладётся учебник и его изображение проецируется на компьютер и интерактивную доску; робототехнику и конструкторы LEGO; интерактивную песочницу, в которой, кроме песка, есть проектор и программное обеспечение, создающее дополнительную реальность; мобильный планетарий — купол с проектором внутри; компьютеры и оргтехнику [10].
Таким образом, можно сделать вывод, что многие исследователи рассматривают интерактивные технологии в двух значениях:
— технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера — это информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);
— организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера — это интерактивные педагогические технологии.
В психолого-педагогической литературе многие исследователи отмечают, что интерактивные технологии способствуют успешному усвоение знаний. Так как «люди склонны запоминать 90 % того, что говорим и делаем». Основу этого составляет: воспроизведение, имитация деятельности, участие в реальном процессе [9]. Основу интерактивного обучения составляет наглядность, так как 80 % информации ребёнок воспринимает именно с помощью зрения.
Задачи интерактивных педагогических технологий: развитие умения самостоятельно добывать знания; развитие коммуникативных навыков для обмена опытом; развитие творческих навыков и критического мышления; реализация дифференцированного и индивидуального подхода к обучению; получение эмоционального удовлетворения результатами деятельности; оказание помощи в усвоение материала в поэтапном решение задач; развитие внимания, памяти и мышления. В педагогической деятельности в процессе применения интерактивных технологий многие педагоги испытывают некоторые проблемы: умение сохранить баланс между игрой и обучением; адаптация метода под индивидуальные особенности детей; недостаточный уровень организаторских способностей; отсутствие желания и времени на обучение новому методу; эмоциональные проблемы детей связанные с тревожностью и дискомфортом в использование нового формата и др. Среди основных недостатков применения интерактивных технологий многие педагоги выделяют: недостаточность и отсутствие методических разработок (методика применения, конспекты, планы и др.); высокие финансовые затраты на оборудование; недостаточная квалификация педагогов. Как правило, производители интерактивного оборудования обращают внимание в основном на технические аспекты, и недостаточно учитывают программно-методические требования образовательных организаций (цели и задачи образовательной программы, предметность, годовое планирование, конспекты занятий и др.). Так, например, педагогу чтобы включить в занятия интерактивные технологии очень часто нужно изменить структуру занятий, выделить дополнительное время для работы с оборудованием, изменить формы работы с детьми, внести изменения в годовое планирование и др. В ежедневном учебно-образовательном процессе на это, как правило, недостаточно времени.
Представим опыт применения интерактивной технологии «Сенсорный интерактивный стол» с пакетом развивающих и обучающих игровых приложений, приложением «АЛМА 5 островов» в МАДОУ д/с № 132 г. Калининград.
Сенсорный интерактивный стол с развивающими и обучающими играми для детей 5–7 лет относится к современным информационно-коммуникативным технологиям для решения коммуникативных и познавательных задач. Помогает освоению грамотности, развитию математического мышления, развития навыков планирования, а также в развитии и обучении детей дошкольного возраста. Одним из основных показателей становления личности является познавательная активность, уровнем развития которой является в значительной мере продуктивность процесса обучения.
- Практика использования: с сентября 2021г.
- Цель применения: использование новых информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе по познавательному и речевому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста 5–7 лет. Занятия проводились с детьми с речевыми нарушениями и задержкой психического развития 5–7 лет.
- Образовательные задачи: Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей; Развитие личности, мотивации, познавательной активности и способностей детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.
- Участники ДОУ: Воспитатели и специалисты (педагог-психолог, логопеды) с детьми с ОВЗ, активное участие детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста, домашние рекомендации с родителями по использованию аналогичных настольных дидактических игр.
- Этапы и содержание профессиональных действий:
Этапы и содержание работы по речевому и познавательному развитию детей с речевыми нарушениями и задержкой психического развития 5–7 лет:
— подготовительный (сентябрь — октябрь) — 6 занятий, 1 занятие в неделю. Содержание работы: комплексно-тематическое планирование, диагностика, знакомство с техническим средством, индивидуальная работа по речевому и познавательному развитию, по подготовке к обучению грамоте с педагогом-психологом и логопедом;
— основной (ноябрь-апрель) — 25 занятий, 1 занятие в неделю. Содержание работы: индивидуальные и подгрупповые занятия в малых группах (2–4 человека) с психологом и логопедом. Индивидуальная работа и работа в парах. Занятия предусматривают использование развивающих и обучающих игр по развитию речи, внимания, памяти, мышления, подготовке к обучению грамоте;
— заключительный (май-июнь) — 7 занятий, 1 занятие в неделю. Содержание работы: закрепление развивающих и обучающих игр, работа в парах, итоговая диагностика.
Реализация технологии использования «Сенсорный интерактивный стол с развивающими и обучающими играми для детей 5–7 лет» — учебный год, всего 38 занятий.
В работе использовалось комплексное руководство игрой осуществляется в четыре этапа (по Е. В. Зворыгиной): 1) содержательная и эмоциональная подготовка детей к решению игровых и дидактических задачи на компьютере. В подготовке участвуют педагог и родители; 2) обучающая игра на компьютере; 3) проблемное общение с каждым воспитанников по ходу игры; 4) реализация вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений в самодеятельной игре детей (с опорой на модули и другие игрушки), а также в разных видах играх: самостоятельных, творческих, сюжетно-ролевых, режиссерских, дидактических, подвижных и т. д.; в разных видах деятельности детей — в общении со взрослыми и сверстниками, изобразительной, конструктивной, трудовой.
Дидактическая задача. Игра должна предполагать ознакомление детей с окружающей действительностью, развитие речи, закрепление элементарных математических представлении и т. д.
Содержательный компонент. Содержанием компьютерной дидактической игры является окружающая действительность. Оно должно соответствовать учебной программе дошкольного образования. Вместе с тем, содержание игры должно быть посильным и отвечать интересам детей определенной возрастной группы, активизировать их познавательную деятельность.
Игровые правила. Это очень важный показатель компьютерной игры. Правила должны не просто определять, что и как нужно делать, указывать путь к достижению цели, но быть предельно понятны игроку, соответствовать его возможностям ориентироваться в процессе игры на достижение определенной цели и условий завершения игры (в совокупности они представляют собой оперативный план игры). Только в этом случае у ребенка будет создана и далее сохраняться положительная мотивация, а игровой материал не вызовет отторжения и восприятия.
Игровое действие. В компьютерных дидактических играх игровые и учебные действия выражаются в одной операции, точнее, учебные действия выражаются через игровые, имеющие, как правило, четырехкомпонентную структуру: информационный, ориентировочный, исполнительский контролирующий компоненты. Игровые действия выполняются с виртуальным игровым материалом. Дети производят предобразование предметов и действия персонажей в предметном мире или ролевое воспроизведение социальной действительности (взаимодействия персонажей). Игровой материал должен отвечать требованию необходимости и достаточности: позволять решить дидактическую задачу и при этом не перегружать игровую среду игровыми объектами и действиями с ними в ущерб достижению учебных задач. Таким образом, в каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила взаимосвязаны. В компьютерных дидактических играх выделяется еще один критерий — интерактивность игры, которая обеспечивается возможностью выбора вариантов содержания, режима деятельности и возможностью влиять на игровой мир путем изменения параметров игровой среды или отдельных частей игры, а также возможностью прямого управления действиями персонажей.
- Необходимые условия для реализации интерактивной технологии:
Основываясь на исследованиях, проводимых в области использования средств информационных технологий учебного назначения М. В. Роберта можно выделить следующие требования:
— психолого-педагогические — наличие информации, адаптированной к возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников, развитие творческого воображения, выбора уровня сложности и режима работы, реализация дидактических принципов, а также незамедлительной обратной реакции на действия дошкольников в психологически комфортной среде [3]. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или специалиста, который несет ответственность за безопасность детей. Занятия с использованием сенсорного стола должны содержать в себе не только непосредственную работу ребенка с компьютерной техников (сенсорной панелью), но и собственную продуктивную деятельность. Это может быть конструкторская, изобразительная, театральная, проективная или иная деятельность, направленная на оптимизацию воспитательно-образовательного и коррекционно-образовательного процесса, усвоения поставленных задач, формирование у детей целостного восприятия изучаемого материала. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в индивидуальной работе, и работе в парах.
— санитарно-гигиенические требования — Образовательную деятельность организуют в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660–10, где разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении [5]. Занятия с использованием компьютера следует проводить с дошкольниками 5–7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10–15 минут не более 1 раза в день. Содержание занятия с сенсорным столом предусматривают деятельность детей за компьютеров, познавательную беседу, гимнастику для глаз, игру и др. Может длиться от 20 до 25 минут, при этом дети могут быть за экраном 7–10 минут. После занятий проводят гимнастику для глаз. Обеспечить рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз ребенка на расстоянии не ближе 50 см;
— технико-технологические требования — возможность функционирования в локальном и сетевом режиме. Требования к исправному электрооборудованию. Требование к чистоте сенсорного экрана. На сенсорном экране умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Организационные — при работе компьютеров или интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температурный режим. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий;
— эргономические требования — организация визуальной среды адекватно параметрам цветовых характеристик, параметрам пространственного расположения информации на экране монитора, по способу взаимодействия с компьютером, звукового сопровождения.
- Необходимые средства «интерактивного стола» (ассистивные, дидактические, методические и т. п.):
Сенсорный интерактивный стол с развивающими и обучающими играми для детей с ОВЗ 5–7 лет предполагает использование следующих средств обучения:
— печатные (тематический план занятий, конспекты, раздаточный картинный материал, картинки, дидактические настольные игры и т. д.);
— электронные образовательные ресурсы: сенсорный интерактивный стол с приложениями развивающих и обучающих игр для детей с ОВЗ 5–7 лет со звуковым сопровождением.
— флешки и другие технические средства для передачи компьютезированной информации;
— наглядные плоскостные (тематические картинки, дидактические настольные игры и иллюстрации, магнитные доски).
- Планируемые результаты:
Развивающие и обучающие игры в дошкольном детстве имеют особую направленность. Они не только стимулируют индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал, но и являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению, если за одним столом играют 2–4 ребенка. Компьютерные игры в отличие от других видов игр позволяют ребенку увидеть не только продукт своей собственной деятельности, но и динамику творчества. Все это ведет уже в дошкольном возрасте к становлению способности объективно оценивать результаты и ход собственной деятельности. Компьютер обладает стимулом познавательной активности детей. Такие занятия побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности. При предъявлении последующих программ операциональная сторона как бы уходит на второй план, уступая место игровому и познавательному содержанию программы. Для развертывания самодеятельной игры после окончания полезно и нужно поддержать заданную в ней воображаемую ситуацию. С игрой можно связать и гимнастику для глаз. В результате получается как бы импровизация детьми компьютерной игры в новых условиях. Систематизация игр: обучающие игры, развивающие игры, игры тесты. Каждая игра содержит печатное описание с указанием методических особенностей, возраста, правил, возможность звукового сопровождения.
Компьютерные программы строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет подсказывает детям верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую мелодию или изображение. При результативности успешного освоения детьми приложений обучающих и развивающих игр учитывается уровень сложности игр, методы оценивания и тестирование, которые заложены в программном обеспечении интерактивного стола. При результативности учитываются индивидуальные и психофизические особенности детей с ОВЗ. Во внутреннем содержательном плане, правила компьютерных игр во многом схожи с правилами традиционных игр, но имеют и принципиальные отличия:
— развивающие и обучающие компьютерные игры строятся по принципу постепенного усложнения игровой и дидактической задачи, как бы поддерживая ребенка в «зоне ближайшего развития»;
— «этапность» заложенная в программе часто не позволяет перейти на следующий уровень без выполнения задания предыдущего уровня. В других играх можно с помощью выбора «в меню» произвольно выбирать уровень сложности задания.
Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
- Результаты применения и эмпирические данные:
Результаты реализации совместной инклюзивной работы специалистов с воспитателями 2019–2022: 2019–2020 — совместная проектная деятельность специалистов с воспитателями — всего 18 воспитателей; 2020–2021 — совместная проектная деятельность специалистов с воспитателями — всего 15 воспитателей; 2021–2022 — совместная проектная деятельность специалистов с воспитателями — всего 18 воспитателей.
В результате использования интерактивной технологии «Сенсорный интерактивный стол» с пакетом развивающих и обучающих игровых приложений, приложением «АЛМА 5 островов» были обозначены следующие профессиональные качества необходимые педагогу для реализации интерактивной технологии «интерактивный стол».
Требования к общей психолого-педагогической, профессиональной подготовленности специалиста:
— знание программного содержания основной общеобразовательной программы и адаптированной программы для детей с ОВЗ;
— готовность педагога к проведению и психолого-педагогическому сопровождению ребенка в процессе игры: умение определить готовность ребенка к игре и подготовить их; подготовить предметно-игровую среду ч учетом содержания занятия; поставить игровую задачу и ввести детей в конкретную игровую ситуацию; организовать самостоятельную деятельность детей;
— способность применять в ходе игры разнообразные педагогические приемы, оценивать их эффективность;
— умение использовать разные формы организации работы с детьми: индивидуальные, подгруппами;
— знания и умения использовать разные типы занятий: комплексное или комбинированное;
— умение выбирать оптимальный для различных ситуаций стиль общения с детьми;
— степень творчества в работе с детьми;
— умение увидеть, проанализировать и оценить особенности поведения детей и своевременно учитывать их в текущей работе с детьми;
— умение переключать детей на другие виды деятельности;
— грамотное оформление документации и ее целесообразное применение в текущей работе;
— умение взаимодействовать с воспитателями, специалистами, родителями;
— проведение систематической работы с родителями: подготовительная работа (снятие психологического барьера), консультативная работа и др.;
— повышение квалификации, самообразование.
Таким образом, информационные технологии, в совокупности с педагогическими технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Литература:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 N2 3-ФЗ (ред. от 26.07.2019) Об образовании в Российской Федерации.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. N 1028.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 (ред. от 08.11.2022)
4. Федеральная образовательная программа начального общего образования. Утв. приказом Минпросвещения Российской Федерации от 18.05.2023г. № 372.
5. Требования СанПиН 2.4.1.2660–10
6. Козлов О. А. Развитие образования в условиях информатизации общества // В сб. статей XIX Межведомственной научно-технической конференции «Проблемы обеспечения устойчивости функционирования сложных технических систем», Ч.3 — Серпухов: МО, 2000. С.214–220.
7. Макаров Н., Николайчук Г., Титова Ю. Информатика и ИКТ / Учебник. 10 класс. Базовый уровень. — 2-е издание. — Изд.: Питер, 2007. — 256с.
8. Чарыев Д. М. Теоретические основы понятия «информационные технологии обучения» / Д. М. Чарыев, М. В. Фоминых. // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. Т.5. 73–74. — URL: https://moluch.ru/archive/111/26917/ (дата обращения: 06.03.2025).
9. Интерактивные методы обучения в современной педагогике. Примеры и рекомендации по использованию. Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения (АНО «НИИДПО» г.Москва.https://niidpo.ru/
10. Интерактивное обучение: современные технологии на уроках. 24.10.23г. https://externat.foxford.ru/