Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста при помощи геоборда
Автор: Никифорова Ольга Викторовна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.
Дата публикации: 07.04.2025
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Никифорова, О. В. Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста при помощи геоборда / О. В. Никифорова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10077/ (дата обращения: 24.04.2025).
Препринт статьи
Геоборд — одна из немногих игрушек, которая нравится как взрослым, так и совсем маленьким детям. Это одно из средств для развития интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста. Во время игры у детей развивается мышление, внимание, математические навыки, усидчивость, память. Существует несколько вариантов использования этой замечательной игры.
Геоборд, математический планшет, «Геометрик» — это разные обозначения развивающей доски с гвоздиками (штырьками). Для работы на ней используются резинки (тонкие канцелярские или цветные для волос). Они натягиваются между гвоздиками, создавая причудливые очертания геометрических фигур.
Это дидактическое пособие стало известно в 50-е годы прошлого столетия благодаря египетскому математику Калебу Гаттеньо. Именно он создал игровое поле со встроенными в него штырьками, между которыми натягивались резинки. Первоначально игрушка была предназначена именно для обучения, несмотря на свою простоту.
Трудно представить, как в такую простую вещицу уместилось столько достоинств:
– формирует понятие о геометрических фигурах, помогает в освоении базовых понятий планиметрии: периметра, площади, фигуры и т. д.;
– развивает индуктивное и дедуктивное мышление;
– вырабатывает художественно-эстетические качества;
– развивает математические навыки детей;
– способствует психосенсомоторному развитию (растягивание/надевание резинок на гвоздики — полезная сенсорная зарядка для пальцев);
– развивает когнитивные способности ребенка: пространственное и ассоциативное мышление, память и внимание;
– предлагает множество вариантов самостоятельного использования, а значит, развивает фантазию и творческий потенциал;
– развивает усидчивость;
– учит системному анализу.
Изготовить это нехитрое устройство очень легко. Для этого понадобится не так уж много материала:
– любая деревянная квадратная доска;
– канцелярские кнопки с цветными вытянутыми шляпками или гвоздики;
– молоток;
– цветные резинки.
В первую очередь, я использую геоборд для развития математических способностей. Для этого есть несколько способов:
- Построение геометрических фигур. Создавая на доске какую-либо геометрическую фигуру, я наглядно показываю детям, сколько у нее углов и сторон. Для треугольника нужно соединить три гвоздика, для четырехугольника — четыре и т. д. При этом есть возможность наглядно показать, что эти фигуры могут иметь различные виды и размеры.
- Знакомство детей с понятием симметрии. Для этого поверхность планшета делится на две равные части. Фигуры симметрично располагаются по обеим сторонам, при этом допускаются ошибки. После этого я прошу детей найти и исправить их.
- Изучение 3D-форм. При помощи резинок треугольник, квадрат и другие фигуры с углами легко превращать в трехмерные фигуры.
- Запоминание цифр и букв. На геоборде легко писать буквы и цифры прямыми линиями.
- Обучение счету. Математический планшет можно легко использовать как обыкновенные счеты:
– создаем две линии из пяти гвоздиков и из двух;
– спрашиваем ребенка, сколько будет пять плюс два;
– прошу ребенка посчитать общее количество гвоздиков.
- Развитие логики и творческих способностей детей. Для этого изучаем прямые и кривые линии, различные орнаменты, зигзаги, травку, прерывистые линии и многое другое. Создаем различные лабиринты из резинок. Проводим игры по карточкам на скорость. Для этих занятий я скачала и распечатала карточки-схемы для геоборда. Цель такой игры — создать предложенные на карточках фигуры за ограниченное время.
- Рисование необычных композиций из резинок. В этом процессе ребенок творит, протягивая резинки от гвоздика к гвоздику. В такой работе сочетается игра цвета, линий, объемов и неограниченный полет фантазии ребенка.
В занятия можно включить различный дополнительный материал (ленточки, бусинки, бантики и т. д.). Сочетать материалы можно бесконечное количество раз, располагая их в разных частях геоборда или конструируя многоэтажные композиции. Для этого нужен «Геометрик» с высокими палочками вместо низких гвоздиков. Резинки натягиваются на разной высоте, и получаются конструкции разного уровня.
В зависимости от возраста и индивидуальных способностей детей я меняю на занятиях цели и решаемые задачи. Играть с геобордом могут даже малыши с трех лет. Прежде всего знакомлю детей с игрой, показываю, как пользоваться планшетом, как надевать и снимать резинки, объясняю правила безопасности.
Дети младшего дошкольного возраста рисуют на занятиях по образцу (геометрические фигуры, предметы), преобразуют геометрические фигуры: квадрат превращается в домик, треугольник — в вазу с цветами.
В среднем дошкольном возрасте возрастает объем памяти и начинает развиваться образное внимание. Дети строят по схеме (выкладывают резинками цифры, буквы, различные предметы по лексическим темам). Также загадываем загадки, а ребенок изображает отгадки резинкой на планшете.
В старшем дошкольном возрасте дети способны совершить преобразование объекта. Они придумывают свои истории, составляют целые картины. Дети очень любят фантазировать и рисовать по замыслу.
Игровое пособие геоборд, которое я использую на занятиях уже три года, носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Оно направлено на формирование всесторонне развитой личности и раскрытия возможностей дошкольников. Игры с использованием геоборда стимулируют мотивацию дошкольников и позволяют повысить эффективность работы.
Литература:
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — М. : Наука, 1994.
- Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей. — М. : Педагогика, 1985. — 318 с.
- Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. — СПб. : Союз, 2000.
- Лалаева Р. И., Серебряков Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. — СПб. : Союз, 2001.
- Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики. Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 400 с.