Сценарий для детей старшего дошкольного возраста «Инсценировка по стихотворению Гурии Османовой «Времена года»
Авторы: Андреева Галина Сергеевна, Барахтян Зоя Валерьевна, Сафьяненко Елизавета Владимировна, Шворак Лидия Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.
Дата публикации: 05.04.2025
Статья просмотрена: 21 раз
Библиографическое описание:
Андреева, Г. С. Сценарий для детей старшего дошкольного возраста «Инсценировка по стихотворению Гурии Османовой «Времена года» / Г. С. Андреева, З. В. Барахтян, Е. В. Сафьяненко, Л. Н. Шворак. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10081/ (дата обращения: 24.04.2025).
Препринт статьи
Цель: Создать условия для творческого осмысления детьми природных циклов через театрализованную деятельность, способствуя их художественно-эстетическому, познавательному и эмоциональному развитию.
Задачи:
1. Художественно-эстетическое развитие:
— Создание сценических образов — научить детей передавать характерные черты каждого времени года через мимику, пластику, костюмы и декорации.
— Развитие актёрских навыков — работа над выразительностью речи, эмоциональностью, жестами и движениями.
— Музыкально-ритмическое воспитание — использование танцев и звуков природы для усиления атмосферы.
2. Познавательное развитие:
— Изучение природных циклов — в игровой форме закрепить знания о сезонных изменениях (снег, листопад, цветение, жара).
— Формирование экологического сознания — показать взаимосвязь времён года и важность бережного отношения к природе.
3. Речевое развитие:
— Обогащение словарного запаса — введение новых понятий (капель, метель, урожай, листопад).
— Развитие выразительности речи — работа над интонацией, темпом и громкостью при чтении стихов.
4. Социально-коммуникативное развитие:
— Работа в команде — распределение ролей, взаимодействие на сцене, взаимопомощь.
— Развитие эмоционального интеллекта — умение понимать и передавать настроение персонажей (радость Весны, задумчивость Осени).
5. Физическое развитие:
— Координация и пластика — танцевальные и двигательные элементы (кружение «снежинок», прыжки «ручейков»).
— Мелкая моторика — изготовление реквизита (бумажные листья, снежинки).
6. Воспитательные задачи:
— Формирование любви к природе — через образы времён года показать её красоту и хрупкость.
— Развитие творческой инициативы — поощрение импровизации и собственных идей детей.
В программе инсценировки участвуют:
Артисты: Дед Год, Зима, Весна, Лето, Осень.
Дети: вовлекаются в действие как часть природы (изображают снежинки, ручьи, лучи солнца, листья).
Учитель-логопед: Рассказчик выполняет ключевую связующую функцию, превращая спектакль в единое захватывающее действо.
Педагог-наставник: Развивать командное взаимодействие (взаимопомощь в групповых сценах).
Музыкальный руководитель: Подбор мелодий для каждого времени года.
Руководитель по физической культуре: Постановка танца-хоровода для сестёр-времён года, танца с Полотнами.
Совместные репетиции:
— Интеграция музыки и движения: синхронизация танцев с ритмом, работа над плавными переходами между сценами;
— Обучение детей простым движениям: кружение как снежинки, прыжки через «ручей», махи руками как крылья птиц.
Ход мероприятия:
Вступление (Звучит спокойная музыка. На сцену выходит Дед Год, садится на трон).
Рассказчик: Дорогие гости, приглашаем вас в удивительное путешествие сквозь Времена года!
Танец с полотнами.
Сцена 1: Вступление (Звучит спокойная музыка. На сцену выходит Дед Год, садится на трон).
Рассказчик :
Жил на свете старый дед,
Звали деда ГОДОМ.
На земле он много лет
Правил небосводом!
Дед Год (встаёт, обращаясь к залу):
«Добрый день, мои друзья!
Знаете ли вы меня?
Я хозяин всех времён — именем ГОД наделен».
Рассказчик: Утром солнышко будил,
И в добре, и в мире
Дочерей своих растил,
Было их четыре.
Жили дружною семьёй,
Старших уважали,
Друг за другом чередой
По земле гуляли. (Из-за кулис появляются четыре сестры, держась за руки.)
Хоровод сестер
Дед Год:
«Вот мои четыре дочки —
Пляшут в хороводе ночки. (погасить свет)
Зима, Весна, Лето, Осень…
Расскажите, чем вы хороши?»
Рассказчик : Первая сестра-ЗИМА…
Сцена 2: Зима (Звучит зимняя мелодия. Зима выходит) .
Зима : Я, Первая сестра- ЗИМА
Нежно укрывала
Все дорожки и дома
Снежным одеялом.
Дед Год:
Вот вторая дочь моя,
А зовут ее — ВЕСНА.
Рассказчик: А за нею шла ВЕСНА…
Сцена 3: Весна (Звучит журчание ручья. Весна бежит с ленточками — ручейками).
Весна :
Ручейком бурлила,
Листья новые она
Веточкам дарила.
Поднимала сонный лес
Звонкою капелью,
Разносилось до небес
Шумное веселье.
Рассказчик: После ЛЕТО приходило
Сцена 4: Лето (Звучит весёлая песня).
Лето ( кружится ): В платье с васильками, К морю тёплому манило, Знойными деньками. В пляску бабочек звало, Пело с соловьями, Рассказчик : Рядом с нею всё цвело Яркими цветами.
Дед Год: ОСЕНЬ младшенькой была…
Сцена 5: Осень ( Звучит грустная мелодия. Осень идёт с корзиной). И любимой дочкой, Кисти яркие брала, Красила листочки, Собирала урожай, Птичек провожала, И с дождями невзначай Слёзы проливала…
Сцена 6: Хоровод времён
Дед Год (встаёт с трона): «Ох, сестрицы хороши — Каждая важна для Года! Встаньте в круг, дайте ладони — Пусть звучит мелодия природы!»
Танец с Вэйлами «Времена года»
(Все четыре сестры берутся за руки, кружатся)
Рассказчик: «На земле их хоровод Бесконечно длится… Дни летели, с ними год Пролетал, как птица!»
Финал
Рассказчик: «Спасибо вам, дорогие зрители! Давайте похлопаем нашим артистам!»
Все персонажи кланяются.