Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Школа фиксиков»
Авторы: Зайцева Надежда Валерьевна, Болотова Екатерина Сергеевна, Миронова Лариса Анатольевна, Белозерцева Ольга Михайловна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.
Дата публикации: 09.04.2025
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Зайцева, Н. В. Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Школа фиксиков» / Н. В. Зайцева, Е. С. Болотова, Л. А. Миронова, О. М. Белозерцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10088/ (дата обращения: 18.04.2025).
Препринт статьи
Цель: Закрепление элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры.
Задачи Образовательная: Закреплять знания детей о временах года, месяцах, частях суток, последовательность дней недели, название дней недели. Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 14. Закреплять знания о геометрических фигурах.
Развивающая: Развивать внимание, память, речь, логическое мышление. Воспитательная: Воспитывать интерес к математическим играм, дружеские взаимоотношения между детьми.
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой.
Материал: Картинка с изображением цифры (числа) по кол-ву детей, изображения знака фиксика по кол-ву детей, Д/И «Танграм», Игра«А ну-ка, цифры, встаньте в ряд», изображение фиксиков, конверт 3 шт., пенал с карандашами, игра «Соедини предмет» на каждого ребенка.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Предлагаю поприветствовать друг друга и подарить хорошее настроение.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево
В центре круга соберёмся
Улыбнёмся, подмигнём
И работать все начнём.
Сюрпризно — мотивационный момент.
Воспитатель: Когда я зашла утром в группу, то увидела на моем столе письмо. От кого оно я не знаю. На конверте наклеены болтики. А сзади на конверте написана загадка. Я ждала, когда вы все придете, и мы вместе отгадаем загадку и его прочитаем письмо.
Человечки очень скоро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нету места мистике,
Если рядом… (Фиксики)
Прочитаем письмо.
«Здравствуйте ребята, группы «Улыбка». Пишет вам Евгений Евгеньевич. Симка и Нолик мне рассказали, что Дим Димыч уехал с родителями к бабушке в гости. Но как назло, сломался телевизор, его все винтики потерялись. Его во что бы не стало надо починить! и Фиксики решили попросить вас им помочь, собрать винтики».
Воспитатель: Ребята, что будем делать?
Дети: ответы
Воспитатель: Поможем Фиксикам? И поиграем с ними.
Дети: да.
(Воспитатель предлагает детям пройти сесть за столы.)
Сегодня в гости к нам пришли помочь решить задания и поддержать вас брат и сестра — фиксики. Кто это?
А кто такая Симка и Нолик? (Ответы детей). Итак, фиксики — это человечки, которые живут в разных приборах и вещах, созданных руками человека. А вы знаете, что у фиксиков есть вот такой знак — ладонь с тремя растопыренными пальцами. фиксики часто пользуются этим знаком: он украшает их одежду, рабочие инструменты и средства передвижения.
(Воспитатель показывает картинку с изображением знака фиксиков).
Воспитатель: Давайте поздороваемся с Симкой и Ноликом по-фиксиковски.
Дети: Здравствуй, Симка и Нолик (показать ладонь с тремя пальцами).
Воспитатель : Ребята, как же быть фиксикам? Что мы можем для них сделать?
Дети : Мы поможем им. Решим задания.
Задание 1: «Думай, не гадай, быстро отвечай»
Ребята, я буду бросать вам мяч и задавать вопросы, а вы отвечаете на них и бросаете мне обратно мяч.
1. Какое сейчас время года?
2. Какой сегодня день недели? Завтра?
3. В какое время года начинаются занятия в школе ?
4. Завтра пятница, а после завтра?
5. Как называется месяц, который сейчас идет?
6. Какое время года наступит после весны?
7. Первый день недели называется..(2-ой, 3, 4, 5, 6,7)
8. Сколько месяцев длится каждое время года?
9. Какое время года наступит после осени?
10. Сегодня четверг, значит вчера была...
11. Назовите апрельские месяцы.
Симка: ТЫДЫЩ! Вы все сделали правильно! За это, я вам даю 1 винтик.
Задание 2: Игра «Танграмм»
Воспитатель: Для выполнения следующего задания необходимо сделать гимнастику для наших пальчиков. Итак, разомнем наши пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику. (Дети проговаривают сами).
Пальчиковая гимнастика:
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Воспитатель: Симка любит не только чинить приборы, но и заниматься математикой. И озорнику Нолику математика тоже очень нравится. Иногда они вместе решают математические задачки. Но есть у них и такие задания, с которыми они справиться не могут.
Загадка
Мальчика зовут Дим Димыч,
Это факт неоспоримый!
В доме также есть собачка.
Гоняет фиксиков (Кусачка)
Вам нужно выложить из деталей собаку. Но сначала скажите: из каких геометрических фигур состоит собачка.
(дети выполняют задание)
Нолик. Тыдыщщщщ. За это задание я даю вам еще один винтик.
Физминутка.
Задание 3: Игра «Ну-ка, цифры, встаньте в ряд»
Воспитатель: Проведем небольшую разминку. Предлагаю взять цифры. Под музыку вы гуляете и когда я скажу «Цифры встаньте по порядку», вы выстраиваетесь по порядку.
(Дети по команде выстраиваются по порядку от 1 до 14).
Воспитатель: Следующее задание. Вы слышите задание: «Цифры встаньте в обратном порядке», вы выстраиваетесь в обратном порядке.
Дети по команде выстраиваются в обратном порядке от 14 до 1.
Симка. Тыдыщщщ. Молодцы. Даю вам еще один винтик.
Задание 4: Соединить предметы.
Воспитатель: Перед вами предметы разной формы. Соедините линией предмет и форму, на которую он похож.
В процессе выполнения Воспитатель задает детям вопросы:
— Миша, на что похож мячик?
— А пуговица?
— Есть еще круглые предметы?
—Дима, а есть на картинки предметы похожие на квадрат?
— Арина, а на что похож дорожный знак?
— Алина, какие предметы напоминают нам прямоугольник?
— Ира, а что овальное ты видишь на картинке?
Воспитатель: Если у вас получилось так же как у меня, вы справились с заданием! Нолик дает вам инструмент для винтиков.
Воспитатель: все винтики собрали? Давайте сосчитаем. Сколько всего? Будем надеяться, что все винтики тут. Можем отправить их фиксикам.
Заключительная часть
Воспитатель: ребята, как вы думаете, фиксики очень обрадуются за вашу помощь. Пока отправляется Вам ответное письмо, мне хочется у вас узнать всё ли у вас сегодня получилось? Все ли у вас легко получалось, какое задание вызвало затруднение. Что вам понравилось больше всего?
Воспитатель: Вот и ответ пришел от Гения Евгеньевича.
Приходит ответ: «Спасибо, что помогли отыскать винтики, теперь мы сможем починить телевизор. Ребята, в знак благодарности мы приготовили для вас сюрприз, найдите коробку с нашим знаком фиксиков. До скорой встречи!» (дать ребятам значки от фиксиков).