Проект «Русская изба и традиции русского народа» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.

Дата публикации: 11.04.2025

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Фомина, Т. В. Проект «Русская изба и традиции русского народа» / Т. В. Фомина, Н. Н. Федотова, И. В. Пелюшенко, А. В. Князева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10091/ (дата обращения: 19.04.2025).

Препринт статьи



Цель проекта: Ознакомление детей с русской избой, со старинными предметами быта.

Воспитание духовно-нравственной личности, посредством приобщения к народным традициям.

Задачи:

– Формировать представления об устройстве русской избы, умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источников;

– Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

– Развивать творческие способности детей при рисовании русской избы, посуды, при лепке домашней утвари.

– Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик;

– Повысить компетентность родителей в области истории и культуры русского народа.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой, среднесрочный.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Время реализации проекта: сентябрь-октябрь 2024г.

Схема реализации проекта

Разделы программы

Виды детско-взрослой деятельности

Игровая деятельность

Дидактические игры с макетом «Русская изба», «Расставь предметы», «Отгадай загадку и найди предмет», «Угадай, что спрятали»; д/и с Лэпбуком, д/и «Угадай сказку», д/и «Свари кашу», Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей», Дидактические игры «Угадай роспись», «Составь узор», Проведение русских народных игр.

Социально-нравственное воспитание

Беседа с детьми на тему о важности помнить традиции и праздники русского народа, знать историю своего народа

Речевое развитие

Рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; — разбор житейских ситуаций, заучивание потешек, прибауток, закличек.

Познавательное развитие

Презентация «Русская изба», Беседа: «Обычаи и традиции русского народа», занятие «В гости к мастерам». Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм», «Народные куклы».

Художественная литература

Чтение и просмотр русских народных сказок: «Каша из топора», «Гуси лебеди», «По щучьему веленью», «Жихарка» и тд.. чтение стихов, пословиц, загадок по теме.

Изобразительная деятельность

Рисование «Кукла в национальном костюме», Лепка «дымковская Барышня», Аппликация « Русская печь »

Этапы работы над проектом

Этап

Деятельность детей

Деятельность педагога

Подготовительный этап

У детей после прочтения и просмотра сказок возникли вопросы про русский быт, традиции русского народа.

В самостоятельной творческой деятельности лепят, рисуют.

Подбор методической литературы

Подбор художественной литературы

Информационное обеспечение проекта Изготовление дидактических

пособий по теме

Обеспечение проекта наглядными материалами. Планирование предстоящей работы

Формулирование проблемы

Осознают и личностно воспринимают проблему

Принимают задачи проекта

Формулирует проблему.

Проблема: Беседуя с детьми, мы убедились в том, что у детей мало знаний об истори крестьянского жилища — избы, об её устройстве, о предметах русского быта; в необходимости приобщения детей к истокам русской культуры.

Цель проекта: Ознакомление детей с русской избой, со старинными предметами быта.

Воспитание духовно-нравственной личности, посредством приобщения к народным традициям.

Формулирует задачи:

—Формировать представления об устройстве русской избы, умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источников;

—Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

Развивать творческие способности детей при рисовании русской избы, посуды, при лепке домашней утвари.

—Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

—Повысить компетентность родителей в области истории и культуры русского народа.

Систематизация информации

Диалоговые беседы: «Русская изба», «Обычаи и традиции русского народа», «В гости к мастерам». «Русский национальный костюм», «Народные куклы». Играют с макетом и лэпбуком.

Проводит беседы и занятия: «Русская изба», «Обычаи и традиции русского народа», занятие «В гости к мастерам». Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм», «Народные куклы». Организует игры с макетом «Русская изба» и Лэпбуком

Практическая деятельность

Рисование «Кукла в национальном костюме», Лепка «дымковская Барышня», Аппликация « Русская печь » . Пополняют музей и макет «Русская изба». Принимают участие в мероприятие «Капустные посиделки»

Предоставляет различные материалы для аппликации и лепки.

Оказывает практическую помощь (по необходимости)

Рекомендует детям обращаться за помощью к родителям.

Организует

подгрупповую работу

Создание и обогащение мини-музея в группе «Русская изба», Лэпбука.

Организация мероприятия «Капустные посиделки»

Оформление

Оформляют д/и, рисунки.

Помогает в оформлении выставки работ

Презентация

Защита проекта

Анализ полученных результатов и обобщение опыта. Принимает участие в защите проекта.

Литература:

  1. Программа, учебно-методическое пособие /О. Л. Князева, М. Д. Маханева. — СПб.: Детство — Пресс, 2000.
  2. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2015. — № 3. — С. 18–26.
  3. Курочкина, И. Воспитание доброжелательно-уважительных отношений в свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования / И. Курочкина /Детский сад от А до Я. — 2015. — № 2. — С. 32–39.
Задать вопрос