Проект «Русская изба и традиции русского народа»
Авторы: Фомина Татьяна Владимировна, Федотова Наталья Николаевна, Пелюшенко Ирина Викторовна, Князева Алла Викторовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.
Дата публикации: 11.04.2025
Статья просмотрена: 10 раз
Библиографическое описание:
Фомина, Т. В. Проект «Русская изба и традиции русского народа» / Т. В. Фомина, Н. Н. Федотова, И. В. Пелюшенко, А. В. Князева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10091/ (дата обращения: 19.04.2025).
Препринт статьи
Цель проекта: Ознакомление детей с русской избой, со старинными предметами быта.
Воспитание духовно-нравственной личности, посредством приобщения к народным традициям.
Задачи:
– Формировать представления об устройстве русской избы, умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источников;
– Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
– Развивать творческие способности детей при рисовании русской избы, посуды, при лепке домашней утвари.
– Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик;
– Повысить компетентность родителей в области истории и культуры русского народа.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой, среднесрочный.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Время реализации проекта: сентябрь-октябрь 2024г.
Схема реализации проекта
Разделы программы |
Виды детско-взрослой деятельности |
Игровая деятельность |
Дидактические игры с макетом «Русская изба», «Расставь предметы», «Отгадай загадку и найди предмет», «Угадай, что спрятали»; д/и с Лэпбуком, д/и «Угадай сказку», д/и «Свари кашу», Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей», Дидактические игры «Угадай роспись», «Составь узор», Проведение русских народных игр. |
Социально-нравственное воспитание |
Беседа с детьми на тему о важности помнить традиции и праздники русского народа, знать историю своего народа |
Речевое развитие |
Рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; — разбор житейских ситуаций, заучивание потешек, прибауток, закличек. |
Познавательное развитие |
Презентация «Русская изба», Беседа: «Обычаи и традиции русского народа», занятие «В гости к мастерам». Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм», «Народные куклы». |
Художественная литература |
Чтение и просмотр русских народных сказок: «Каша из топора», «Гуси лебеди», «По щучьему веленью», «Жихарка» и тд.. чтение стихов, пословиц, загадок по теме. |
Изобразительная деятельность |
Рисование «Кукла в национальном костюме», Лепка «дымковская Барышня», Аппликация « Русская печь » |
Этапы работы над проектом
Этап |
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Подготовительный этап |
У детей после прочтения и просмотра сказок возникли вопросы про русский быт, традиции русского народа. В самостоятельной творческой деятельности лепят, рисуют. |
Подбор методической литературы Подбор художественной литературы Информационное обеспечение проекта Изготовление дидактических пособий по теме Обеспечение проекта наглядными материалами. Планирование предстоящей работы |
Формулирование проблемы |
Осознают и личностно воспринимают проблему Принимают задачи проекта |
Формулирует проблему. Проблема: Беседуя с детьми, мы убедились в том, что у детей мало знаний об истори крестьянского жилища — избы, об её устройстве, о предметах русского быта; в необходимости приобщения детей к истокам русской культуры. Цель проекта: Ознакомление детей с русской избой, со старинными предметами быта. Воспитание духовно-нравственной личности, посредством приобщения к народным традициям. Формулирует задачи: —Формировать представления об устройстве русской избы, умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источников; —Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; Развивать творческие способности детей при рисовании русской избы, посуды, при лепке домашней утвари. —Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик. —Повысить компетентность родителей в области истории и культуры русского народа. |
Систематизация информации |
Диалоговые беседы: «Русская изба», «Обычаи и традиции русского народа», «В гости к мастерам». «Русский национальный костюм», «Народные куклы». Играют с макетом и лэпбуком. |
Проводит беседы и занятия: «Русская изба», «Обычаи и традиции русского народа», занятие «В гости к мастерам». Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм», «Народные куклы». Организует игры с макетом «Русская изба» и Лэпбуком |
Практическая деятельность |
Рисование «Кукла в национальном костюме», Лепка «дымковская Барышня», Аппликация « Русская печь » . Пополняют музей и макет «Русская изба». Принимают участие в мероприятие «Капустные посиделки» |
Предоставляет различные материалы для аппликации и лепки. Оказывает практическую помощь (по необходимости) Рекомендует детям обращаться за помощью к родителям. Организует подгрупповую работу Создание и обогащение мини-музея в группе «Русская изба», Лэпбука. Организация мероприятия «Капустные посиделки» |
Оформление |
Оформляют д/и, рисунки. |
Помогает в оформлении выставки работ |
Презентация |
Защита проекта |
Анализ полученных результатов и обобщение опыта. Принимает участие в защите проекта. |
Литература:
- Программа, учебно-методическое пособие /О. Л. Князева, М. Д. Маханева. — СПб.: Детство — Пресс, 2000.
- Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2015. — № 3. — С. 18–26.
- Курочкина, И. Воспитание доброжелательно-уважительных отношений в свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования / И. Курочкина /Детский сад от А до Я. — 2015. — № 2. — С. 32–39.