В мир общения через игру: практический опыт социализации дошкольников с речевыми трудностями в условиях детского сада | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.

Дата публикации: 10.04.2025

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Мусаева, С. В. В мир общения через игру: практический опыт социализации дошкольников с речевыми трудностями в условиях детского сада / С. В. Мусаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10093/ (дата обращения: 25.04.2025).

Препринт статьи



Введение

Формирование коммуникативных и социальных навыков является важной задачей дошкольного образования, особенно в контексте инклюзивного и компенсирующего обучения. Особую актуальность данная проблема приобретает в отношении детей с нарушениями речи, так как речевая патология напрямую влияет на успешность взаимодействия с окружающими. Снижение речевой активности, затруднения в выражении собственных мыслей, непонимание речевых обращений становятся препятствием для полноценного общения и социализации.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, которая обладает уникальными возможностями для коррекции и развития всех сторон личности ребенка. Игра не только позволяет активизировать речевую деятельность, но и способствует формированию социальных ролей, навыков сотрудничества, способности к сопереживанию и саморегуляции.

Теоретические основы развития коммуникативных и социальных навыков в игре

Научные труды Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, В. И. Лубовского, Л. И. Божович и других отечественных психологов подчеркивают значимость игровой деятельности в развитии ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что именно в игре формируются высшие психические функции, закладывается основа социального поведения.

Коммуникативные навыки включают в себя умение устанавливать и поддерживать контакт, выражать свои мысли, слушать собеседника, вести диалог. Социальные навыки предполагают способность сотрудничать, соблюдать правила, учитывать мнение других, действовать в коллективе. У детей с речевыми нарушениями эти навыки формируются с опозданием или в искаженном виде, что требует целенаправленной коррекционной работы.

Особенности речевых нарушений у дошкольников и их влияние на коммуникацию

К числу наиболее распространенных речевых нарушений в дошкольном возрасте относятся общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), задержка речевого развития (ЗРР). Эти патологии проявляются в ограниченном словарном запасе, нарушении грамматического строя речи, фонематических процессах, а также в затруднении построения связного высказывания.

Речевые трудности отражаются на поведенческой сфере: дети становятся замкнутыми, избегают общения, проявляют агрессию или, наоборот, пассивность. Они испытывают сложности в установлении и поддержании контакта, не умеют выражать просьбы, делиться впечатлениями, участвовать в совместных играх.

Игровая деятельность как средство развития коммуникации и социализации

Игра представляет собой естественную и привлекательную для ребенка форму деятельности, в которой он может безопасно и свободно проявлять инициативу, учиться взаимодействию, проигрывать различные социальные ситуации.

В условиях детского сада возможно организовать разнообразные виды игр с коррекционной направленностью:

— сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Больница», «Семья») способствуют усвоению социальных ролей, формированию диалогической речи, развитию эмпатии;

— дидактические игры («Кто что делает?», «Назови одним словом», «Скажи наоборот») направлены на развитие словаря, грамматических навыков, логического мышления;

— игры с правилами («Лото», «Мемори», «Что изменилось?») тренируют способность действовать по инструкции, развивают память, внимание и коммуникативную сдержанность;

— психогимнастика и театрализованные игры помогают освоить невербальные средства общения, выразительность речи, интонацию, мимику, жесты.

Педагогические условия эффективности игровой коррекционной работы

Для достижения положительных результатов в развитии коммуникативных и социальных навыков детей с речевыми нарушениями необходимы следующие условия:

— комплексный подход с участием педагога-психолога, воспитателей и родителей;

— индивидуальный и дифференцированный подход с учетом особенностей речевого и личностного развития ребенка;

— создание эмоционально благоприятной развивающей среды, стимулирующей речевую активность;

— систематичность и преемственность в организации игровой деятельности.

Практический опыт реализации коррекционной работы

В рамках дошкольного образовательного учреждения № 41 «Рябинушка» (г. Сургут, ХМАО-Югра) ежегодно реализуется авторская психолого-педагогическая программа «Вижу, слышу, чувствую, говорю», направленная на развитие коммуникативной и социальной компетентности детей, имеющих речевые нарушения.

В реализации программы приняли участие 35 детей в возрасте от 5 до 7 лет в период с 2022/2023 по 2024/2025 учебный год. Занятия проводились в мини-группах (3–6 человек) один раз в неделю в течение учебного года. В процессе работы использованы здоровьесберегающие, коррекционные, информационно-коммуникационные и личностно ориентированные технологии, включающие такие методы и приемы, как психогимнастические игры, коммуникативные игры, беседы в кругу, релаксация, элементы сказкотерапии, игротерапии, арт-терапии.

Результаты, подтверждающие эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы, обоснованы результатами данных, полученных в ходе диагностических мероприятий входного и выходного контроля по таким методикам, как «Лабиринт» (Е. Е. Кравцовой), «Диагностика способности детей к партнерскому диалогу» (А. М. Щетининой) и «Изучение социальных эмоций» (Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной).

Выбор диагностического инструментария обусловлен критериями для исследования коммуникативных и социальных навыков детей старшего дошкольного возраста:

  1. Изучение компонентов коммуникативной готовности: способность видеть действия партнера, согласованность действий партнеров; осуществление взаимного контроля; взаимопомощь; отношение к результату деятельности.
  2. Определение уровня развития партнерского диалога: способность слушать партнера, договариваться с партнером, способность к эмпатии.
  3. Отношение к себе и к другим детям: отношение к себе как к члену группы; отношение к другим детям группы.

С обобщением полученных результатов картина положительной динамики в социально-коммуникативном развитии детей, имеющих речевые нарушения, выглядит следующим образом:

— увеличилось число инициативных речевых высказываний;

— снизился уровень тревожности и конфликтности в группе;

— вырос интерес к совместной деятельности;

— улучшились навыки речевого взаимодействия;

— воспитанники владеют понятиями сострадания и сочувствия;

— значительно повысилась самооценка, появилась уверенность в себе;

— улучшились навыки распознавания эмоций и чувств, контроля за своим эмоциональным состоянием.

Заключение

Коррекционная работа по развитию коммуникативных и социальных навыков у дошкольников с нарушениями речи возможна при целенаправленной, систематической организации игровой деятельности в условиях детского сада. Игра, как главный инструмент, позволяет эффективно решать коррекционные задачи, способствуя успешной социализации ребенка и его подготовке к школьному обучению.

Литература:

  1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. — М. : Просвещение, 1968.
  2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.
  3. Запорожец, А. В. Развитие произвольного поведения у детей. — М. : Педагогика, 1986.
  4. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М. : Педагогика, 1986.
  5. Лубовский, В. И. Актуальные проблемы психологии детей с отклонениями в развитии. — М. : 1990.
  6. Мастюкова, Е. М. Коррекционная педагогика. — М. : Академия, 2009.
  7. Эльконин, Д. Б. Психология игры. — М. : Педагогика, 1978.
Задать вопрос