Ориентировка в пространстве и формирование представлений о числе для детей с интеллектуальной недостаточностью
Автор: Андрианова Евгения Вячеславовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.
Дата публикации: 12.04.2025
Статья просмотрена: 8 раз
Библиографическое описание:
Андрианова, Е. В. Ориентировка в пространстве и формирование представлений о числе для детей с интеллектуальной недостаточностью / Е. В. Андрианова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10095/ (дата обращения: 25.04.2025).
Препринт статьи
Цель занятия: «Коррекция выявленных нарушений в пространственной ориентировке и формировании представлений о числе, а также развитие внимания и сосредоточенности»
Задачи занятия:
Коррекционно-образовательные:
– Учить ориентироваться в окружающем пространстве, на листе бумаги,
– Понимать смысл пространственных отношений, дифференцировать левую и правую руку.
– Формировать навыки счета в прямом порядке в пределах 7,
– Формирование умение называть «соседей числа».
– Формировать навыки соотнесения количества предметов с числом.
Коррекционно-развивающие:
– Формировать интерес к математике.
– Развивать внимание, память и мышление.
– Развитие зрительного и слухового восприятия.
Коррекционно-воспитательные:
– Воспитывать усидчивость, умение слушать взрослого выполнять инструкции.
– Создавать положительную мотивацию к учебной деятельности.
– Бережное отношение к раздаточному материалу.
Ход индивидуального занятия
Педагог: сегодня мы научимся чему-то новому. Садись удобно, давай посмотрим, что у нас есть.
(На столе лежат цифры от 1 до 7 вразнобой)
Игра «Расставь числа по порядку»
Педагог: — сегодня к нам в гости пришли числа, но по дороге они все перепутались и теперь не могут найти свое место. Как мы можем им помочь?
Ребенок: надо расставить числа друг за другом и посчитать их.
Педагог: — давай так и сделаем.
Ребенок выполняет задание (расставляет цифры по порядку до 7)
Педагог: Молодец, правильно! Сколько всего цифр пришло к нам в гости?
Ребенок: Всего семь цифр.
Педагог: Посчитай, пожалуйста от 2 до 5 (2,3,4,5).
Посчитай от 4 до 7 (4,5,6,7)
Ребенок выполняет задание.
Педагог: молодец! Ты хорошо справился, теперь давай усложним задание. Чтобы тебе было легче справится с заданием я привяжу тебе на правую руку ленточку. (Завязать на правой руке ребенка ленточку)
Педагог: Найди соседей цифры 2? (1,3) Давай вспомним, что соседи располагаются с правой стороны от цифры и с левой.
Найди соседей цифры 4? (3, 5)
Ребенок выполняет задания.
Педагог: ты хорошо справился. А сейчас мы будем выполнять
другое задание.
Игра «Соотнеси предмет с числом»
Перед ребенком на столе лежит числовая линейка, набор геометрических фигур, цифры от 1 до 7.
Педагог: в этой игре нам нужно выложить на числовую линейку предметы по заданию и соотнести их с цифрами.
Педагог: положи на верхнюю линейку 1 круг.
Ребенок выполняет задание. (Кладет на верхнюю линейку 1 круг)
Педагог: сколько всего кругов?
Ребенок: всего 1 круг.
Педагог: поставь слева от круга соответствующую цифру.
Ребенок ставить цифру 1.
Педагог: положи на следующую линейку 2 цветка. Сколько всего цветков?
Ребенок: всего 2 цветка
Педагог: поставь слева соответствующую цифру.
Ребенок выполняет задание.
Педагог: положи на следующую линейку 3 бабочки.
Сколько всего бабочек?
Поставь слева соответствующую цифру.
Ребенок выполняет задание.
Педагог: положи на следующую линейку 4 яблока.
Сколько всего яблок?
Поставь слева соответствующую цифру.
Ребенок выполняет задание.
Педагог: положи на следующую линейку 5 квадратов.
Сколько всего квадратов?
Поставь слева соответствующую цифру.
Ребенок выполняет задание.
Педагог: положи на следующую линейку 6 грибочков.
Сколько всего грибочков?
Поставь слева соответствующую цифру.
Ребенок выполняет задание.
Педагог: положи на следующую линейку 7 треугольников.
Сколько всего треугольников?
Поставь слева соответствующую цифру.
Ребенок выполняет задание.
Педагог: молодец, ты отлично справился, а теперь давай уберем все цифры на место и приступим к следующему заданию в котором нам надо
разложить предметы по ячейкам.
Игра «Разложи по ячейкам»
Педагог: перед тобой лист, на котором есть ячейки. Я буду называть тебе предмет, а ты будешь класть его нужную ячейку.
Педагог: давай вспомним где у тебя правая рука?
Ребенок: на правой руке завязана ленточка.
Педагог: положи по середине листа человечка.
Педагог в правый верхний угол положи яблоко.
Педагог: в левый верхний угол положи цветок.
Ребенок кладет человечка в среднюю ячейку.
Педагог: в правый верхний угол положи яблоко.
Ребенок находит правый верхний угол и кладет туда яблоко.
Педагог: в левый верхний угол положи цветок.
Ребенок находит левый верхний угол и кладет туда цветок.
Педагог: в левый нижний угол положи 2 яблока.
Ребенок находит левый нижний угол и кладет туда 2 яблока.
Педагог: в правый нижний угол положи 3 цветка.
Ребенок находит правый нижний угол и кладет туда 3 цветка.
Педагог: что-то мы засиделись, давай мы с тобой встанем и немножко разомнемся.
Физминутка
Ребенок повторяет движения совместно с педагогом под музыку.
Руку правую вперед (вытягиваем правую руку перед собой),
а потом ее назад, (отводим правую руку назад),
а потом ее вперед (вытягиваем правую руку перед собой),
и немножко потрясем.
Руку левую вперед, (вытягиваем левую руку перед собой),
а потом ее назад, (отводим левую руку назад),
а потом ее вперед (вытягиваем левую руку перед собой),
и немножко потрясем.
Ногу правую вперед, (вытягиваем правую ногу перед собой),
а потом ее назад, (отводим правую ногу назад),
а потом ее вперед (вытягиваем правую ногу перед собой)
и немножко потрясем.
Игра «Засели зверей в домик»
К нам в гости пришли звери, они никак не могут договорится, где в домике им заселиться. Давай мы им в этом поможем, чтобы они не спорили.
Педагог: наш домик разделен пополам, какие-то жильцы могут жить справа, а какие-то слева. Давай вспомним, где у тебя правая рука, значит с той стороны находится правая часть домика.
Педагог: выбирай животное и засели его с правой стороны домика в любое окошко.
Ребенок берет карточку с изображением животного и кладет с правой стороны.
Педагог: выбирай следующее животное и засели его с левой стороны домика в любое окошко.
Ребенок берет карточку с изображением животного и кладет с левой стороны.
Задание выполняется пока все животные не заселятся в домики.
Педагог: молодец! ты заселил всех животных в домики. Посчитай сколько животных живет с правой стороны?
Ребенок пересчитывает животных. (4)
Педагог: найди в числовом ряду соответствующую цифру и поставь ее сверху.
Ребенок находит цифру 4 и ставит ее справа сверху.
Педагог: Посчитай сколько животных живет с левой стороны? Найди в числовом ряду соответствующую цифру и поставь ее сверху, с левой стороны домика.
Педагог: молодец! ты хорошо справился с заданием, давай уберем все цифры в коробку.
Ребенок убирает цифры на место.
Педагог: давай вспомним что мы с тобой сегодня делали? (Помогаю с ответом)
Ребенок: считали от 1 до 7, искали соседей числа, соотносили количество предметов с цифрой, проводили физминутку, заселяли животных в домики, раскладывали картинки в ячейки.
Педагог: Все верно, наше занятие окончено.