Ориентировка в пространстве и формирование представлений о числе для детей с интеллектуальной недостаточностью | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.

Дата публикации: 12.04.2025

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Андрианова, Е. В. Ориентировка в пространстве и формирование представлений о числе для детей с интеллектуальной недостаточностью / Е. В. Андрианова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10095/ (дата обращения: 25.04.2025).

Препринт статьи



Цель занятия: «Коррекция выявленных нарушений в пространственной ориентировке и формировании представлений о числе, а также развитие внимания и сосредоточенности»

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательные:

– Учить ориентироваться в окружающем пространстве, на листе бумаги,

– Понимать смысл пространственных отношений, дифференцировать левую и правую руку.

– Формировать навыки счета в прямом порядке в пределах 7,

– Формирование умение называть «соседей числа».

– Формировать навыки соотнесения количества предметов с числом.

Коррекционно-развивающие:

– Формировать интерес к математике.

– Развивать внимание, память и мышление.

– Развитие зрительного и слухового восприятия.

Коррекционно-воспитательные:

– Воспитывать усидчивость, умение слушать взрослого выполнять инструкции.

– Создавать положительную мотивацию к учебной деятельности.

– Бережное отношение к раздаточному материалу.

Ход индивидуального занятия

Педагог: сегодня мы научимся чему-то новому. Садись удобно, давай посмотрим, что у нас есть.

(На столе лежат цифры от 1 до 7 вразнобой)

Игра «Расставь числа по порядку»

Педагог: — сегодня к нам в гости пришли числа, но по дороге они все перепутались и теперь не могут найти свое место. Как мы можем им помочь?

Ребенок: надо расставить числа друг за другом и посчитать их.

Педагог: — давай так и сделаем.

Ребенок выполняет задание (расставляет цифры по порядку до 7)

Педагог: Молодец, правильно! Сколько всего цифр пришло к нам в гости?

Ребенок: Всего семь цифр.

Педагог: Посчитай, пожалуйста от 2 до 5 (2,3,4,5).

Посчитай от 4 до 7 (4,5,6,7)

Ребенок выполняет задание.

Педагог: молодец! Ты хорошо справился, теперь давай усложним задание. Чтобы тебе было легче справится с заданием я привяжу тебе на правую руку ленточку. (Завязать на правой руке ребенка ленточку)

Педагог: Найди соседей цифры 2? (1,3) Давай вспомним, что соседи располагаются с правой стороны от цифры и с левой.

Найди соседей цифры 4? (3, 5)

Ребенок выполняет задания.

Педагог: ты хорошо справился. А сейчас мы будем выполнять

другое задание.

Игра «Соотнеси предмет с числом»

Перед ребенком на столе лежит числовая линейка, набор геометрических фигур, цифры от 1 до 7.

Педагог: в этой игре нам нужно выложить на числовую линейку предметы по заданию и соотнести их с цифрами.

Педагог: положи на верхнюю линейку 1 круг.

Ребенок выполняет задание. (Кладет на верхнюю линейку 1 круг)

Педагог: сколько всего кругов?

Ребенок: всего 1 круг.

Педагог: поставь слева от круга соответствующую цифру.

Ребенок ставить цифру 1.

Педагог: положи на следующую линейку 2 цветка. Сколько всего цветков?

Ребенок: всего 2 цветка

Педагог: поставь слева соответствующую цифру.

Ребенок выполняет задание.

Педагог: положи на следующую линейку 3 бабочки.

Сколько всего бабочек?

Поставь слева соответствующую цифру.

Ребенок выполняет задание.

Педагог: положи на следующую линейку 4 яблока.

Сколько всего яблок?

Поставь слева соответствующую цифру.

Ребенок выполняет задание.

Педагог: положи на следующую линейку 5 квадратов.

Сколько всего квадратов?

Поставь слева соответствующую цифру.

Ребенок выполняет задание.

Педагог: положи на следующую линейку 6 грибочков.

Сколько всего грибочков?

Поставь слева соответствующую цифру.

Ребенок выполняет задание.

Педагог: положи на следующую линейку 7 треугольников.

Сколько всего треугольников?

Поставь слева соответствующую цифру.

Ребенок выполняет задание.

Педагог: молодец, ты отлично справился, а теперь давай уберем все цифры на место и приступим к следующему заданию в котором нам надо

разложить предметы по ячейкам.

Игра «Разложи по ячейкам»

Педагог: перед тобой лист, на котором есть ячейки. Я буду называть тебе предмет, а ты будешь класть его нужную ячейку.

Педагог: давай вспомним где у тебя правая рука?

Ребенок: на правой руке завязана ленточка.

Педагог: положи по середине листа человечка.

Педагог в правый верхний угол положи яблоко.

Педагог: в левый верхний угол положи цветок.

Ребенок кладет человечка в среднюю ячейку.

Педагог: в правый верхний угол положи яблоко.

Ребенок находит правый верхний угол и кладет туда яблоко.

Педагог: в левый верхний угол положи цветок.

Ребенок находит левый верхний угол и кладет туда цветок.

Педагог: в левый нижний угол положи 2 яблока.

Ребенок находит левый нижний угол и кладет туда 2 яблока.

Педагог: в правый нижний угол положи 3 цветка.

Ребенок находит правый нижний угол и кладет туда 3 цветка.

Педагог: что-то мы засиделись, давай мы с тобой встанем и немножко разомнемся.

Физминутка

Ребенок повторяет движения совместно с педагогом под музыку.

Руку правую вперед (вытягиваем правую руку перед собой),

а потом ее назад, (отводим правую руку назад),

а потом ее вперед (вытягиваем правую руку перед собой),

и немножко потрясем.

Руку левую вперед, (вытягиваем левую руку перед собой),

а потом ее назад, (отводим левую руку назад),

а потом ее вперед (вытягиваем левую руку перед собой),

и немножко потрясем.

Ногу правую вперед, (вытягиваем правую ногу перед собой),

а потом ее назад, (отводим правую ногу назад),

а потом ее вперед (вытягиваем правую ногу перед собой)

и немножко потрясем.

Игра «Засели зверей в домик»

К нам в гости пришли звери, они никак не могут договорится, где в домике им заселиться. Давай мы им в этом поможем, чтобы они не спорили.

Педагог: наш домик разделен пополам, какие-то жильцы могут жить справа, а какие-то слева. Давай вспомним, где у тебя правая рука, значит с той стороны находится правая часть домика.

Педагог: выбирай животное и засели его с правой стороны домика в любое окошко.

Ребенок берет карточку с изображением животного и кладет с правой стороны.

Педагог: выбирай следующее животное и засели его с левой стороны домика в любое окошко.

Ребенок берет карточку с изображением животного и кладет с левой стороны.

Задание выполняется пока все животные не заселятся в домики.

Педагог: молодец! ты заселил всех животных в домики. Посчитай сколько животных живет с правой стороны?

Ребенок пересчитывает животных. (4)

Педагог: найди в числовом ряду соответствующую цифру и поставь ее сверху.

Ребенок находит цифру 4 и ставит ее справа сверху.

Педагог: Посчитай сколько животных живет с левой стороны? Найди в числовом ряду соответствующую цифру и поставь ее сверху, с левой стороны домика.

Педагог: молодец! ты хорошо справился с заданием, давай уберем все цифры в коробку.

Ребенок убирает цифры на место.

Педагог: давай вспомним что мы с тобой сегодня делали? (Помогаю с ответом)

Ребенок: считали от 1 до 7, искали соседей числа, соотносили количество предметов с цифрой, проводили физминутку, заселяли животных в домики, раскладывали картинки в ячейки.

Педагог: Все верно, наше занятие окончено.

Задать вопрос