Воспитываем патриотов с детства
Авторы: Задорожняя Ольга Петровна, Красноперова Алла Вениаминовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.
Дата публикации: 25.04.2025
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Задорожняя, О. П. Воспитываем патриотов с детства / О. П. Задорожняя, А. В. Красноперова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10100/ (дата обращения: 27.04.2025).
В последнее время особенно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. В настоящие дни Россия переживает один из сложных исторических периодов. Специальная военная операция на Украине, проявление фашизма и вандализма, влияние агрессии компьютерных игр — все это ведет к потере культурных ценностей у детей. Но как бы не менялось общество, мы не должны допустить негативного отношения и потери интереса к прошлому своей Родины. Необходимо любить, уважать, чтить и помнить героев своей страны. С каждым днем очевидцев Великой Отечественной Войны становится меньше — это ведет к информационному заблуждению, переписыванию истории, частому в наше время, поэтому надо стараться возобновить утраченные страницы истории, в том числе Сталинградской битвы.
История Сталинградской битвы воспринимается детьми дошкольного возраста абстрактно, поскольку уходят живые свидетели, творившие ее. Общение в семье о героях и участниках исторических событий дают возможность современным детям почувствовать свою сопричастность к истории своей семьи, страны, народа. Поэтому на сегодняшний день особенно актуален поиск информации о героях Великой Отечественной Войны, а в частности Сталинградской битвы, о детях военного Сталинграда, о подвигах женщин, которым пришлось во время войны встать на защиту Родины и выжить в тяжелое время. Каждый из нас может и должен гордиться историей города Волгограда. Порой дети дошкольного возраста и не подозревают, что в летописи их семьи отражены те подвиги, из которых складывалась большая Победа всей страны.
Детям дошкольного возраста легче понять историю своей страны, начав ее изучение с истории своей семьи. Рассказы об участии в событиях того времени можно считать первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Эмоционально воспринимая и сопереживая рассказам старших родственников о военной поре, ребята становятся активными участниками сбора, изучения и оформления материалов о военном прошлом. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на благо, беречь ее богатства.
С целью формирования у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за историческое прошлое своего края педагогами муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39 «Солнышко» г. Волжского Волгоградской области» был реализован детско-родительский проект «Помним и гордимся!». В рамках данного проекта были решены следующие задачи:
— реализовать потребность детей старшего дошкольного возраста в знаниях о героическом прошлом города Волгограда, об истории своей семьи;
— активизировать поисковую деятельность детей разными способами получения информации, ее простейшей обработки и презентации;
— развивать у детей навыки партнерства и сотрудничества, умения взаимодействия друг с другом, умение презентовать свой труд;
— воспитывать чувство гордости за свою страну, за свой народ, уважение к его свершениям, героическому прошлому.
Проект был реализован по двум направлениям: совместная деятельность с детьми и взаимодействие с родителями. Реализация плана осуществлялась поэтапно.
На подготовительном этапе реализации проекта «Помним и гордимся!» педагогами ДОУ было проведено анкетирование родителей с целью выявления их отношения к теме героического прошлого нашей Родины, а также совместно разработан и утвержден план мероприятий, связанный с проектной и исследовательской деятельностью.
В ходе основного этапа проекта «Помним и гордимся!» перед педагогами стояла задача способствовать воспитанию у дошкольников нравственно-патриотических чувств на основе формирования представлений о Сталинградской битве через разные виды деятельности. Детей познакомили с различными способами получения информации, простейшей ее обработки и презентации с помощью взрослого в виде создания коллективных творческих работ, стенгазет, мини-выступлений. Мероприятия основного этапа проекта, построенные на взаимодействии всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, социальных партнеров), способствовали развитию у детей навыков общественного поведения, социальной активности, а главное, осознанию значимости исторических событий, связанных со Сталинградской битвой, и проявлению чувства гордости за историческое прошлое своего края.
Мероприятия были эмоционально и информационно насыщенными:
— оформление рисунков (создание выставочной галереи «Сталинградской битве посвящается»), макетов;
— проведение сюжетно-ролевых игр «Поставь палатку», «Забинтуй раненого», «Свари кашу» и т. д. в тематической зоне групповой комнаты «На привале у солдат»;
— проведение цикла познавательных занятий на тему: «Героический Сталинград»;
— создание тематической выставки «Военный Сталинград»;
— сбор информации из семейных архивов «Боевая слава наших предков»;
— посещение мероприятия, посвященного 82-ой годовщине победы в Сталинградской битве «Ты выстоял, Великий Сталинград!» в Детской городской библиотеке;
— чтение литературных произведений о ВОВ;
— разучивание военных песен.
В результате проведенной работы была оформлена выставочная галерея детских рисунков и поделок, выставка экспонатов военных лет «Военный Сталинград», создан семейный архив «Боевая слава наших предков», организована выставка детской художественной литературы «Детям о Сталинградской битве», оформлена медиатека «Песни военных лет».
На заключительном этапе реализации детско-родительского проекта было организовано обсуждение совместной деятельности всех участников, насколько полученный результат соответствует задуманному. Ярким мероприятием данного этапа стал концерт для детей и взрослых «Помним и гордимся!», на котором и дети, и воспитывающие взрослые проявили свои творческие способности: читали стихи о войне, пели военные песни, исполняли танцы. В завершении совместного концерта дружный коллектив взрослых и детей исполнил песню «Катюша».
Анализ результатов реализации проекта показал, что проектная деятельность создает необходимые условия для формирования патриотических чувств дошкольников. В ходе реализации проекта у детей сформировался естественный интерес к историческим событиям, связанным со Сталинградской битвой. Дети активно принимали участие во всех предлагаемых тематических мероприятиях, выражали интерес к тем военным событиям, которые прославили наш героический город Волгоград. Немало внимания было уделено и историческому прошлому семьи. Дети самостоятельно приступали к опросу родителей о войне и о судьбе своих воевавших родственников, о судьбах детей военного времени. Каждому хотелось побольше узнать, как складывалась жизнь во время войны близких для них людей. В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками дети, приходя в детсад, делились друг с другом тем, что они узнали, приносили в группы фотографии, рассказы, записанные родителями со слов детей и даже памятные медали.
В результате использования технологии проектирования дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей стала тесная взаимосвязь с родителями в ходе совместного участия в проекте. Все начинается с семьи. Любовь к Родине начинается с любви к своим близким. Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа. Ведь в семье особый микроклимат, основанный на доверительных отношениях. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому совместная работа по патриотическому воспитанию невозможна была без участия родителей.
По словам В. А. Сухомлинского, «...заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине». Действительно, дошкольникам доступно чувство любви к своей семье, родной станице, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.