Гражданско-патриотическое воспитание в ДОУ посредством проектной деятельности
Авторы: Егорова Екатерина Васильевна, Дорофеева Наталия Валентиновна, Попова Наталья Сергеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.
Дата публикации: 25.04.2025
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Егорова, Е. В. Гражданско-патриотическое воспитание в ДОУ посредством проектной деятельности / Е. В. Егорова, Н. В. Дорофеева, Н. С. Попова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10108/ (дата обращения: 26.04.2025).
Патриотическое воспитание должно быть не только стройной государственной системой , но прежде всего органичной частью жизни самого общества. И только объединив усилия, консолидировав лучшие практики и инициативы, мы сможем вырастить поколения, которые знают свою страну, чувствуют сопричастность её судьбе, к ответственности за ее будущее и главное — верят в нее.
В. В. Путин
Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Современные дети мало знают о родном крае, стране, о народных традициях, часто равнодушны к близким людям. Поэтому главная задача — пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному краю, формировать чувство гордости за достижения страны, за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения — важная задача современного общества. Детство — благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. С каждым годом все дальше от нас тот памятный день — День Победы в Великой Отечественной войне, но ценность подвига наших солдат никогда не меркнет. Путь к победе был долгим и трудным, и преодолеть его удалось благодаря мужеству и героизму нашего народа. Все меньше остается тех, кто был непосредственным участником той войны и кому мы благодарны за мирное небо над головой. Подрастающее поколение забывает, а чаще и не знает, как важно помнить об этом дне и чтить память погибших. Учитывая это, взрослые должны рассказывать об этом великом празднике детям, учить всегда уважительно относиться к ветеранам, а не только в День Победы.
Задачи патриотического воспитания дошкольников традиционно решались в ДОУ, но результаты мониторинга образовательного процесса показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому существует необходимость изменить формы организации педагогического процесса по формированию чувств патриотизма и любви к Родине.
Цель: формирование патриотических чувств и нравственных ценностей у детей дошкольного возраста; укрепление связи поколений в семье.
Задачи проекта
Для детей:
— привлечь внимание воспитанников к изучению истории Родины, через формирование исторической памяти на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников;
— сохранить память о прадедах воспитанников группы, участниках Великой Отечественной войны, воспитывая чувство гордости и сопричастности к наследию своих предков;
— воспитывать чувство благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.
Для педагогов:
— расширить знания о Великой Отечественной войне, о сражениях прадедов за родную землю, родах войск, военной технике;
— развивать у детей чувства патриотизма.
Для родителей:
— организовать работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье;
— подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в боевых действиях.
Основные этапы реализации проекта
Подготовительный:
— знакомство с проектом родителей и детей;
— обсуждение и выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
— определение содержания деятельности;
— сбор информации о родственниках воевавших в ВОВ;
— организация совместной деятельности: разучивание военных песен, участие в праздниках, изготовление «Открытка с фронта»;
— подготовка презентаций о родственниках, участниках ВОВ.
Основной:
— тематическая беседа «Что мы с вами знаем о войне»;
— посещение исторических памятников и мест связанных с историей ВОВ;
— занятия «Дети и война»;
— рассматривание альбома «Ордена и медали ВОВ»;
— просмотр презентации «Великая Отечественная война»;
— встреча с ветеранами войны.
|
|
Предполагаемые результаты
Для детей:
— дети познакомятся с историей своей семьи и судьбой своих прадедов — участников ВОВ;
— возникнет представление о мужестве героев на войне и самоотверженном труде в тылу женщин, стариков и детей;
— появится уважительное отношение к памяти героев, отдававших свою жизнь ради мира на земле;
— у детей будут обогащаться знания о празднике Дне Победы.
Для родителей:
— у родителей возрастёт интерес к истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны;
— появится желание поделиться со своими детьми и окружающими сведениями о судьбе предков их заслугах и наградах.
|
|
Продукты проекта :
— выставка рисунков «Война глазами детей»;
— выставка поделок «С Днём Победы!», плакатов «Мой прадедушка»;
— создание уголка по патриотическому воспитанию;
— оформление стенда «2 февраля — Сталинградская битва»;
— создание мини-музея боевой техники;
— создание мини-музея к 75-ю Победы в Сталинградской битве;
— изготовление открыток для ветеранов;
— акция «Сирень Победы»;
— чтение художественной литературы.
Итоговый:
— провели праздничный концерт посвящённый Дню Победы «Защитникам Отечества посвящается»;
— создали презентацию;
— защита проекта;
— открытие мини-музея «Сердцем прикоснись к подвигу».
|
|
Занимаясь исследовательской работой, достигая поставленной цели, мы увидели, что события Великой Отечественной войны не обошли стороной наши семьи.
Дети получили огромное удовольствие от проделанной работы, они гордятся своими прадедами. Родители с интересом откликнулись на создание такого проекта и с увлечением помогали создавать его.
Мы сделали вывод о том, что наши прадеды были героями, являлись непосредственными участниками исторических событий нашей Родины. Узнавать о своих предках, знать историю своей семьи — это нужное дело для каждого человека. Человек должен помнить о своих корнях, тогда история страны не будет казаться далёкой.
И нам, молодому, подрастающему поколению надо стараться быть достойными памяти своих дедов и прадедов, отдавая дань уважения ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
Пусть выполненная нами работа по расширению знаний о войне, о наших предках, будет благодарностью за наше счастливое детство.
Результаты реализации проектной деятельности радуют: есть, над чем работать в дальнейшем, будем продолжать изучать и внедрять в практику работы исследовательские детско-родительские и детские проекты.