Синтез искусств как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
Автор: Шустова Мария Александровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.
Дата публикации: 25.04.2025
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Шустова, М. А. Синтез искусств как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников / М. А. Шустова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10111/ (дата обращения: 26.04.2025).
Статья посвящена инновационному подходу к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через интеграцию различных видов искусства. Внимание акцентируется на важности развития души и нравственных качеств ребенка-дошкольника. Центральной темой является познавательное занятие «Прощание славянки».
В настоящее время, на современном этапе развития общества как никогда стали актуальными вопросы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, нравственное отношение к действительности и возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.
Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства — искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста. Отдельные виды искусства оказывают влияние на различные стороны психики ребёнка: эмоции, чувства, мышление, память, воображение и т. д., Однако всестороннее развитие ребёнка формируется под воздействием синтеза различных искусств.
Синтез музыки и изобразительного искусства помогает развивать неравнодушное отношение ребёнка к миру — отношение, в котором переплетаются нравственные, эстетические и эмоциональные свойства личности, происходит развитие творческих способностей и образного мышления. Главное — стимулировать воображение детей, дать возможность каждому ребёнку выразить услышанные звуки музыки в красках, рисунке, помочь ощутить себя художником через открытие красоты звуков, формы и цвета. Эта взаимосвязь даёт детям возможность активно, свободно, творчески оперировать своими знаниями и умениями в новых условиях. На занятиях мы постепенно, последовательно помогаем детям осознать, что каждому виду искусства свойственны свои специфические средства выразительности. При этом один вид искусства может выступать доминирующим, в то время как другие помогают более глубоко осмыслить образ, понять произведение.
Совсем недавно наш регион, да и вся Россия отметила знаковое событие — 82-ю годовщину Победы в Сталинградской битве. Это важная дата, одна из трагических страниц нашей истории. А вообще, нужно ли говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне? Может быть, ещё рано и не нужно травмировать детскую психику? Михаил Телегин, доцент МПУ, автор программы «Воспитательный диалог» по дошкольному развитию, считает, что не только можно, но и нужно говорить со старшими дошкольниками. Почему? Душу развивать нужно, и причем с маленького возраста. Вне зависимости от выбора человека, который он впоследствии сделает сам в своей жизни. Именно этой теме мы посвятили познавательное занятие «Прощание славянки» в подготовительной группе. В первой его части дети познакомились с историей знаменитого марша, его автором. Прослушали, обсудили характер, настроение, смысл текста этого музыкального произведения. “Марш написан мною по поводу балканских событий 1912 года. Он посвящается всем славянским женщинам”. Это слова автора бессмертной музыки Василия Агапкина на титульном листе ее первого издания. Тема марша проникла в самые разные жанры и живет в стихах, картинах, фильмах. Более подробно мы знакомились с картиной К. Васильева «Прощанье славянки».
Константин Васильев — это глубокий мыслитель, историк, этнограф, человек серьезных и разносторонних знаний. Константин Васильев был еще и тонким ценителем классической русской и зарубежной музыки. “Чтобы живопись была музыкальной, а музыка — “живописной” — один из принципов художника. Для всех эта работа стала иллюстрацией к одноименному военному маршу. Однако первым, что видишь на полотне, становится фигура солдата в таком стремительном движении к священной защите, что кажется: за ним не отряд воинов, а весь народ. Справа на картине — фигура женщины в синем одеянии с развевающимися по ветру волосами. Одной рукой она придерживает платок, другой крепко прижимает к себе девочку, по всей видимости, дочку. Она смотрит куда-то поверх дорогого ей человека, далеко вперёд, и словно шепчет молитвы. Художник сумел настолько убедительно передать душевное состояние людей, что всем, кто видит полотно, невольно кажется: с картины доносятся звуки военного марша.
Затем мы познакомились с памятником «Прощание славянки», открытым 8 мая 2014 года на Белорусском вокзале. Место установки памятника выбрано неслучайно: отсюда эшелоны с новобранцами отправлялись на войну. Авторы памятника — скульпторы Сергей Щербаков, наш земляк и Вячеслав Малокостов, архитектор Василий Данилов. Сооружение памятника велось под руководством народного художника России Салавата Щербакова. Скульптурная композиция выполнена из бронзы, создана по мотивам сцены проводов добровольцев на войну фильма «Летят журавли», изображает солдата, одетого в обмундирование первой мировой войны, и девушку, которая обнимает его за шею, провожая на фронт. Высота композиции не превышает 2 метров, а стоит она на бронзовом кольце, расположенном на брусчатке. По кругу кольца написаны слова наиболее распространенной версии стихов на музыку знаменитого марша «Прощание славянки».
Во второй части занятия дети, вдохновлённые музыкой и образами, приступили к созданию собственных скульптурных работ. Целью было не просто воспроизвести увиденное, а передать свои чувства и переживания, вызванные темой прощания, разлуки, веры в победу. Была поставлена задача: слепить сцену прощания мужской и женской фигур. Дети делились своими мыслями, образами, возникающими в процессе работы.
Завершающим этапом стало оформление выставки детских работ. Каждая сцена сопровождалась коротким рассказом автора о том, что он хотел выразить. Важно было показать, что у каждого ребёнка своё видение, своё понимание, своя история.
Александр Б., Арина И.
Александра Л., Милана А.
Семён И.
Одной из главных задач дошкольного воспитания на современном этапе является создание условий для эстетического развития ребёнка, насыщение жизни ребёнка искусством, введение его в мир музыки, живописи, литературы, танца, театра, т. е. расширение его кругозора. Искусство несёт в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для новых поколений. Таким образом, синтез музыки и живописи позволил детям не только прикоснуться к истории своей страны, прочувствовать её трагические и героические моменты, но и выразить свои эмоции, развить творческие способности и образное мышление, а также сформировать чувство сопричастности к истории Родины, уважения к подвигу предков. Этот опыт, безусловно, останется в их сердцах и послужит основой для дальнейшего нравственно-патриотического воспитания.
Литература:
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: метод. пособие / Н. В. Алешина. — М.: ЦГЛ, 2004. — 252.
- Березенкова Т. В. ФГОС ДО: психолого-педагогическое сопровождение изобразительной деятельности дошкольников / Т. В. Березенкова. — Волгоград: Учитель, 2016. — 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM): цв.; 12 см. — (Педагогическая видеомастерская) (ФГОС ДО).
- Бородина Е. Н. Модель нравственно–патриотического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / Е. Н. Бородина // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3.
- Жукова Г. Е. Роль искусства в нравственно-патриотическом воспитании на этапе дошкольной ступени образования / Г. Е. Жукова, В. Н. Суворова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Рисуем Победу–2019». — Москва, 2019. — 102 с.
- Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5–7 лет / М. Б. Зацепина. — М.: Мозаика-Синтез, 2013. — 112 с.
- Карибалиева С. Б. Военно-патриотическое воспитание дошкольников посредством детской поэзии / С. Б. Карибалиева, О. Ю. Кузнецова // Детская книга в системе патриотического воспитания: 65- летию Победы посвящается: материалы Всероссийской науч.-практ. конф., Нижний Тагил, 10–11 февраля 2016 г. — Нижний Тагил: Нижнетагильская гос. соц. — пед. акад., 2016. — С. 294–297.
- Телегин М. В.// Программа воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. М., МГППУ, 2004. — 288 с.