«Разговоры о важном» как одна из форм воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 мая, печатный экземпляр отправим 14 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.

Дата публикации: 25.04.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Новикова, Т. А. «Разговоры о важном» как одна из форм воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста / Т. А. Новикова, О. А. Белоусова, Н. А. Агаркова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10114/ (дата обращения: 26.04.2025).



В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных задач государства. Сейчас наша страна переживает непростой исторический период. И тем важнее и ценнее работа каждого педагога, направленная на воспитание будущих патриотов России. Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования и призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

По мнению Г. Носовой, под определением любви к Родине понимается «забота об интересах страны и готовность встать на ее защиту; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом)» [6, с. 12]. Г. Н. Мусс «считает, что основной проблемой современного общества и молодежи является отсутствие патриотической направленности как одного из основополагающих качеств гражданина своей страны» [5, с. 13].

Наша задача «обогащать ум ребенка научно достоверными знаниями, создавать проблемно-поисковые ситуации, позволяющие детям использовать имеющиеся и приобретать новые знания, удовлетворять их познавательные интересы» [2, с. 63].

Патриотизм — это сложное понятие, которое должно учитывать исторически сложившиеся социокультурные традиции, сложившиеся за время существования страны. Так как дошкольное детство является важнейшим периодом становления личности человека, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия и создания условий гражданско-патриотического воспитания у ребенка могут сформироваться основы гражданственности. То есть именно на этой ступени образования мы можем развивать ценностное отношение детей к России, ее населению, истории, природе, культуре, обеспечив преемственность между уровнями образования.

Патриотическое воспитание — одно из обязательных направлений воспитательной работы с детьми, которое предусматривает федеральная рабочая программа воспитания (п. 29.2.2ФОП ДО). С появлением новой Федеральной Программы, у нас появились новые цели, в основе которых лежат патриотическое воспитание и развитие духовно- нравственных ценностей у детей, расширился список задач. Федеральная программа максимально нацелена на базовые ценности российского народа, на развитие патриотизма у дошкольников.

Целью Федеральной общеобразовательной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

В связи с этим у многих педагогов возник вопрос, с чего же начинается Родина, и как нам воспитывать будущих патриотов в рамках новой Федеральной образовательной программы?

Президент Владимир Владимирович Путин и Минпросвещения рекомендовали реализовать в детских садах историческое просвещение и проводить «Разговоры о важном» по аналогии со школьной программой. Этим мы и решили воспользоваться. На протяжении 2023–2024 учебного года в детском саду «Колокольчик» г. Волжского был проведен цикл бесед с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Разговоры о важном», который предполагал проведение тематических занятий каждый понедельник на утреннем круге. При этом основная тематика занятий была связана с ключевыми аспектами жизни человека в современной России, с федеральным календарным планом воспитательной работы и в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и их ведущей деятельностью. Курс занятий рассчитан на 1 занятие в неделю. Время занятия 15–25 мин. Темы занятий приурочены к памятным датам. Форма занятий разнообразная. Обязательно участие и сотрудничество с родителями.

Цель проекта — привитие любви к Отечеству, гордости за его историю и культуру, формирование у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, объективного отношения к историческому прошлому, уважительного и объективного отношения к настоящему и будущему нашей страны.

Задачи проекта:

Образовательные:

— Расширить представления детей o многообразии исторических событий;

— Расширить знание детей o многообразии народностей проживающих на территории России и их обычаях;

— Учить замечать и выделять основные исторические события.

Развивающие:

— Формировать представления о социокультурных ценностях русского народа;

— Формировать гражданственно-патриотическое отношение и чувство сопричастности к культурно-историческому наследию своего народа;

— Формировать представление o значимости культурного прошлого для будущих поколений;

— Активизировать и расширять словарный запас детей.

Воспитывающие:

— Воспитывать у детей чувство причастности к исторической культуре своей Родины, желание дорожить её прошлым, как достоянием;

— Воспитывать патриотизм и чувство гордости за Отчизну и её культуру.

В ходе реализации проекта «Разговоры о важном» применялись следующие формы организации :

— тематические занятия (беседы, рассказы воспитателя, праздники, развлечения и т. д.);

— экскурсии и целевые прогулки;

— показ иллюстраций, фильмов, слайдов; прослушивание аудиозаписей;

— использование фольклорных произведений;

— ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством;

— знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов;

— организация тематических выставок;

— участие в общественных и народных календарных праздниках, акциях, парадах;

— участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах

C:\Users\Я\Desktop\WhatsApp Images\IMG-20241130-WA0020.jpg Фотография - 936956221471

— участие в мастер-классах;

E:\Мастер класс\Мастерикласс Тюльпаны 8гр\DSCN2121.JPG

— участие детей и родителей в посильном общественно-полезном труде.

Проект «Разговоры о важном» помог сформировать у воспитанников ценностное отношение к России, культуре, истории, природе, семье и т. д. С его помощью мы создали преемственность со школой в этом направлении. Проект «Разговоры о важном» решает задачи ФОП ДО: воспитывает гражданскую и культурную идентичность у детей, формирует уважение к истории и культуре своей страны. Благодаря проекту мы создали единое содержание, которое приобщает детей к традиционным духовным и социокультурным ценностям, воспитывает уважение к семье, малой и большой Родине. Дошкольники познакомились с важными событиями истории страны, ее бытом, традициями. Также при реализации проекта «Разговоры о важном» велась активная работа с родителями, которые с большим удовольствием оказывали нам необходимую, посильную помощь.

Таким образом, можно сделать вывод, что проект «Разговоры о важном» способствовал формированию субъектных качеств у детей дошкольного возраста в условиях нравственно-патриотического воспитания. У воспитанников стал проявляться активный интерес к коллективным формам деятельности, формирование основ произвольного поведения, осознание своего «Я» и формирование внутренней социальной позиции, обобщения, активное развитие речевой деятельности. Задача педагогов в этот период заключалась в максимальном использовании психологических особенностей возраста для «конструирования» патриотизма и нравственности, что и было нами достигнуто благодаря проекту «Разговоры о важном».

Литература:

  1. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. — М.: Аркти, 2019. — 203 с.
  2. Е. С. Евдокимова. Воспитание маленького волжанина. Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет./ Планета, 2014.-168 с.
  3. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников— М.: Мозаика-Синтез, 2021. -254 с.
  4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста — М.: Владос, 2021. — 227 с.
  5. Мусс Г. Н. Воспитание патриотизма учебн.-метод. пособ. для студентов педагогич. специальностей / Г. Н. Мусс. — Оренбург: Экспресс-печать, 2021. — 42 с.
  6. Носова Г. Воспитываем гражданина России. — 2023. — № 3. — С. 12–15.
  7. Повалий Л. Патриотические традиции семейного воспитания // Воспитание патриотизма у детей в современных социально-экономических условиях: Матер.отчетной научно-практич. конф./ Л. Повалий. — М., 2022. —С. 66–68.
Задать вопрос