Традиционные ценности и любовь к Родине: фольклор как инструмент патриотического воспитания | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 мая, печатный экземпляр отправим 14 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.

Дата публикации: 25.04.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Сгурская, С. В. Традиционные ценности и любовь к Родине: фольклор как инструмент патриотического воспитания / С. В. Сгурская, Н. А. Селезнева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10116/ (дата обращения: 27.04.2025).



В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.

Одной из основных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [1]. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень — любовь к Отечеству, к своей Родине.

Сухомлинский В. А. утверждал, что «детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». [10, с. 36]. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. [8, с. 126]. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

В раннем детстве происходит первое знакомство ребенка с искусством слова и начинается оно с фольклорных произведений. Посредством народного творчества ребенок овладевает родным языком, приобщается к культуре своего народа. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому, повторить его действие. Повторяя вместе с взрослым стишки и потешки, чистоговорки, дети тем самым развивают свое воображение, обогащают речь, эмоции, у них упражняются органы артикуляции.

Климович Е. В. утверждает, что «фольклор — сокровищница русского народа, естественный спутник всей жизни ребенка, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, помогает понять красоту звучащей речи» [6, с. 16].

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные произведения, созданные для детей. Это область народного творчества, которая представляет собой одно из средств народной педагогики. Виноградов Г. С. писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения, совокупность и взаимосвязь их и дают то, что следует называть народной педагогикой» [3, с. 43].

Говоря о путях воздействия на юные поколения посредством фольклора, невозможно не вспомнить умозаключение К. Д. Ушинского, хорошо знающего народные обычаи, обряды и традиции, который в своих исследованиях пришел к выводу о том, что «мудрость предков — зеркало для потомков» [11, с. 198].

Мир малых форм фольклора богат и разнообразен, к нему можно отнести следующие формы детского фольклора: колыбельные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, загадки, поговорки и пословицы. Рассмотрим каждый вид детского фольклора подробнее и раскроем его значение в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста и в развитии их личности в целом.

Первый вид малых фольклорных форм — это колыбельные песни — один из древнейших жанров фольклора; народные песни для убаюкивания малыша, как правило, исполняется матерью или нянькой малыша. Этот музыкальный жанр имеет умеренный ритм и монотонное напевание, что помогает убаюкивать ребенка, который отражает обобщенную модель мироздания своего народа, посредством которого ребенок впервые знакомится с миром. Тексты песен просты и незамысловаты, но, несмотря на это, содержат большую воспитательную и развивающую ценность. Ведь недаром на Востоке о недостойном человеке люди говорят: «Видно, мать не пела песен над его колыбелью» [9, с. 558]. Во время тихого часа в своей работе мы используемые колыбельные песенки «Сладко спи, ребенок мой», «Уж ты, котинька-коток» и др., чтобы детки успокоились и им легче было заснуть.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни.

Следующий вид малых форм фольклора — это пестушки. «Пестовать… — по словарю В. И. Даля, — нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, растить, холить, ходить за ним, быть дядькою, дядьковать…» [4, с. 1073].

Пестушки связаны с интересами, запросами и потребностями ребенка в раннем возрасте, то есть это песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком. Стишки просты и не требуют ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в них есть свое значение и для роста организма («Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки»), и для развития двигательных функций ребенка («А в ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки»), и для умственного и нравственного развития («А в роток говорок, А в голову разумок»). Знания, закрепленные в поэтическом произведении, служат средством передачи культурного наследства от одного поколения к другому, служат руководством к действию любой молодой матери.

Вторую группу фольклора, по мнению О. И. Капицы, составляют потешки. [5, с. 135]. Потешки — это игры с ребёнком (с его пальчиками или ручками). По мере усиления игрового начала пестушки переходят в потешки, элементарные игры: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них создается элементарная игровая ситуация, предусматривающая осознанную ответную реакцию ребенка.

Третью группу фольклора, по мнению О. И. Капицы, составляют прибаутки. Прибаутками В. П. Аникин называет «маленькие, элементарно построенные сказочки, доступные детям в раннем возрасте. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом: например, «скачет галка по ельничку-березничку, плачет: наехали разбойники, сняли черные сапоги — не в чем теперь скакать по городу, не в чем плясать». Они могут иметь как прозаическую, так и поэтическую форму [2, с. 723].

Следующий вид малых фольклорных форм — это заклички. Они представляют собой обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге и др.) и животным с просьбой или требованием. «Дождик, дождик пуще…», «Божья коровка, лети на небко…». Заклички — это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств и переживаний. Эмоция радости, доверия, убеждённость в хорошем заложены в самом строе стиха — волнообразных поворотах, в смене картинок — просьб, в бойком, задорном ритме звучания каждой строчки, каждого слова.

Еще одна форма малого фольклора — это считалочки. Согласно словарю С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова, считалка представляет собой произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников в игре [9, с. 597]. Детям эта форма фольклора очень нравится, с помощью нее можно определить ведущего не обидев других детей. Прежде чем приступить к какой то игре или какому то заданию мы в своей работе часто используем такие считалочки, как «Аты-баты, шли солдаты…», «Ехал Ваня из Казани…» и многие другие.

Кроме этого выделяют такой вид малых фольклорных форм, как дразнилки. Дразнилки — весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребёнка, особенности его поведения. Дразнилки предназначены для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде.

Дразнилки склоны к преувеличению или преуменьшению. С помощью дразнилок дети предупреждают товарища о совершенном им промахе в игре, о дурном поступке. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении «Едет Ваня на быке, балалаечка в руке…», «Андрей — воробей…», «Ваня, Ваня простота…».

Следующий вид малых фольклорных форм — загадки. Данная форма фольклора отличается краткостью и лаконичностью высказывания. Обычно загадки строятся «на иносказании, метафоре, аллегории, описании предметов, явлений, живых существ в замысловатой вопросительно-констатирующей форме (где этот вопрос подразумевается)» и требуют «разгадки, ответа, расшифровки специально закодированной информации». Наши воспитанники с большим удовольствием отгадывают различные загадки. А загадки по предметам старины и патриотическому воспитанию в нашей группе имеют особое значение, они знакомят детей с народными промыслами и помогают научить наших детей простым жизненным истинам, познакомить их с окружающими предметами, вещами, и миром в целом.

«Парят и варят, а не едят» (валенки),

«Полна коробушка золотых воробышков» (печка),

«Небо да земля, в середке огонь, да вода» (самовар)

Заключительной малой формой фольклора являются пословицы и поговорки. Это особый вид устной поэзии, впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений.

Пословица — это малая форма народного поэтического творчества в краткой ритмичной форме, несущая обобщенную мысль, вывод или поучение, способствующая формированию речевой активности детей. Пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую формулу поведения. Это образные и логически законченные изречения с поучительным смыслом, например, «без труда не выловишь и рыбку из пруда». В пословицах находят отражение едва ли не все сферы человеческой жизни и нормы морали, актуальные во все времена. При этом нужно отметить, что пословица не утверждает возвышенные идеалы, а несёт в себе практический опыт — выводы, сделанные в процессе приспособления к реальной жизни.

Леушина А. М. считает, что пословицы «…раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрываются окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению, являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму» [7, с. 157].

«К Родине любовь у семейного очага рождается»,

«Родина — мать, умей за неё постоять»,

«В каком народе живёшь, того и обычая держись».

Фольклор постоянно развивается и меняется вместе с жизнью людей.

Тем не менее, именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Благодаря народным песням, сказкам и другим жанрам фольклора ученые-историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Нельзя забывать, что такое важное значение устного народного творчества как источника информации о культуре народа просто неоценимо для науки.

Таким образом, детский фольклор богат, разнообразен произведениями малых жанров. Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством использования малых фольклорных форм является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Заложенные в ребенке с дошкольного возраста ростки культуры сохранятся с ним на всю жизнь и будут служить духовному развитию, способствовать его самореализации и всестороннему усовершенствованию.

Литература:

  1. Российская Федерация. Законы Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155. — Текст: электронный // Правовой портал ГАРАНТ.РУ. — URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
  2. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество: учебник для вузов / В. П. Аникин. — 3-е изд., стер. — Москва: Высшая школа, 2017. — 734 с. — Библиогр.: с. 720–726. ISBN 978–5–06–006139–0 — Текст: непосредственный.
  3. Виноградов, Г. С. Детский фольклор и быт: Программа наблюдений / Георгий Виноградов. — [Иркутск: [б. и.], 1925]. — 83 с.; 17 см. — (Библиотека собирателя; Вып. 3). — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009193604
  4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: [в 4 т.] / В. И. Даль. — Репр. изд. — Санкт-Петербург: Диамант, 1996. — 1838с. — ISBN 5–88155–085–4.
  5. Капица, Ф. С. Русский детский фольклор: учебное пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. — 2-е изд., стер.– Москва: Флинта, 2011. — 314 с. — Библиогр.: с. 305–311. — ISBN 978–5–89349–417–4.
  6. Климович, Е. В. Воспитание патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора / Е. В. Климович // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018030422
  7. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Академия, 1999. — 222 с. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zabytye-motivy-materinskogo-folklora/viewer.
  8. Новицкая, М. Ю. Наследие: Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. — Москва: Линка-пресс, 2003. — 195, [2] с. — ISBN 5825200339.
  9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова; Российская акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — Москва: А ТЕМП, 2006. — 928 с. — ISBN 978–5–9900358–6–7. — Текст: непосредственный.
  10. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. М. «Молодая гвардия»,1980. — 175с. — URL: https://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=5346&mode=DocBibRecord
  11. Ушинский, К. Д. Воспитание человека: статьи, произведения для детей / К. Д. Ушинский; сост. и авт. вступ. ст. С. Ф. Егоров. — Москва: Карапуз, 2000. –255 с. — Библиогр.: с. 254–255. — ISBN 5–8403–0040–3.
Задать вопрос