Использование здоровьесберегающих технологий в культурных практиках в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Авторы: Алпеева Анастасия Константиновна, Данилова Наталья Владимировна, Недоступова Елена Сергеевна, Савченко Лилия Викторовна, Хазыкова Татьяна Ивановна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.
Дата публикации: 16.04.2025
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Использование здоровьесберегающих технологий в культурных практиках в работе с детьми младшего дошкольного возраста / А. К. Алпеева, Н. В. Данилова, Е. С. Недоступова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10117/ (дата обращения: 23.04.2025).
Препринт статьи
Культурные практики — это широкий спектр самостоятельных занятий, моделей поведения и способов организации деятельности, которые ребенок выбирает, исходя из своих текущих и будущих интересов. Это его личные методы самовыражения и реализации, тесно переплетенные с его повседневной жизнью и взаимодействием с окружающими.
Наша задача как воспитателей — создать условия, в которых ребенок будет стремиться к самосовершенствованию и заботе о своем здоровье. Важно, чтобы эти полезные занятия стали для него естественной потребностью и неотъемлемой частью жизни.
Дошкольный возраст — это фундамент всей образовательной системы. Именно в этот период закладываются основы для всестороннего развития личности, которая в дальнейшем будет успешно продвигаться по ступеням образования. Современное образование ставит перед собой важную задачу — охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, включая их эмоциональное благополучие.
Поэтому одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности является использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.
Здоровьесбережение — это активная деятельность человека, ориентированная на поддержание и улучшение здоровья, затрагивающая все сферы его жизни. Основные направления здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
– Создание условий для укрепления и сохранения здоровья детей.
– Привитие дошкольникам знаний и навыков здорового образа жизни.
– Оказание помощи в коррекции здоровья.
Здоровьесберегающая технология представляет собой систему взаимосвязанных воспитательных, оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, осуществляемых в рамках взаимодействия ребенка, педагога и семьи.
В своей работе мы применяем комплекс здоровьесберегающих технологий, направленных на поддержание и укрепление здоровья. К ним относятся: технологии сохранения и стимулирования здоровья (например, пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, дыхательные упражнения, подвижные игры), технологии формирования здорового образа жизни (самомассаж, игротерапия, активный отдых, чтение), а также коррекционные технологии (цветотерапия и музыкальное воздействие).
Цель: Создание в дошкольном учреждении образовательной среды, способствующей формированию у детей устойчивой мотивации к заботе о своем здоровье как о важнейшей ценности.
Задачи:
- Обеспечение оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
- Формирование у дошкольников осознанного понимания принципов здорового образа жизни и практических навыков их применения.
- Реализация комплекса профилактических мер, направленных на снижение заболеваемости ОРВИ.
- Развитие потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
- Обучение детей правилам личной гигиены и формирование устойчивых гигиенических навыков.
Давайте подробнее рассмотрим здоровьесберегающие технологии, которые я применяю в работе с детьми младшего дошкольного возраста:
Дыхательная гимнастика: Этот комплекс упражнений направлен на улучшение функционирования внутренних органов, активизацию кровообращения в головном мозге и насыщение организма кислородом. Она тренирует дыхательную систему, служит профилактикой респираторных заболеваний, укрепляет иммунитет, помогает восстановить эмоциональное равновесие, успокоиться и развить речевое дыхание.
Пальчиковая гимнастика: Эти упражнения способствуют развитию тактильных ощущений, координации движений пальцев и кистей рук, а также стимулируют творческие способности детей.
Игротерапия: Этот метод позволяет детям выражать свои эмоции, переживания и фантазии, самовыражаться, снимать психоэмоциональное напряжение, избавляться от страхов и повышать уверенность в себе.
Подвижные игры: Они удовлетворяют естественную потребность детей в движении и общении, одновременно предоставляя им необходимую для развития информацию.
Хороводные игры: Эти игры развивают чувство ритма и музыкальный слух, совершенствуют двигательные навыки, сближают детей, помогают им раскрепоститься.
Оздоровительная гимнастика: Она помогает организму ребенка быстро адаптироваться к активной деятельности и укрепляет его здоровье.
Самомассаж: Эта техника позволяет снять нервное напряжение, способствует расслаблению и улучшает работу внутренних органов и систем организма.
Музыкотерапия: Это направление включает в себя различные формы работы с музыкой, такие как пение (вокалотерапия), движения под музыку, танцы, музыкально-ритмические игры и музицирование на различных инструментах.
Сказкотерапия: Этот метод помогает детям справляться с трудностями и проблемами, с которыми они сталкиваются.
Изотерапия: Рисование и другие виды изобразительной деятельности помогают разгрузить нервную систему, стимулируют развитие мелкой моторики и оказывают успокаивающее воздействие на психику.
Успех здоровьесберегающих технологий в улучшении здоровья детей зависит не столько от отдельных приемов и методов, сколько от их слаженной работы в рамках целостной системы. Эта система должна учитывать интересы и потребности детей, педагогов и родителей, и быть направлена на достижение общих целей в области здоровья. Применение таких технологий позволяет сформировать у воспитанников желание заботиться о своем здоровье и вести здоровый образ жизни.