Методическое сопровождение процесса внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.

Дата публикации: 19.04.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Набатчикова, И. А. Методическое сопровождение процесса внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения / И. А. Набатчикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10125/ (дата обращения: 25.04.2025).

Препринт статьи



Одной из важнейших задач ДОУ, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), является поддержание и укрепление детского здоровья [6]. Ответственность за состояние воспитанников возлагается на педагогов детских садов. Физически крепкие дошкольники лучше обучаются и более эффективно формируют навыки. Именно поэтому кроме общеукрепляющих методик, в работе ДОУ применяются здоровьесберегающие технологии, направленные на прививание детям навыков здорового образа жизни и воспитания в них гармонично развитой личности.

Здоровье, указывает О. В. Верхорубова, — состояние полного психического, физического и социального благополучия, отсутствие физических недостатков, дефектов и различного рода болезней [2, с. 41]. Сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка — это одна из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией. Именно от здоровья зависит умственное и физическое развитие детей, прочность усвоения ими знаний, бодрость духа, вера в собственные силы. В рамках образовательного процесса, вопрос о сохранении здоровья дошкольников возложен на педагогов (воспитателей, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя и т. д.).

По мнению Н. И. Краспицкой, существует ряд факторов, которые могут оказать негативное воздействие на здоровье детей в детском саду [3, с. 17]:

— недостаточное количество внимания или родительского контроля в отношении здоровья ребенка;

— некорректная организация процесса обучения (без учета требований СанПиН);

— использование во время занятий методик без учета возрастной специфики группы дошкольников.

Дети совершенствуют свои умения, находят новые и раскрывают уже имеющиеся интересы. Кроме знаний и навыков, воспитатели (совместно с физкультурными и музыкальными руководителями, педагогами дополнительного образования, психологами, логопедами и медсестрами) стараются привить малышам привычки ЗОЖ, используя для этого виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ, которые имеют различную направленность: контроль и поддержка благоприятного психологического состояния, поддержание оптимального уровня двигательной активности, диспансеризация, правильное питание, организация процесса обучения согласно гигиеническим и санитарным стандартам.

Одним из наиболее эффективных методов решения проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников в образовательном процессе ДОУ, являются здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии, указывает И. М. Алтухова, — это технологии, обеспечивающие решение задач по сохранению, укреплению, поддержанию и обогащению здоровья участников педагогического процесса [1, с. 412].

Здоровьесберегающие технологии направлены на обеспечение сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирование у детей необходимых знаний и умений, а также навыков ЗОЖ. Здоровьесберегающие технологии предусматривают всестороннее воздействие воспитателя на здоровье каждого воспитанника ДОУ, на различных уровнях (информационный, психологический, биоэнергетический). Значимость здоровьесберегающих технологий состоит в том, что в современном мире очень важно как можно раньше выстроить правильную и четко функционирующую систему формирования и укрепления здоровья.

Непосредственно в ДОУ, применяют следующие виды здоровьесберегающих технологий:

— медико-профилактические — направлены на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста под непосредственным руководством медицинского персонала, с использованием специализированных средств;

— физкультурно-оздоровительные — направлены на укрепление здоровья воспитанников ДОУ и их всестороннее физическое развитие, с использованием специальных методов и средств (закаливание, гимнастика и т. д.);

— обеспечение каждому воспитаннику социально-психологического благополучия; расширение и совершенствование знаний воспитателей по сохранению и укреплению здоровья у детей;

— образовательные — предполагают формирование культуры здоровья воспитанников;

— формирование у детей навыков ЗОЖ.

Основной целью здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ является создание необходимых условий по сохранению здоровья ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков ЗОЖ. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ наиболее актуально в ряде следующих случаев [5, с. 63]:

  1. Наличие у детей гиподинамии, проявляющейся в нарушениях кровообращения, опорно-двигательного аппарата, дыхания, пищеварении и т. д.
  2. Наличия стрессовых ситуаций, которые обусловлены негативной психологической обстановкой в семье, неблагоприятной обстановкой в детском коллективе и т. д.
  3. Проявление у детей тревожности, вызванной недостатком эмоциональной поддержки со стороны взрослых и т. п.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ, подразделяются на виды, в зависимости от целей и задач, а также основных используемых средств. Все здоровьесберегающие технологии образовательного процесса ДОУ, отмечает Н. А. Лиман, принято делить на три основных направления [4, с. 781]:

1. Сохранение и стимулирование здоровья дошкольников:

— разнообразные спортивные и подвижные игры (организуются инструктором по физическому воспитанию в соответствии с образовательной программой);

— процесс релаксации дошкольников (организуется педагогом-психологом образовательного учреждения, в специально оборудованном помещении, под расслабляющую и успокаивающую музыку);

— пальчиковая гимнастика (проводится воспитателем и другими специалистами ДОУ, решает множество проблем, таких как развитие мелкой моторики, речи, повышение работы головного мозга и т. д., может проводиться как самостоятельно, так и в виде физкультминутки);

— гимнастика для глаз (организуется воспитателем для того, чтобы предупредить переутомление глаз, а также с целью укрепления глазных мышц);

— дыхательная гимнастика (организуется в различных формах, в процессе проведения режимных моментов: в ходе физкультминутки, во время гимнастики и т. д.);

— бодрящая гимнастика (организуется во время физкультминутки, чтобы избежать переутомления у дошкольников);

— динамически паузы (направлены на создание благоприятной атмосферы во время проведения занятий с дошкольниками, могут проводиться в виде физкультминуток и включать в себя комплекс различных упражнений).

2. Технологии, направленные на формирование у детей ЗОЖ, включают в себя:

— физкультурные занятия;

— утренние и бодрящие гимнастики;

— самомассаж и массаж (различные виды массажа);

— различные занятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья (например, закаливание);

— активный отдых (экскурсии, походы);

— спортивные праздники и развлечения («День здоровья», разнообразные спортивные соревнования);

— спортивные игры проблемного характера.

Технологии коррекционного характера, которые включают в себя:

— музыкальные технологии;

— артикуляционные гимнастики;

— сказкотерапию;

— психогимнастику;

— фонематическую ритмику и т. д.

Работа по внедрению в образовательный процесс ДОУ требует грамотного методического сопровождения, основная роль в котором отводится старшему воспитателю и методисту. Методист планирует работу педагогического коллектива, включая мероприятия по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ. Методическое обеспечение, согласно мнению И. М. Алтуховой, представляет собой специальную педагогическую литературу и практические методы воспитательного воздействия, помогающие педагогам осуществлять свою воспитательную работу качественно и эффективно [1, с. 413]. Методическое сопровождение внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ нацелено на подготовку педагога, наделенного совершенными профессиональными знаниями и навыками деятельности.

Методическое сопровождение обеспечивает педагогов профессиональной педагогической и психологической литературой, которая помогает им реализовать здоровьесберегающие технологии во всех режимных процессах ДОУ. Наличие такого обеспечения создает благоприятные условия для повышения компетенции педагогов, развития их профессиональных навыков, раскрытия профессионального потенциала в сфере применения здоровьесберегающих технологий. Педагоги начинают проявлять себя и свою инициативу, участвуют в планировании и практическом воплощении программ, построенных с учетом принципов здоровьесберегающих технологий.

Функциональная роль службы методического сопровождения внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ сводится к:

— информационно-аналитической функции, проявляющейся в методическом обеспечении деятельности по внедрению здоровьесберегающих технологий в работу с дошкольниками, анализе поставленных целей и задач;

— прогностической функции, направленной на составление прогнозов внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

— планово-проектной функции, ориентированной на составление планов дальнейшей деятельности и разработку здоровьесберегающих технологий, а также на создание условий для их применения;

— организационной функции, связанной с оптимальной и продуктивной организацией учебно-воспитательного процесса ДОУ на основе внедрения здоровьесберегающих технологий;

— контролирующей функции, направленной на проведение оценки реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ, контроля за нормальным и качественным исполнением требований, предъявляемым к здоровьесберегающим технологиям;

— коррекционной функции, связанной с внесением поправок в процесс реализации здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ, методов и приемов их эффективной реализации.

Для достижения высокого уровня профессиональной компетентности педагогов по проблеме внедрения в образовательный процесс ДОУ здоровьесберегающих технологий используются разнообразные формы организации педагогов, эффективные методы и приемы, в первую очередь, практические формы работы, которые можно представить следующим образом:

— тренинги личностного роста «Я за здоровый образ жизни», «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»;

— стажировка «Наставник — ученик»;

— обучающие семинары: «Здоровьесберегающие технологии и необходимость их внедрения в образовательный процесс ДОУ», «Организация деятельности детского сада по внедрению здоровьесберегающих технологий», «Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»;

— семинары-практикумы: «Создание условий для реализации здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОУ»;

— мастер-класс: «Хочу, могу, умею» — о возможностях использования здоровьесберегающих технологий в целях повышения качества образовательных услуг;

— деловые игры: «Основные компетенции педагога, внедряющего здоровьесберегающие технологии», «Социальное развитие дошкольника через новаторство и мастерство педагога» и другие;

— интерактивные методы обучения педагогов и специалистов ДОУ по внедрению здоровьесберегающих технологий в режимные моменты ДОУ, строящиеся на диалоге. Значение интерактивных методов состоит в том, что они позволяют достичь таких важнейших целей, как: повышение уровня активности и самостоятельности, стимулирование интереса и мотивация к самообразованию, развитие стремления к сотрудничеству, активная позиция педагогов в профессиональном росте.

Таким образом, на современном этапе развития общества, научного прогресса и информационных технологий, методическое сопровождение внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ разрабатывается в виде новой модели, призванной обеспечить его переход из режима стандартного функционирования в режим совершенствования и развития.

Литература:

  1. Алтухова, И. М. Методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ [Текст] / И. М. Алтухова // Молодой ученый. — 2017. — № 2. — С. 412–415.
  2. Верхорубова, О. В. Формирование «здоровья» как ценности в образовании [Текст] / О. В. Верхорубова // ПНиО. — 2013. — № 4. — С. 41–44.
  3. Краспицкая Н. И. Основные направления методической деятельности в дошкольном образовании по достижению качественных изменений [Текст] / Н. И. Краспицкая // Информационно-аналитический вестник. — 2017. — № 22. — С. 17–27.
  4. Лиман, Н. А. Основные формы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ [Текст] / Н. А Лиман // Молодой ученый. — 2016. — № 1. — С. 781–788.
  5. Сорокина, В. М. Формирование отношения к здоровому образу жизни как ценности [Текст] / В. М. Сорокин, Д. Ю. Сорокина // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 5. — С. 63–66.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]. — Москва: Просвещение, 2016. — 50 с.
Задать вопрос