Консультативное сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.

Дата публикации: 12.04.2025

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Швецова, А. А. Консультативное сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ дошкольного возраста / А. А. Швецова, А. С. Еремина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10126/ (дата обращения: 25.04.2025).

Препринт статьи



В статье рассмотрены возможности и основные принципы консультативного сопровождения родителей детей с ОВЗ дошкольного возраста. Определена целесообразность открытия консультационных центров на базе дошкольных образовательных учреждений с целью поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, семья, поддержка, помощь, консультационный центр, развитие.

На сегодняшний день семьи, имеющие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, являются одной из социально уязвимых социальных групп населения. Защита таких семей является одной из приоритетных задач в Российской Федерации ввиду роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья [4].

Благодаря современным методикам, проектированию индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, многие дошкольники достигают нужного уровня сформированности навыков, необходимых для дальнейшей социализации и обучения в соответствии с возрастом или профилирующим заболеванием. Однако, для получения такого результата необходимо объединение сил не только воспитателей и специалистов дошкольной организации, но и семей, в которых воспитываются эти дети.

Семья — это фундамент, в котором закладывается и формируется личность ребенка. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, семья является своеобразной коррекционно-развивающей средой. Но не стоит забывать, что, воспитывая ребенка с ОВЗ, родители часто сталкиваются с выгоранием, а то и вовсе могут опустить руки, когда процессы компенсации или устранения того или иного дефекта затягиваются. В связи с чем, для каждого из родителей таких детей требуется консультативное сопровождение высококвалифицированных специалистов. При этом, наиболее эффективной формой работы в данном направлении является консультационный центр поддержки семей на базе дошкольной образовательной организации.

Консультационный центр (КЦ) представляет собой специализированный пункт поддержки семей, имеющих ребенка с ОВЗ. Работа в таком центре строится на основе интеграции деятельности разнопрофильных специалистов, оказывающих психолого-педагогическую помощь родителям. Основная задача сотрудников консультационного центра — помочь родителям социализировать детей с ОВЗ и воспитать к ним терпимость детей и окружающих [2].

Следует выделить основные задачи консультационного центра (рис. 1).

Задачи консультационного центра поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ

Рис. 1. Задачи консультационного центра поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ

Для успешного решения поставленной задачи привлекаются специалисты различного профиля. Один из базовых принципов обеспечения комплексности, доступности и эффективности поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья — тесное взаимодействие всех участников консультационного процесса (рис. 2) [1, с. 63].

Модель взаимодействия участников консультационного центра поддержки семей

Рис. 2. Модель взаимодействия участников консультационного центра поддержки семей

Учитель-дефектолог консультирует родителей по вопросам особенностей развития ребенка, моделирует процессы коррекции и компенсации дефекта, предлагает игры и упражнения согласно плана индивидуального маршрута ребенка.

Педагог-психолог диагностирует психологический статус ребенка; определяет степень отклонений в психологическом развитии ребенка, оказывает консультативную и методическую помощь родителям, составляет индивидуальные программы развития ребенка с подбором игровых упражнений для использования их в условиях семьи.

Логопед проводит индивидуальные занятия с детьми, направленные на обучение родителей организации игр, упражнений, занятий с детьми по исправлению отклонений в речевом развитии; консультирует родителей с целью обучения их методам и приемам, корректирующим речевые нарушения дошкольников.

Музыкальный руководитель консультирует родителей в вопросах коррекции речи музыкальными логопедическими упражнениями, организует коррекционно-образовательные музыкальные мастер-классы для семей.

Инструктор по физической культуре оказывает просветительскую помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей при помощи физических упражнений и здоровьесберегающих технологий.

Так, специалисты по оказанию консультативной поддержки помогают родителям учитывать и разделять особенности своего ребенка. Когда родители начинают понимать и правильно воспринимать индивидуальные особенности своего ребенка, они перестают требовать выполнения непосильных для ребенка задач. Их требования начинают следовать за возможностями и скоростью развития ребенка, учитывая его индивидуальность [3, с. 234].

Таким образом, центры данной направленности являются эффективной формой работы с родителями, так как предполагают активное и плодотворное взаимодействие специалистов дошкольных образовательных учреждений с семьями дошкольников. Для тех, кто обращается за консультацией по интересующим вопросам обучения и развития детей, имеющих проблемы в развитии или со здоровьем, открываются возможности получения консультационной помощи и психолого-педагогической поддержки для социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В процессе непосредственного общения родителям оказывается действенная помощь с учетом интересов конкретной семьи и индивидуальных особенностей ребенка.

Литература:

  1. Комплексная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: технологии, организация, опыт [авторы: В. А. Кузнецова, И. В. Кузнецова, А. А. Чернецкая, О. С. Ежеватова, А. Н. Василян Т. П. Фокина / общая ред. и составл. Фокиной Т. П. и Кузнецовой И. В.], Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2017. — 110 с.
  2. Никифорова, М. М. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях работы консультационного центра / М. М. Никифорова, Д. Р. Шафикова, О. В. Ковшова // Молодой ученый. — 2020. — С. 496.
  3. Семья особого ребенка. Сборник материалов IV Всероссийской научно практической конференции «Семья особого ребенка» / Сост. Г. Ю Одинокова, И. А. Мещерякова. — М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2022. — 583 с.
  4. Трофимова Е. В. Деятельность специалиста по работе с семьей в системе социально-психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Е. В. Трофимова, И. Б. Цилюгина // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. — 2023. — № 4. — С. 132.
Задать вопрос