Конспект психологической квест-игры «По дороге Знаний» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Авторы: Ильичева Инга Юрьевна, Мучкаева Ирина Валерьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.
Дата публикации: 13.04.2025
Статья просмотрена: 11 раз
Библиографическое описание:
Ильичева, И. Ю. Конспект психологической квест-игры «По дороге Знаний» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР / И. Ю. Ильичева, И. В. Мучкаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10127/ (дата обращения: 25.04.2025).
Препринт статьи
В данной статье представлен конспект психологической квест-игры «По дороге Знаний» для детей 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).Конспект может быть использован учителями — логопедами и воспитателями групп.
Ключевые слова: квест-игра, подготовительная к школе группа, тяжелое нарушение речи.
Цель : создание доброжелательной атмосферы, положительное отношение к школе и желание учиться, приобретать новые знания.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять и активизировать у детей словарный запас по теме: «Школа».
2. Продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Развивающие:
1. Развивать зрительное, слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление.
2. Развивать ловкость и координацию движений.
3. Способствовать развитию познавательной и эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и умений, необходимых для дальнейшего обучения и адаптации в школе.
4. Продолжать учить детей работать в коллективе сверстников.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу и выполнять ее.
2. Воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки при работе в команде.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
– беседы о школе, о профессии учителя;
– рассматривание иллюстраций о школе, школьных принадлежностях;
– просмотр мультфильмов о школе;
– чтение художественной литературы;
– рисование, конструирование по лексической теме «Школа».
Материалы и оборудование: воздушный шарик; конверты с письмами (2 шт.); карта с маршрутом; тканевый мешочек; школьные принадлежности (клей, карандаш, ручка, линейка и т. д.) и игрушки (машинка, рогатка, кукла, мяч); канат; длинные скакалки (4 шт.), скамейки (4 шт.), стеклянный мольберт; гуашь; кисточка; шкатулка; портфель; бумажные медали «Будущий первоклассник» (10 шт.); бубен; эмблемы с названиями: «Удивляшки» (5 шт.) и «Улыбашки» (5 шт.).
Ход:
- Организационный момент
Педагог-психолог: (в кругу)
Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся друг с другом, повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему, повторяйте за мной:
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
И обнимемся все вместе (психолог и дети обнимаются).
- Основная часть
Педагог-психолог: Ребята, вы знаете, сегодня в наш детский сад прилетел воздушный шарик. Посмотрите, к нему прикреплен конверт. Вам интересно, что там может быть? Давайте развернем и прочитаем его ( педагог читает).
«Здравствуйте, дорогие ребята! Скоро вы пойдёте в школу. Вас ждёт интересная и непростая школьная жизнь. Вы готовы к ней? Давайте проверим! Предлагаю вам пройти «По дороге Знаний» и выполнить мои задания.Скажу вам прямо, вас ждут трудные испытания. Но если вы будете внимательными, дружно отвечать на вопросы, помогать друг другу, тогда справитесь со всеми заданиями. Желаю удачи!» В пути вам поможет карта. Ваш учитель Ёж.
Педагог-психолог: Для того, чтобы мы с вами быстрее справились со всеми заданиями учителя Ежа, вы разделись на две команды «Улыбашки» и «Обнимашки».
Педагог-психолог: Прежде чем мы отправимся в путь, нам надо зарядиться позитивным настроением. Сейчас я буду перечислять мысли. Если мы мысль берем в дорогу, вы хлопаете, если не берем — вы топаете ногами ( в кругу ).
— Я хороший!
— Мне очень грустно!
— Я справлюсь!
— Я не смогу.
— Я буду бояться
— Все будет хорошо!
— У меня все получится!
Учитель-логопед: Зарядившись позитивным настроением, мы должны с вами правильно выбрать направление, а поможет нам в этом игра «Ухо-нос». Дети повторяют движения за педагогом.
Учитель-логопед: А куда нам идти сначала, скажут нам ребята из команды «Улыбашки». Дети подходят к карте и называют первую станцию.
Вот мы и оказались на первой станции.
Станция № 1 «Загадки лесной школы» (дети встают в одну шеренгу, плечико к плечику)
Педагог-психолог: Учитель Еж приготовил для нас свои загадки. Первая загадка для команды «Удивляшки», а команда «Улыбашки» слушают ответы друзей, и если надо добавляют. Вторая загадка для команды «Улыбашки».
Педагог-психолог: Молодцы! С этим заданием справились обе команды. Куда нам идти дальше скажут нам ребята из команды «Удивляшки» . Дети подходят к карте и называют вторую станцию.
Станция № 2 «Говорушки» (дети садятся на ковер, в круг)
Учитель-логопед: Отвечаем по очереди, сначала команда «Улыбашки», затем отвечает команда «Удивляшки».
Задание № 1 Продолжи предложения:
Школа — это …
Учитель — это…
Учебник — это…
Перемена — это…
Тетрадь нужна для того, чтобы …
Альбом нужен для того, чтобы…
Карандаш нужен для того, чтобы…
Ручка нужна для того, чтобы . ….
Дети выполняют задание по-очереди.
Задание № 2 Исправить предложения «Нелепицы»:
Кисточка рисовала Лену. ( Лена рисовала кисточкой )
Учебник учиться по Васе. ( Вася учиться по учебнику )
Пенал положил Вову в портфель. ( Вова положил пенал в портфель )
Азбука читает Олю. ( Оля читает азбуку)
Дети выполняют задание по-очереди.
Задание № 3 Игра «Четвёртый лишний»:
Прослушай слова. Выделите лишнее «слово» и объясни, почему оно лишнее.
Карандаш, отвёртка, ручка, кисточка.
Альбом, букварь, тетрадь, стол.
Мячик, ластик, пенал, линейка.
Ученик, ученица, учитель, воспитатель
Дети выполняют задание по-очереди.
Учитель-логопед: Молодцы! с этим заданием справились обе команды. Куда нам идти дальше скажут нам ребята из команды «Улыбашки ». Дети подходят к карте и называют третью станцию.
Станция № 3 Станция «Школьные принадлежности»
Педагог-психолог: Добраться до следующей станции, вы сможете только, пройдя по канату.
Дети проходят по канату и садятся на 2 скамейки, друг против друга. На столе лежат предметы (игрушки и школьные принадлежности), портфель и мешочек.
Педагог-психолог: Ребята посмотрите у нас новое задание. Давайте, найдем все спрятанные предметы и на ощупь определим, нужны они нам в школе или нет. Если предметы нужны положим в портфель, если — нет, положим на стол. Дети выполняют задание.
Педагог-психолог: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились. А куда нам двигаться дальше, скажут нам ребята из команды «Удивляшки». Дети подходят к карте и называют игру «Хлопки».
Педагог-психолог: Поиграем в игру «Хлопки» и немного отдохнем. Пока звучит бубен вы ходите по ковру, кто как хочет, кода бубен перестанет играть, вы слушайте мои хлопки. Если я хлопаю два раза — вы встаете в пары, если три — по три человека, если много хлопков — обнимаемся все вместе. Будьте внимательны.
Педагог-психолог: Ребята, отдохнули! Отправляемся дальше. Куда? нам скажут ребята из команды «Улыбашки». Дети подходят к карте и называют четвертую станцию.
Станция № 4 Станция «Школьная». Дети садятся на 2 скамейки, напротив стола. На столе находятся стеклянный мольберт, красная гуашь, кисточка.
Учитель-логопед: Ребята, у нас с вами осталась последняя станция, и если мы справимся с этим заданием, тогда узнаем, что для нас приготовил учитель Ёж.
Учитель-логопед: Слушайте внимательно задание: записывайте первые или последние буквы отгадок на загадки, и у вас получится слово. Отвечать будете по очереди. Начнем с команды «Улыбашки».
1. Если ты его отточишь,
Нарисуешь все,
Что хочешь!
Солнце, море,
Горы, пляж...
Что же это? (Каранда ш )
2. Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет. ( К нига)
3. После срока ваш приход
Как учитель назовёт?
Будет наказание
Вам за... ( О поздание)
4. Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь... ( Л инейка)
5. Мебель школьная стоит,
Ученик за ней сидит,
От начала до конца,
Неразлучна с ним она! (Парт а )
Учитель-логопед: Ребята, какое слово у нас получилось? (Ответы детей).
Правильно — школа.
Учитель-логопед: Дети проходят на ковер. Вы, молодцы, справились со всеми заданиями, теперь посмотрим, что же учитель Ёж приготовил для вас. Закройте глазки (педагог достает шкатулку со шкафа, в которой находятся медали). Откройте глазки. Это медали «Будущий первоклассник».
Учитель-логопед: Здесь есть еще письмо: «Дорогие ребята! Если вы получили призы, значит, выполнили все мои задания! Вы большие молодцы! Только умные, дружные, активные, самостоятельные дети готовы идти в школу. Вы это доказали! До новых встреч». Ваш учитель Ёж.
Педагог-психолог: Атеперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и повторяйте: «Раз, два, три, четыре, пять, возвращаемся в детский сад.
- Итог:
—Где мы сегодня с вами побывали?
—Какие испытания нам пришлось преодолеть?
—Какая станция понравилась вам больше всего?
—Какое задание было для вас трудным?
Педагог-психолог: Иперед расставанием, по нашей традиции выберите, какое у вас стало настроение. Молодцы! Все занимались сегодня замечательно. К школе готовы! До свидания, ребята!
Литература:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/03/24/kvest-igra-po-doroge-znaniy
- Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2–7 лет // Москва: Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.
- Кустова Е. А. Квест-игра как новая образовательная технология // «Молодой учёный», 2019, № 10.
- Тюлькова, Н. С. Конспект психологической квест-игры для детей подготовительной к школе группы «По дороге Знаний» / Н. С. Тюлькова. — Текст: электронный // Современный урок: [сайт]. — URL: https://www.1urok.ru/categories/26/articles/64017 (дата обращения: 13.04.2025).