Организация работы с дошкольниками по формированию активной гражданской позиции
Автор: Нечаева Ольга Ивановна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.
Дата публикации: 17.04.2025
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Нечаева, О. И. Организация работы с дошкольниками по формированию активной гражданской позиции / О. И. Нечаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10137/ (дата обращения: 25.04.2025).
Препринт статьи
Не секрет, что одной из проблем современного общества стало снижение порога личной ответственности человека за предпринятые конкретные шаги (или действия). Сложность заключается в том, что общество часто не получает вовремя необходимых знаний, опыта, умений… И в этом есть часть вины педагогов дошкольных образовательных организаций, которые не заложили прочный фундамент для развития компетенций ребенка в той или иной области. Поэтому очень важно заложить в детстве те нравственные принципы, которые помогут детям в дальнейшем выбирать свой путь, выражать свои эмоции и отношение к конкретным событиям, вносить свою «лепту» в развитие нашей страны, в ее будущее.
Замечательную фразу из одной известной сказки произнес один герой: «Я не волшебник! Я только учусь!». И вот мы, взрослые, должны сделать из маленьких волшебников настоящих кудесников, людей, личностей. Поэтому все, что окружает ребенка в детстве: среда, семья, окружение — все это и дает ему возможность учиться, развиваться и формироваться как личности, в том числе с активной гражданской позицией.
Как правило, в работе с детьми по формированию активной гражданской позиции многие педагоги-дошкольники сталкиваются с такими проблемами, как:
- Низкая мотивация семей воспитанников при проведении воспитательно-образовательных мероприятий в дошкольной образовательной организации (как правило, это эпизодическое включение: зритель на утреннике, наблюдатель на занятиях, слушатель на собрании и пр.).
- Непонимание ребенком материала, который представляет воспитатель (особенно таких понятий, как Отечество, Родина, государство и др.).
- Не всегда профессиональный подход педагогических работников к презентуемому детям материалу (вроде как и по теме, но настолько не адаптировано для конкретного детского сообщества, что понять его не представляется возможным, а следовательно и нет результата).
Поэтому очень здорово, когда в дошкольной образовательной организации реализуются мероприятия в формате проектов, в которых могут принять участие разновозрастные сообщества детей и взрослых.
А что же означает «активная гражданская позиция»? Это значит, что конкретное событие (или явление) не оставляет человека равнодушным, дает ему возможность высказать свое мнение, аргументировать свой ответ, найти свой путь решения проблемы.
Как же строится работа по формированию активной гражданской позиции в дошкольном мире? Начиная с раннего дошкольного возраста, мы знакомим детей с понятием «семья», затем в младшем дошкольном возрасте с понятием «детский сад» и т. д. В этой последовательности заключается преемственность в работе с детьми как по социально-коммуникативному развитию, так и по патриотическому воспитанию.
Если рассматривать понятие «семья», то в раннем дошкольном возрасте это можно сделать на примере различных тематических альбомов «Моя дружная семья», «Моя веселая семья» и т. д. Интересной находкой станет использование русских народных сказок. Например «Репка», на примере которой можно познакомиться с понятием «бабушка», «дедушка», «внучка». Для формирования нравственного фундамент детей младшего дошкольного возраста, в помощь придет сказка «Волк и семеро козлят», одной из нравственных задач которой является воспитание любви и уважения к матери, заботливое отношение родителей о своих детках.
Начиная со среднего дошкольного возраста, у родителей появляется возможность практического участия в проекте «Профессии моей семьи», где мамы и папы, бабушки и дедушки проводят для детей тематические занятия по знакомству с различными профессиями, хобби (врач, военный, учитель, пожарный). Из «плюсов» такого диалога с семьями воспитанников можно отметить следующее:
— дети лучше запоминают информацию от живых людей, чем от «карточек-картинок»;
— есть лишний повод гордиться своими близкими;
— мотивировать других родителей к деятельности.
В старшей группе к уже имеющемуся материалу можно добавить электронную библиотеку, где будут архивировать и использоваться в работе видеофайлы, на которых дети в рамках реализации образовательной программы рассказывают (читают, инсценируют) произведения писателей и поэтов России о своей стране, родном крае, любимой природе и пр. Все это служит визуальным творческим продуктом деятельности.
Неотъемлемой частью работы с детьми служит организация деятельности с воспитанниками в рамках подготовки к творческим конкурсам (рисунков, чтецов, разговорного жанра, вокала, хореографии и пр.) в формате индивидуализации образования.
Эту деятельность логично выстраивать в соответствии со следующим алгоритмом:
— выбор тематики конкурса;
— отбор участников в соответствии с предпочтениями и интересами самого ребенка (личное отношение и склонность к конкретному виду деятельности);
— проработка и отработка деталей участия;
— планируемый результат = достигнутая цель.
Воспитанники подготовительных групп дошкольных образовательных организаций в силу уже имеющегося у них практического опыта уже могут сами определять свое участие в проектах различной нравственно-патриотической направленности (например: «Чем знаменит мой город?», «Главный город страны», «Наша Родина-Россия», «Самые знаменитые и известные места России» и др.
Не обязательно, чтобы в одном проекте принимали участие все воспитанники группы и все родители. Каждый воспитатель может вести свой проект, в котором будет принимать участие часть детей и родителей, другая часть деток будет включена в проект вторым воспитателем или педагогами, которые работают с данной группой детей. Интересной находкой является трансляция детьми изученных ими материалов своим сверстникам из других возрастных групп или других детских сообществ. Это могут быть фрагменты из проектов «Моя улица названа именем героя», «Культурные выходные в родном городе», «Путешествие одного дня» и др.
Заключительным, итоговым мероприятием в рамках патриотических проектов может стать:
— акция «Аллея героев» (когда все участники на территории дошкольного образовательного учреждения высаживают аллею деревьев, кустарников или цветов, посвящая ее людям, которые отдали свои жизни ради судеб будущих поколений);
— акция «Символ победы» (когда все участники создают большое полотно, которое проносят по территории дошкольной образовательной организации, ассоциируя его с Победой советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.);
— акция «Мы — вместе!» (когда все участники проектов объединяются для проведения масштабного флэшмоба, посвященного самому главному празднику — Дню победы).
Таким образом, «на выходе» мы имеем возможность получить активного гражданина, который уже имеет надежный фундамент (теоретических знаний и практического участия), на который в дальнейшем будут надстраиваться новые этажи нравственности и патриотизма.
Данные материалы являются репрезентативными и могут быть использованы любой дошкольной образовательной организацией, расположенной на территории Российской Федерации в любом формате, т. к. не имеет значение название проекта (акции, мероприятия и т. д.), а важна суть проводимой педагогическим сообществом работы.