Подготовка к школе как один из инструментов развития гармоничной личности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Подготовка к школе

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.

Дата публикации: 22.04.2025

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Нечаева, О. И. Подготовка к школе как один из инструментов развития гармоничной личности / О. И. Нечаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10145/ (дата обращения: 25.04.2025).

Препринт статьи



Подготовка к школе является одним из приоритетных направлений работы дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории Российской Федерации.

В настоящее время существует достаточно много развивающих центров, мини-студий, школ, которые заявляют себя как специалистов в области предшкольной подготовки.

Давайте разберемся, что же включает в себя данное словосочетание «Подготовка к школе»?

  1. Интеллектуальная готовность.
  2. Физическая готовность.
  3. Мотивационная готовность.
  4. Психологичексая готовность.
  5. Коммуникативная готовность и… так до бесконечности можно продолжать этот список.

Именно совокупная интеграция всех вышеуказанных компонентов, обеспечивает, действительно, готовность ребенка дошкольного возраста к новому жизненному этапу: интересному, сложному, новому, непредсказуемому.

Могут ли развивающие центры в полном л объеме создать условия для реализации всех компонентов? Трудно дать четкий ответ. Но с уверенностью можно сказать, что дошкольное образовательное учреждение, в котором ребенок (как правило) находится от 6 до 12 часов, имеет такую возможность.

Как же происходит непосредственно сама «подготовка к школе»? В чем заключается ее суть?

Профессиональный подход целого коллектива педагогов к работе с детьми дает этот результат. Ведь невозможно за одно-два занятия (по 30 минут) в неделю подготовить ребенка к школе.

В дошкольной образовательной организации все педагоги, которые работают с детьми, проводимые мероприятия нацеливают на развитие гармоничной личности.

Воспитатели, педагоги-психологи и педагоги дополнительного образования развивают основные психические процессы: память, внимание, мышление. Кроме этого, воспитатели подготовительных групп создают соответствующую предметно-пространственную развивающую среду в групповом помещении.

Вариативный модуль «Букваренок» (или аналогичные «Скоро в школу!», «Первоклассники») имеет стационарное расположение и включает в себя ряд атрибутов и пособий, которые легко можно трансформировать как воспитателю (педагогу) группы, так и самим детям.

Среди основных атрибутов можно выделить такие, как куклы, стилизованные под школьников мальчика и девочку, плоскостной макет школы, настоящий ранец (рюкзачок) в котором находятся основные школьные принадлежности (пенал, тетради, букварь и пр.), школьный звонок (колокольчик), наборы дидактических игра на развитие внимания, мышления, памяти, счетные палочки, веера звуковые, прописи и пр.

Очень интересными для детей и результативно-показательными в плане коммуникативных навыков дошкольников является цикл игр, направленных на решение проблемных ситуаций. Например: у одноклассника сломался карандаш и ему нечем писать. Если отдать свой, то сам не успеешь сделать задание, а… какой можно найти выход. И вот такая ситуация, помогает ребятам думать, решать проблему коллегиально, высказывать и аргументировать свое мнение, услышать предложение своего друга.

Это очень важно, т. к. современные дети не могут принять однозначное решение, не умеют аргументировать свой ответ. Зачастую, начиная предложение со слов «Потому, что» они не могут его закончить, Хотя, педагоги стараются привить им грамматическую культуре совсем другую. Например: я считаю, что такой способ поможет… Возможно, если мальчик поступит так, то… Я думаю… и т. д.

Зачастую, в вариативных модулях «Скоро в школу» мы видим огромное количество разнообразных прописей и тетрадей. Ребенок, конечно, должен развивать сенсорно-моторные навыки, уметь правильно держать карандаш, выполнять различные виды штриховок…

Но это не должно стать первостепенным заданием, тем более наказанием. Часто, беседуя с родителями будущих первоклассников, мы слышим фразы о том, что дети не хотят писать в прописях. И вина здесь нас, взрослых. Т. к. многие родители считают, что это самая главная и необходимая вещь. Она необходима, но не первостепенна! У ребенка обязательно должны быть развиты графические навыки.

Большое значение имеют беседы взрослых с детьми о школе. Они обязательно должны носить мажорный оттенок и происходить в положительном ключе. Например: тебя никто в школу не возьмет, потому что ты читать не умеешь. Необходимо поддерживать ребят, мотивировать их на деятельность, поддерживать их познавательный интерес, побуждать зарождение интереса к учебе, к новому и неизведанному.

Обязательно следует помнить о физической (физиологической) готовности ребенка-дошкольника. Здесь имеет значение индивидуализация образования. Т. к. в силу определенных факторов, связанных со здоровьем, не каждый ребенок даже физически не может выдержать 30 минутное занятие в подготовительной группе. А родители после садика его еще ведут в школу «на подготовку», а потом еще «уроки», которые там задали, а времени их выполнить больше не будет.

Естественно, что ребенок просто может не выдержать такой темп и психосоматика даст о себе знать (будет невнимательным, капризным и т. д.).

Таким образом, необходимо четко фиксировать нагрузку ребенка в предшкольный период, выстраивать гибкий режим дня и нагрузку в течении рабочей недели.

В отношении интеллектуальной готовности к школе можно с уверенностью сказать, что системная работа по реализации образовательной программы дошкольной образовательной организации, разработанной с учетом федеральной образовательной программы дошкольного образования в полном объеме поможет в этом вопросе.

Ведь реализуя все компоненты и разделы программы, невозможно не сформировать гармоничную личность во всех отношениях.

Занятия по развитию речи и обучению грамоте (проведение анализа звуков, слов, развитие связной речи, развитие интереса к художественной литературе, формирование и совершенствование звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя речи и пр.) формирование элементарных математических представлений (величина, форма, ориентировка во времени и пространстве, логическое мышление, количество и счет) формирование представлений об окружающем мире и социальной действительности-все это и будет «багажом знаний, умений и навыков», которыми будет пользоваться будущий школьник на начальном этапе обучения в школе.

Образовательная программа дошкольного образования направлена на создание единого образовательного пространства воспитания и обучения (а соответственно заложена уже априори и сама подготовка к школе).

Резюмируя вышесказанное, можно смело утверждать следующее: если ребенок регулярно посещает дошкольное образовательное учреждение, то несомненно он получит все необходимое для учебы в школе, как в интеллектуальном так и в мотивационном плане. И это наложит свой отпечаток на развитие гармоничной личности.

Задать вопрос