Формирование нравственных качеств дошкольников в свете реализации образовательной программы ДОО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.

Дата публикации: 23.04.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Семенова, И. В. Формирование нравственных качеств дошкольников в свете реализации образовательной программы ДОО / И. В. Семенова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10148/ (дата обращения: 25.04.2025).

Препринт статьи



В свете реализации образовательной программы дошкольного образования, которая базируется на федеральной образовательной программе дошкольного образования, большое внимание уделяется формированию нравственных качеств дошкольников, формированию культурной идентичности подрастающего поколения.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» вопросы воспитания нравственной личности стоят достаточно остро. Поэтому, приоритетное место отводится самой воспитательной работе с детьми.

Еще федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования инициировал несколько основополагающих принципов, реализуя которые педагоги детских садов смогут сформировать и воспитать достойного гражданина нашей страны, который владеет базовой культурой и чтит традиции, интересы своей семьи, своей страны. Свято хранит прошлое и с заботой относится к национальному достоянию нашей страны.

Поэтому именно дошкольный возраст является тем сензитивным периодом в жизни человека, который благоприятен для того, чтобы заложить основы нравственных качеств.

Что же включает в себя само понятие «нравственные качества»? Это доброта, справедливость, трудолюбие, честность, уважение, коллективизм и т. д. Это соответствующее поведение человека (ребенка) определенным нормам и правилам поведения в социуме.

В каждом деле первыми учителями становятся родители, которые личным примером показывают свое отношение к действиям, поступкам. И по-другому быть не может.

Воспитание идет из семьи…Как часто мы слышим эту фразу. Поэтому и начинать воспитание необходимо с группы раннего дошкольного возраста, с темы «Моя семья». Само знакомство дошкольников в понятием «Семья», «Члены семьи» уже априори закладывает фундамент для формирования таких нравственных качеств, как любовь и уважение к своим близким, проявление заботы о них (например: помочь дедушке принести тапочки, бабушке — полить цветочек и т. д.)

Взаимодействуя с детьми младшего дошкольного возраста, педагоги расширяют практический опыт детей, развивают уже заложенные ранее компетенции. Подспорьем в этом деле становятся настольно-печатные и дидактические игры «Помоги навести порядок», «Чьи вещи?», «А у нас в детском саду» и т. д. Используя игру «А у нас в детском саду», дети не только знакомятся со взрослыми, которые работают в детском садике (повар, доктор, воспитатель, помощник воспитателя), у них параллельно формируются такие нравственные качества, как: заботливое отношение, доброта, уважение к старшим.

В этом возрасте ребята способны выразить свое отношение ко взрослым и «наградить» их определёнными нравственными качествами: Наталья Ивановна — добрая, внимательная, заботливая и т. д.

В этом же возрасте результативно формировать такие нравственные качества, как забота, трудолюбие. Это можно делать в том числе и через участие в природоохранных акциях «Помоги птицам пережить зиму», «Спасем дерево-спасем планету», «берегите лес», через организацию поручений, мини-дежурств, трудовых десантов и т. д.

В среднем дошкольном возрасте эти формы работы с детьми продолжаются, но количество компетенций, которыми дошкольник овладевает, безусловно, увеличивается.

Ребята уже участвуют в традиционных дежурствах (в центрах природы, по столовой и пр.), выполняют поручения взрослых и сами могут принимать разные роли «взрослых», т. е. они уже способны проверить как выполнена та или иная работа их друзьями по группе. Использование таких фокус-групп способствует формированию таких нравственных качеств, как: честность, справедливость, ответственность. Ведь выбрать надо ни того, с кем дружишь, а того, кто выполнен «задание» лучше остальных.

Понятие «Коллективизм» достаточно четко проявляется в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже осознанно подходят к выбору определенных видов деятельности и в эту «игру» (или занятие) одних ребят берут с удовольствием, а других принимать не хотят категорически. И здесь, тоже идет реализация нравственных качеств. Интересно ли играть одному?

Выбор детей в таких случаях необходимо вести под эгидой взрослых, который своим примером должен показать, что играть лучше в коллективе, дружно.

Одним из решений в воспитании нравственных качеств является формирование культурной идентичности подрастающего поколения, которая пронизывает и связывает между собой большинство нравственных аспектов. На примере реализации «культурных практик» это можно осуществить с любой возрастной группой дошкольников.

Одной из наиболее распространенных и результативных культурных практик в последнее время является совместное посещение объектов культуры. Такие союзы разновозрастных и разноплановых детско-взрослых сообществ (участниками могут быть старшие и младшие дети, бабушки, дедушки и т. д.) выбирают для посещения различные локации.

Это могут быть экскурсии выходного дня в заповедники и на природу, зоопарки, посещение театрализованных постановок (кукольные театры, театры юного зрителя и пр.), музеев, выставок, проведение совместных праздников (масленица, Пасха, Новый год и т. д.). Стоит помнить о том, что «зрелище», которое предлагается увидеть дошкольникам должно быть понятно для его осмысления и понимания. Поэтому не стоит посещать с детьми те мероприятия, которые им не по возрасту.

Все вышеуказанные мероприятия, как катализатор в химической реакции, дают понять не осязаемые для детей, но принципиально важные вещи. И цель, для которой идет такое объединение понятна взрослому родительскому сообществу.

Все, что мы делаем, каждый наш шаг направлен на создание условий, которые помогут подрастающему поколению расти и жить в соответствии с нравственными принципами и догмами.

Задать вопрос