Семья и детский сад: эффективные методы взаимодействия с родителями | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (86) май 2025 г.

Дата публикации: 23.04.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Алетова, Ж. Б. Семья и детский сад: эффективные методы взаимодействия с родителями / Ж. Б. Алетова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10149/ (дата обращения: 25.04.2025).

Препринт статьи



В статье автор предлагает формы работы с семьями воспитанников в дошкольном учреждении.

Работа с семьями воспитанников в детском саду — важный аспект образовательного процесса, который направлен на вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад — семья». Это неотъемлемая часть педагогического процесса, которая играет огромную роль в успешности воспитания и развития детей. Открытое и доверительное взаимодействие между педагогами и родителями создает благоприятную атмосферу для всестороннего развития ребенка, помогает установить общий взгляд на воспитание и обучение, а также способствует решению возникающих проблем.

Обратим внимание на некоторые нормативные документы, которые регулируют работу детских садов с родителями:

– Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». В нём, в частности, говорится о правах, обязанностях и ответственности родителей в сфере образования.

– Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».

– Письмо Минобразования РФ «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» от 15 марта 2004 г. № 03–51–46ин/14.

– Конвенция о правах ребёнка, статья 18. В ней говорится о том, что родители или законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка.

– Семейный кодекс РФ, статья 63. В ней описаны права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

– Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», статья 14,1.

Необходимость и важность работы с родителями заключается:

– в создании единой образовательной среды: дети учатся не только в детском саду, но и дома. Важно, чтобы принципы воспитания и обучения совпадали, что обеспечит согласованность действий взрослых.

– в поддержке развития ребенка: родители могут лучше понять, с чем сталкивается их ребенок в процессе обучения, и в свою очередь, помочь ему в этом, создавая соответствующие условия и поддерживая интерес к обучению.

– в психологической поддержке: взаимодействие с родителями позволяет воспитателям быть в курсе эмоционального состояния детей и, при необходимости, предложить поддержку или консультирование.

– в развитии ответственности: вовлеченные родители чаще проявляют интерес к участию в жизни детского сада, что укрепляет связь между семьей и образовательным учреждением.

Цель такой работы — создать комфортные условия для взаимодействия с родителями, установить с ними доверительные и партнёрские отношения, приобщить к участию в жизни детского сада.

Задачи работы с родителями:

– установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;

– повышение педагогической культуры родителей;

– приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Для выстраивания работы с родителями необходим анализ социального статуса семей воспитанников, настроя и ожиданий мам и пап от пребывания ребёнка в детском саду. Проведя такой анализ семей нашего детского сада, мы подобрали оптимальные формы работы:

– Родительские собрания. Их главная цель — обмен информацией между воспитателем и родителями, повышение педагогической культуры родителей и их интереса к жизни детского сада.

– Оформление родительского уголка. Его можно использовать для психолого-педагогического просвещения родителей.

– Индивидуальные консультации. Важно лично пообщаться с родителями каждого ребёнка, хотя бы раз в месяц.

– Анкетирование. Опросы помогают узнать об особенностях характера ребёнка, о его семье.

– Совместные мероприятия. Проведение совместных праздников и конкурсов благоприятно влияет на микроклимат в группе.

– Оформление выставок. Родителям интересно, чем дети занимаются в детском саду, чему научились.

Согласно ФГОС, работа с родителями в детском саду должна осуществляться на основании дифференцированного подхода с учётом социального статуса и характеристики семьи, родительских запросов и степени заинтересованности взрослых во взаимодействии.

Таким образом, чем теснее взаимодействие мам и пап с педагогами, тем легче им двигаться по пути всестороннего и гармоничного развития ребёнка.

В данном направлении нам помогают такие методы работы, как:

– «Почтовый ящик». Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам.

– Кейс «Секреты воспитания». В кейс складываются вопросы, предложения, советы от родителей и педагогов по разнообразным аспектам воспитания, обучения, развития детей.

– Фотомакет «Семейный вернисаж». Родители и дети делают презентацию семьи в форме газеты, журнала, фотомонтажа или фотомакета.

– «Дни открытых дверей группы». Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем ещё поработать.

– «Прайс-листы». Они сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек.

– «Мини-библиотека». Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в образовательном процессе.

– «Семинар-практикум». На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты.

Также для привлечения родителей к жизни детского сада организуются мастер-классы. Мастер-класс для родителей — это партнёрская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно вовлечение родителей в образовательную деятельность.

Главная цель мастер-класса — не сообщать информацию, а передавать способ работы. Получение знаний родителями происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются педагогом.

Важный элемент мастер-класса — проблемная ситуация. Это может быть задание, воспоминания — чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное. Важнейший элемент технологии мастер-класса — групповая работа. Воспитатель может корректировать состав групп, учитывая уровень родительской компетенции или объединяя родителей по признаку возрастной группы детей. Рефлексия — последний и обязательный этап. Это отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса.

В результате проведения мастер-классов по включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада — повышается уровень педагогической культуры родителей, происходит объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах воспитания и развития детей в условиях детского сада.

Хотелось бы предложить несколько тем для проведения мастер-классов для родителей в дошкольном учреждении:

«Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста». Цель — создать мотивацию у родителей для активного использования в домашних условиях игр с детьми, направленных на развитие разнообразных анализаторов. Задачи: дать представление о важности и необходимости сенсомоторного развития, показать приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей, способствовать развитию творчества, фантазии, мышления, речи.

«Увлекательное экспериментирование». Цель — повысить уровень знаний и умений у родителей в методике проведения опытов и экспериментов с детьми. Задачи: формировать умение родителей поддерживать в ребёнке желание экспериментировать в домашних условиях, развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретённым опытом с другими людьми, укреплять сотрудничество между родителями и педагогом, между родителями и детьми, поддерживать положительные эмоции.

«В стране русских народных сказок». Задачи: расширить представления у родителей о видах театра, познакомить с изготовлением разного вида театра из бросового материала, сформировать умение обыгрывать сказку, используя изготовленный театр, формировать благоприятный эмоциональный климат в родительском коллективе, развивать творчество, проявление оригинальности.

«Играем вместе с мамой». Цель — познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и развивающими дидактическими играми, направленными на развитие мелкой моторики у детей младшего возраста.

Активное участие родителей в жизни детского сада ведет к улучшению образовательного процесса и повышению качества воспитания. Обсуждение вопросов, касающихся методов занятий, особенностей развития, воспитательных подходов способствует выработке общей стратегии, в которой каждому ребенку будет комфортно расти и развиваться.

Кроме того, работа с родителями помогает родителям самих становиться более уверенными в своих родительских ролях, что в свою очередь, позитивно сказывается на эмоциональном климате в семье. Сотрудничество с родителями — это ключевой элемент успешной работы детского сада. Создание доверительных и конструктивных отношений между воспитателями и семьями детей способствует не только успешному развитию ребенка, но и формированию гармоничного образовательного пространства. Важным аспектом остается готовность слушать и учитывать мнения друг друга, что делает воспитательный процесс более эффективным и многогранным.

Литература:

  1. 1 Бутрим, С. Р. Современные подходы в работе с родителями: методические рекомендации/ С. Р. Бутрим // Вестник образования. — 2003. — № 6. — 24 с.
  2. Веретенникова, Т. С. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО / Т. С. Веретенникова, О. Н. Зиновьева // Молодой ученый. — 2016. — № 12. — С. 833–835. — URL https://moluch.ru/archive/116/31711/.
  3. Данилина, Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. А. Данилина // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 1. — С. 41–49.
  4. Министерство образования и науки РФ. «Методические рекомендации по взаимодействию с родителями в дошкольных образовательных учреждениях». Москва, 2021.
  5. Ассоциация дошкольного образования. [www.doshkolnik.ru](http://www.doshkolnik.ru)
  6. Портал «Дошкольное образование». [www.dou.ru](http://www.dou.ru)
Задать вопрос