Откуда берутся патриоты | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (5) июнь 2016 г.

Дата публикации: 30.05.2016

Статья просмотрена: 301 раз

Библиографическое описание:

Диденко, И. А. Откуда берутся патриоты / И. А. Диденко, Е. А. Королькова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/1014/ (дата обращения: 19.12.2024).



Патриотическое воспитание дошкольников всегда актуально, в его необходимости никто не сомневается. Но задавали ли мы, взрослые, себе вопрос — откуда берутся патриоты, кем воспитываются люди, готовые на подвиг ради ближнего, своей Родины?

Как полноводные и великие реки имеют своими истоками едва заметные родники, так и патриотизм берет начала в раннем детстве. Ведь, если вдуматься, родители известных нам героев-патриотов не стремились к воспитанию таковых. Они лишь уделяли большое внимание развитию в своих детях духовно-нравственных качеств, зачастую даже не задумываясь над терминологией. Привлекая ребенка к традициям своей семьи, направляя его интерес к обычаям, обрядам, мы закладываем основу, на которой со временем возведем несокрушимое здание — любовь к Родине.

Все знакомы с символикой страны, ее историей, мало кто не знает, где находятся Кремль и Красная площадь, но наша страна очень велика. Можно прожить жизнь и не побывать в Москве, Санкт-Петербурге. Благодаря средствам массовой информации и сети Интернет информация стала доступна для всех, что, безусловно, способствует расширению кругозора, воспитания патриотизма у ребенка. Совершая с малышом виртуальные путешествия по стране, можно, не выходя из дома, побывать на Красной площади, увидеть Царь-колокол, Царь-пушку, узнать историю их создания, прогуляться по Гранатовой палате, увидев шедевры, которые создавались не одним поколением мастеров. Можно совершить прогулки по Эрмитажу, побывать в любом музее, рассмотреть экспонаты. Имея возможность использовать современные технологии для знакомства с памятниками культуры и архитектуры, мы можем воспитать у малышей чувство гордости, сопричастности культуре в нашей Родине.

У каждого из нас есть малая Родина — то место, к которому мы привязаны, как бы прикипели душой. И именно со знакомства с обычаями, культурой, природой своей малой Родины мы начинаем воспитание патриотизма у детей. В силу своих возрастных особенностей дети лучше воспринимают мир ближайшего окружения, то, что они могу увидеть, потрогать руками. И эти особенности необходимо учитывать взрослым. В каждом, даже небольшом, селе, не говоря уже о городах, есть свои памятные места, связанные с историей или традиционным промыслом. Вот именно с этих мест и нужно начинать воспитание в малышах патриотических чувств. Посещая с детьми музеи, выставки народного творчества, Дома ремесел, мы не только расширяем их кругозор, но и прививаем детям уважение к людям труда, учим их восхищаться мастерством народных умельцев. А если ребенок имеет возможность потрогать, прикоснуться к игрушке, поделке, то память об этом событии останется с ним надолго.

Приглашая мастеров в детские сады, мы даем им возможность поделиться своим опытом, готовим для них достойную смену. Ведь впечатления от увиденного, желание самим создать что-либо, трудно переоценить. Для детей любой вид деятельности — игра. Создавая фигурки из глины, соломы, тряпичных кукол, малыши не только приобретают опыт, но и получают игрушки, сделанные своими руками. При этом очень важен момент живого общения с мастером, когда в непринужденной обстановке, дети получают знания о промысле, истории его возникновения, что, безусловно, вызывает у них интерес, остается в памяти. Становясь взрослее, дети будут помнить о мастерстве и трудолюбии своего народа.

Важно побуждать детей к исследованию, к открытию. То, что нам кажется обыденным и знакомым, при правильном подходе со стороны взрослых может вызвать в детях глубокий отклик. Путешествуйте с детьми по городу, забирайтесь в новые, ранее не исследованные ребенком уголки, рассказывайте ему истории из своего детства, может быть даже истории из жизни его бабушек или дедушек. Связывайте места воинской славы с реальными людьми и их жизнью, и тогда история станет более реальной, обрастет плотью, станет для ребенка ближе и понятнее. Тогда окажется, что человек, которому поставлен памятник, когда-то тоже ходил в школу той же дорогой, возможно, посещал тот же детский сад, любил своих родителей, играл в футбол и так далее. Он жил обычной жизнью, но, когда пришла беда, сумел отдать ее за других, защищая свою Родину.

Объясняйте малышу, как важно помнить о павших воинах, не забывать их подвиг. Мы должны постараться в доступной форме донести до ребенка весь ужас фашизма, объяснить, какой огромной ценой, была завоевана победа, рассказать о роли нашей страны в освобождении Европы от коричневой чумы — нацизма. Очень тревожит то, что современные молодые люди мало интересуются военной историей, плохо понимают роль нашей Родины во второй Мировой войне, не задумываются о цене, которую заплатила страна за победу.

Знакомя детей с природой, учите видеть красоту обыденного, замечать дыхание жизни во всем — в пробивающейся зеленой траве, муравье пролетающей птице. Научив ребенка видеть красоту окружающего мира, необходимо дать понять, что он ответственен за все, что живет рядом с ним. Простые на первый взгляд правила — не рвать цветы, не разорять муравейники, не обижать животных — помогут ребенку в будущем правильно строить свои отношения с окружающими людьми. Проявляя бережное отношение к живому, дети становятся способными защитить то, что берегут.

Важное значение в воспитании патриотических чувств имеет преемственность поколений. Очень жаль, что с каждым годом становится все меньше и меньше ветеранов, живых свидетелей страшных и грандиозных событий, ознаменовавших двадцатый век. А ведь какое впечатление на малышей производит преображение знакомых бабушек и дедушек 9 Мая. С каким восторгом и удивлением рассматривают они награды, хотя еще не понимают их значения, слушая рассказы о военных событиях, зачастую воспринимают как сказку. Но ничего в жизни ребенка не проходит бесследно. Видя ветеранов, общаясь с ними, дети осознают, что война была, что вот они, защитники Отечества, и если они смогли встать плечом к плечу в годы испытаний, то, возможно, смогут и сегодняшние малыши, если жизнь потребует этого от них.

Необходимо воспитывать в детях понимание того, что они — будущие хозяева своей страны, они должны будут в будущем беречь и приумножать все то, что с таким трудом отвоевали их прадеды в годы Великой Отечественной войны, воздвигли из пепла Родину, которую не пощадила война. Бережливое отношение к окружающему, знания о том, что ресурсы природы не безграничны и трудно восполняемы, что все создано трудом людей, помогут воспитать в малышах чувство ответственности за судьбу своей Родины. Тем самым мы воспитываем человека, который сумеет не только принять опыт поколений, но и обогатить его собственными инициативами.

Наша задача — воспитание гражданина. Это не просто, так как необходимо учитывать несколько факторов — стремление воспитать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Вызвать в нем чувство гордости за достижения страны, уважение к людям труда и заботу о ветеранах, уважение к службе в российской армии, желание сохранить мир, в котором мы живем.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям — отцу, матери, бабушке, дедушке, братьям и сестрам. Это корни, связывающие его с родным домом, ближайшим окружением. Именно в семье ребенок получает чувство защищенности, радость общения. Он понимает, что семья — это часть его мира, опора на его жизненном пути, и хотя многие впечатления еще не осознаются малышом глубоко, но пропущенные через детское сердечко играет огромную роль в становлении его личности.

Окружая ребенка интересными людьми, событиями, погружая в мир родной природы, мы пробуждаем его воображение. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина. Как ни велика наша страна, человек связывает чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, где ходил в детский сад и школу, играл в снежки, катался с ледяной горки, играл в футбол, гонял на велосипеде. Воспитывая чувство любви к малой Родине, желание заботиться о своем ближайшем окружении, мы формируем у ребенка понимание причастности, принадлежности к нации, народу, частью которого он является.

Воспитание патриотизма у детей невозможно без формирования у них уважения к людям других национальностей. Наша страна многонациональна, в ней мирно живут и трудятся люди, отличающиеся традициями, образом жизни, вероисповеданием. Дети, общаясь, учатся уважать друг друга, а наша задача поддерживать уважение, дружеские чувства у малышей.

Важно знакомить детей с людьми, которые в наше время стали героями России, защищая интересы и обеспечивая безопасность своей страны. Они, в силу своей близости, будучи нашими современниками, более доступны и понятны детям, которые лучше ориентируются в настоящем, более понятном детям времени. Организовывая встречи с воинами-афганцами, людьми, воевавшими в Чечне, мы даем детям пример того, что и в мирное время всегда есть место подвигу, даем понимание того, что защита интересов Родины — это тоже патриотизм.

Патриотами своей страны могут быть не только люди военные, достаточно вспомнить ликвидаторов Чернобыльской АЭС, которые шли на огромный риск ради безопасности населения, стремясь защитить, свести угрозу до минимума. И в наши дни, когда часто возникают лесные пожары, наводнения, техногенные катастрофы, находятся люди, готовые в любую минуту предотвратить беду даже ценой своей жизни. Наша задача — знакомить детей с такими людьми, рассказывать об их подвиге, тем самым расширяя понятие патриотизма, вкладывая в души детей чувство гордости, желание подражать тем, кто в мирное время совершает поступки, доступные героям.

Тема героизма в мирное время очень актуальна, так как дает детям возможность проявить уважение, воспитывает у них чувство гордости, желание подражать. Гораздо полезнее для ребенка подражать человеку, совершившему героический поступок, чем персонажу мультсериалов или кинофильмов, тем более, что многое из кинопродукции малополезно, а часто даже вредно неокрепшей детской психике. Все, что касается просмотра ребенком передач, чтения литературы, должно контролироваться взрослыми, так как обладая жизненным опытом, знанием истории, мы можем оградить ребенка от вредного воздействия некачественной информации, переключить внимание и интересы детей на тот материал, который поможет им сформировать четкое представление о роли национальных героев, воспитать в них патриотические чувства.

Показывайте детям пример, ведь свою гражданскую позицию можно проявлять ежедневно. Возьмите малыша на субботник, пусть он видит, как трудятся взрослые, помогает сажать деревья, кустарники, чувствует вашу заботу об окружающем. Покажите ребенку деревья, посаженные вами в детстве, расскажите интересную историю, связанную с ними, ухаживайте за саженцами вместе с малышом. Объясняйте, почему нельзя топтать газоны, рвать цветы. Если дети принимают участие в благоустройстве и озеленении своего двора, они уже не станут портить свои посадки, будут следить в меру своих сил, чтобы это не делали другие. Прививая ребенку уважение к труду, чувство ответственности за то, что создали другие, мы формируем в сознании детей понимание того, что они граждане своей страны, что со временем они станут отвечать за ее процветание и безопасность.

Уважение к людям труда, бережное отношение ко всему живому, желание сохранить окружающий мир, знание своей истории — все это — словно ручейки, составляющие реку, словно нити, создающие полотно, название которому патриотизм. И как не может существовать без воды, так и воспитание патриотических чувств у ребенка невозможно без любого из перечисленных условий. И наша задача не упустить момент, не забывать, что мы, взрослые, сегодня воспитываем завтрашних героев и патриотов.

Литература:

  1. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. — М., 2006.
  2. Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., — М., 2005.
  3. Патриотическое воспитание дошкольников / Алёшина Н. В. — М., 2008.
  4. Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, — 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, малыш, чувство гордости, ближайшее окружение, воспитание патриотизма, детский сад, малая Родина, мирное время, Родина, человек труда.
Задать вопрос