Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (5) июнь 2016 г.

Дата публикации: 06.06.2016

Статья просмотрена: 8753 раза

Библиографическое описание:

Бурачевская, О. В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи / О. В. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 75-79. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/1048/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье раскрывается методика обучения грамоте детей с нарушениями речи. Описывается программное содержание образовательной области «Обучение грамоте». Раскрываются приемы и методы обучения звуковому, звукобуквенному и слоговому анализам слов различной слоговой структуры.

Ключевые слова: обучение грамоте, языковой анализ, звуковой анализ слова, звукобуквенный анализ слова, слоговой анализ слова, нарушения речи

Ключевой идеей обучения грамоте детей дошкольного возраста является принцип детского психолога Д. Б. Эльконина: «Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения, буква — это знак звука» [1]. Наиболее эффективным для использования возможностей ребенка в освоении грамоты считается старший дошкольный возраст. Этот период получил название периода «языковой одаренности», в котором ребенок проявляет повышенную восприимчивость к звуковой стороне речи, к звучащему слову [4].

Для детей дошкольного возраста работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ — добуквенный этап обучения грамоте имеет большое значение и занимает много времени и сил. От добуквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

Дети с нарушениями речевого развития имеют дефекты произношения, бедный словарь, строят очень короткие фразы, которые пестрят аграмматизмами. Поэтому в работе с данной категорией детей требуется совсем иной подход, специальные коррекционно-развивающие занятия, где немаловажную роль играют навыки звукового анализа слова. При несформированности фонематических представлений готовность к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения особенно большое значение придается соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) [3]. Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, очень важно формировать у детей необходимую готовность к процессу обучения грамоте и развивать базовые предпосылки к профилактике нарушений письменной (дислексии и дисграфии), возникающих в процессе школьного обучения у детей с нарушенным речевым развитием.

Реализация цели обучения грамоте осуществляется посредством решения следующих коррекционно-развивающих задач:

‒ формировать представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);

‒ развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку, представление о линейности ряда символов, знаков (слева направо);

‒ развивать слуховое и фонематическое восприятие;

‒ формировать умение характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам;

‒ формировать умение дифференцировать фонемы на слух и в собственном произношении;

‒ формировать представления о слове, его значении (на основе предметной соотнесенности), о предложении;

‒ формировать умение делить предложения на слова, составлять предложения из 2–3 слов без предлогов и с предлогами (с опорой на зрительную схему);

‒ формировать умение проводить звуковой анализ звукосочетаний и 3-х — 5-ти звуковых слов;

‒ формировать умение выделять звук из слова и определять место звука в слове;

‒ формировать умение определять последовательность звуков в слове;

‒ формировать умение определять количество звуков и слогов в слове;

‒ формировать умение проводить слоговой анализ слов различной слоговой структуры (на основе полисенсорного подхода: отхлопать количество слогов, моргнуть, дотронуться до ушей, погладить себя по животу, по плечам, дунуть, подпрыгнуть, сделать столько шагов, сколько слогов в слове);

‒ формировать умения фонематического синтеза;

‒ формировать четкие фонематические представления на базе умения подбирать слова на заданный звук;

‒ формировать представления о гласных и согласных звуках;

‒ формировать понятие о слогообразовательной роли гласных звуков;

‒ формировать понятие «ударный слог», умение определять ударный слог в слове;

‒ формировать фонематическую компетенцию: умения устанавливать соотношение между звуковым и знаковым составом слов и умения перекодирования звукового кода в другую знаковую систему (фонема — артикулема — графема);

‒ развивать интегративные функции посредством координации в системе «глаз — рука» (зрительно-моторная интеграция), в системе «ухо — рука» (слухо-моторная интеграция), в системе «ухо — глаз — рука» (слухо-зрительно-моторная интеграция);

‒ формировать представления о буквах, формировать умения выкладывать буквы из палочек, лепить из пластилина, «рисовать в воздухе», составлять буквы из пальцев рук;

‒ формировать умение различать и правильно использовать термины: предложения, слово, слог, звук, буква.

Рис. 1 Символическое обозначение характеристик согласного и гласного звука

Содержание изучаемого материала преподносится с опорой на ведущую деятельность детей дошкольного возраста и организуется в форме игры-занятия с сохранением структурных составляющих плана-программы. Использование данной организационной формы способствует не только решению обучающих и коррекционных задач, но и является дополнительным средством развития мотивационно-потребностной сферы ребенка и способствует удержанию познавательной активности и устойчивого познавательного интереса детей, более интенсивному эмоционально-личностному развитию, формированию произвольности поведения и самоконтроля как важнейшей базы для начала систематического обучения в школе [2]. Для облегчения формирования умения осуществлять звуковой анализ слова вводятся символические обозначения характеристик гласных и согласных звуков (Рис.1, Рис.3), символы «количество слогов» и «количество звуков» (Рис.2).

Для успешного обучения грамоте детям необходимы два открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а затем открыть отношения звука и буквы.

Рис. 2 Символы «Количество слогов», «Количество звуков»

Дети дошкольного возраста с нарушением речевого развития способны освоить звуковой анализ слов с помощью определенного способа действия со словом — интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, мммак, мааак, маккк).

Рис. 3. Специальные символы гласных звуков «А«, «У«, «О«, «Ы«, «И«, «Э«

Когда дети в игровом, звукоподражательном действии смогут протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ними ставятся новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом. Определить с какого звука начинается слово «мак» и протянуть этот первый звук. Определить есть ли звук «м-м-м» в слове «дом». Назвать слова, начинающиеся на звук м-м-м? Задача звукового анализа слов решается детьми дошкольного возраста с большей охотой, когда ей придается игровая форма. Для дифференциации гласный и согласных звуков используется схема дифференциации, обеспечивающая наглядную опору основных характеристик (Рис.4).

Рис. 4 Модель дифференциации гласных и согласных звуков

Особое внимание хочется уделить определенной последовательности овладения детьми с нарушением речи различными формами звукового анализа:

‒ умение выделять начальный ударный гласный звук из состава слов;

‒ анализ звукосочетаний, состоящих из двух-трех гласный (типа «ау», «иа»);

‒ анализ и синтез обратных звукосочетаний (типа «ам», «ух»).

‒ умение выделять звук из слова из 3-х звуков (из слов типа «дом»);

‒ анализ и синтез слов из 2-х открытых слогов (типа «мама»);

‒ анализ и синтез слов из 4-х звуков с закрытым слогом и стечением согласных (типа «слон»);

‒ анализ и синтез слов из 5-ти звуков (типа «туман») и т. д.

Организация занятий образовательной области «Обучение грамоте» продумана таким образом, что обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания; дает возможность каждому ребенку участвовать в процессе выполнения заданий, при котором дети овладевают навыками самоконтроля и самооценки. У детей с нарушением речи развивается умение последовательно выделять звуки в словах, проводить звуковой, звукобуквенный и слоговой анализ и синтез.

Задания на практических листах имеют большое значение для детей с нарушениями речи (Рис.5). Обеспечивают формирование базового уровня фонематических процессов, навыков звукового, звукобуквенного и слогового анализа, развития графических навыков и познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения — чтению и письму. Создают условия для ориентировочно-познавательной деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и двигательное ознакомление со словом, звуком, буквой. Развивают различные стороны психической деятельности — внимание, мышление, память, речь.

Рис. 5. Образцы схем для звукового и слогового анализа слов

Закрепляют запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических упражнений. Формулируют умение принять учебную задачу и разрешить ее самостоятельно, развивают навык самоконтроля и самооценки.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). —С. 95–97.
  3. Поливара З. В. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи / З. В. Поливара. — М.: Флинта, 2013.
  4. Пятница Т. В. Как учить дошкольников грамоте. Занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста / Т. В. Пятница. — Мозырь: Белый ветер, 2015..
Основные термины (генерируются автоматически): слово, звук, дошкольный возраст, ребенок, умение, нарушение речи, звуковой анализ слова, синтез слов, слоговой анализ, этап обучения.

Ключевые слова

обучение грамоте, нарушения речи, языковой анализ, звуковой анализ слова, звукобуквенный анализ слова, слоговой анализ слова

Похожие статьи

Взаимосвязь внимания и понимания информации в процессе обучения иностранному языку

Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи внимания и понимания информации в процессе обучения иностранному языку. Выделяются случаи направленности внимания на языковую форму. Приводятся рекомендации по отбору, организации и предъявлению иноязычного м...

Нетрадиционные приемы в логопедической работе. Калимба

Данная статья ориентирована на практикующих специалистов, в ней отражены практические приемы работы над звукопроизношением, развитием фонематического восприятия, мотивацией и воспитанием самоконтроля детей, в первую очередь, дошкольного возраста с ис...

Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах

В статье обоснована необходимость применения в работе с современными школьниками различных игровых упражнений и приемов по развитию связной речи. Обозначены образовательные и практические цели изучения раздела «Лексика» в пятых и шестых классах общео...

Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного во...

Анализ методов и приемов подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письменной речью

Статья посвящена актуальной для дошкольного образования проблеме: анализу методов и приемов подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью.

Приемы постановки и отработки согласного звука [р] на занятиях по русскому языку как иностранному

В статье представлены приемы постановки и отработки звука [р] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены разные типы упражнений и заданий, а также стихотворения и скороговорки, способствующие коррекции и закреплению произношения звука.

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования лексико-грамматической стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Описыва...

Использование песен на уроках РКИ

В статье представлены три методические разработки уроков на основе песен. Каждая из них содержит лексико-грамматический комментарий, текст песни и упражнения, направленные как на закрепление грамматических навыков и умений, так и на развитие навыков ...

Основные направления коррекционно-ориентированной работы по обучению английскому языку дошкольников с нарушениями речи

В статье раскрыты особенности проявления нарушений звукопроизношения у дошкольников в процессе изучения ими английского языка, сформулированы основные направления работы по обучению иностранному языку дошкольников с речевой патологией, представлены т...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Похожие статьи

Взаимосвязь внимания и понимания информации в процессе обучения иностранному языку

Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи внимания и понимания информации в процессе обучения иностранному языку. Выделяются случаи направленности внимания на языковую форму. Приводятся рекомендации по отбору, организации и предъявлению иноязычного м...

Нетрадиционные приемы в логопедической работе. Калимба

Данная статья ориентирована на практикующих специалистов, в ней отражены практические приемы работы над звукопроизношением, развитием фонематического восприятия, мотивацией и воспитанием самоконтроля детей, в первую очередь, дошкольного возраста с ис...

Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах

В статье обоснована необходимость применения в работе с современными школьниками различных игровых упражнений и приемов по развитию связной речи. Обозначены образовательные и практические цели изучения раздела «Лексика» в пятых и шестых классах общео...

Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного во...

Анализ методов и приемов подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письменной речью

Статья посвящена актуальной для дошкольного образования проблеме: анализу методов и приемов подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью.

Приемы постановки и отработки согласного звука [р] на занятиях по русскому языку как иностранному

В статье представлены приемы постановки и отработки звука [р] на занятиях по русскому языку как иностранному. Приведены разные типы упражнений и заданий, а также стихотворения и скороговорки, способствующие коррекции и закреплению произношения звука.

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования лексико-грамматической стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Описыва...

Использование песен на уроках РКИ

В статье представлены три методические разработки уроков на основе песен. Каждая из них содержит лексико-грамматический комментарий, текст песни и упражнения, направленные как на закрепление грамматических навыков и умений, так и на развитие навыков ...

Основные направления коррекционно-ориентированной работы по обучению английскому языку дошкольников с нарушениями речи

В статье раскрыты особенности проявления нарушений звукопроизношения у дошкольников в процессе изучения ими английского языка, сформулированы основные направления работы по обучению иностранному языку дошкольников с речевой патологией, представлены т...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Задать вопрос