Приобщение к мордовской народной культуре детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Краснова Светлана Викторовна, Никонорова Ольга Владимировна, Черемных Светлана Владимировна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (5) июнь 2016 г.
Дата публикации: 03.06.2016
Статья просмотрена: 1041 раз
Библиографическое описание:
Краснова, С. В. Приобщение к мордовской народной культуре детей старшего дошкольного возраста / С. В. Краснова, О. В. Никонорова, С. В. Черемных. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 42-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/1051/ (дата обращения: 20.12.2024).
За последние десятилетия было много утеряно и позабыто, люди стали стесняться своей национальности, и то, что сейчас началось возрождение, появился интерес к национальной культуре- это большой шаг в воспитании толерантности и духовности наших детей.
Наша задача, как педагогов, воспитать настоящих патриотов, людей, которые будут не только любить свою Родину, но и знать ее историю, культуру, традиции. А также с уважением относится ко всем культурам в нашем многонациональном регионе.
В прошлом учебном году был реализован среднесрочный педагогический проект по русской национальной культуре. Его итогом стало оформление мини-музея «Русская изба». А в этом учебном году было решено познакомить детей с мордовской национальной культурой. Почему выбор пал на мордовскую культуру? При составлении социального паспорта детского сада, не было выявлено ни одной семьи данной национальности, и нам показалось интересным предложить детям и родителям познакомиться с культурой, представители которой живут рядом. Данный педагогический проект длился 3 месяца. Участниками были 23 ребенка из подготовительной группы, воспитатели, помощник воспитателя, руками которой были изготовлены все декорации и мордовские костюмы для детей и воспитателя. И, конечно же, родители. Это была наша победа- увлечь в этом проекте родителей, в то время как детей увлечь не сложно, им всегда все интересно. С родителями было сложнее.
В течении реализации проекта, воспитатели в доступной форме знакомили детей с культурой мордовского народа, используя следующие методы:
– рассматривание национальной одежды, мордовской игрушки;
– чтение мордовских сказок;
– слушание мордовских песен, мелодий;
– знакомство с мордовскими танцами.
Проводились беседы о Саранске, о республике.
В образовательной деятельности дети изучили элементы национального мордовского орнамента, а так же выучили несколько мордовских слов, выражений.
В рамках данного проекта прошли следующие мероприятия:
– рисование «Укрась мордовское платье (панар)», на котором дети знакомились с элементами мордовского орнамента, и сами украшали заготовки;
– открытое комплексное занятие для воспитателей «Приобщение детей к мордовской культуре»;
– итоговым мероприятием проекта стала театральная постановка мордовской сказки «Как собака друга искала», в которой прозвучали мордовские песни, частушки, народный хоровод, подвижная игра, был показан танец в исполнении детей. Здесь необходимо отметить, что все было поставлено на мордовском языке.
Постановка сказки была показана воспитателям и учителям. Дети с огромным удовольствием выступали так же перед родителями.
На итоговом мероприятие участвовали представители ОО «Ульяновской областной мордовской национально-культурной автономии», они высоко оценили труд педагогов и детей. По окончанию мероприятия было получено приглашение на III Областной мордовский праздник «Шумбрат-2016», где дети исполнили частушки и песню «Луганяся келуня».
Хочется отметить, что данная песня одна из самых популярных в мордовской культуре, и на площадках городского праздника она звучала не только из уст наших детей. Дети несколько смутились, услышав данную песню еще до своего выступления, растерялись. Но педагогический опыт воспитателей помог настроить юных артистов на нужный лад. И они выступили ярко, задорно, покорив публику.
Так же дети с огромным интересом пообщались с представителями мордовской культуры, увидели выставки различных ремесел, попробовали блюда национальной кухни, пообщались с носителями языка.
Стоит отметить, что работа по приобщению к мордовской культуре именно с данными детьми прошла на высоком уровне, поскольку не каждый педагогический проект имеет выход на столь высокий уровень. Когда педагог дает материал интересно, с энтузиазмом, сам «заражен» темой, то и детям интересно. Здесь стоит вспомнить Д. Б. Эльконина, который отмечал большую роль эмоциональной оценки происходящего взрослым.
Каких же результатов добились педагоги? Дети с уважением относятся к мордовской культуре, быту. Знают основные элементы национального мордовского костюма и могут их использовать художественном творчестве. Владеют минимальным запасом мордовских слов. Могут рассказать о мордовской матрешки. Знакомы с литературным мордовским творчеством. Участие в данном проекте дало детям уверенность в себе. Данное чувство очень важно в старшем дошкольном возрасте, поскольку впереди школа, где необходимо быть успешным, а успешность и уверенность близкие чувства.
В последние время, очень много говориться о взаимодействие детского сада и семьи, так вот здесь стоит отметь, что данный проект сплотил и родителей, и детей, и педагогов. Родители активно участвовали во всех мероприятиях, проходящих в рамках проекта. Хотя в первые дни, не все родители хорошо отнеслись к идеи изучения мордовской культуры. По окончанию проекта не осталось ни каких сомнений в том, что данная работа проведена не зря.
Работа по приобщению детей к культуре народов Поволжья в дошкольном возрасте идет во многих детских садах, но тем не менее она остается важной и актуальной до сих пор. Культура любого народа- богатство, плодотворная почва для развития детей. И наша работа будет продолжаться в данном направлении.