Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт как форма сопровождения детей, не посещающих детский сад | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (5) июнь 2016 г.

Дата публикации: 16.03.2016

Статья просмотрена: 2210 раз

Библиографическое описание:

Рыбаченко, А. Б. Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт как форма сопровождения детей, не посещающих детский сад / А. Б. Рыбаченко, М. Ф. Барба, Е. В. Харсекина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/823/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ранний возраст — совершенно особый период — период созревания всех органов и систем. Многие ученые мира считают, что половину пути умственного развития ребенок проходит впервые 3 года жизни. Выдающиеся педагоги Н. М. Аксарина, Л. С. Выготский, определяют период раннего детства как особый, важнейший стартовый этап в жизни человека. Для быстрого развития ребенка характернобыстрое установление связей с окружающим и медленное их закрепление.Также характерны неустойчивость, незавершенность формирующихся умений ребенка. Должна быть повторность в обучении и самостоятельной практике, поэтому при обучении малыша следует учитывать положение о том, чточем младше ребенок, тем требуется больше повторов при формировании каких-либо его умений.Так, на 1-м году жизни в течение дня необходимо совершать несколько повторов, на 2-м году — несколько раз в неделю, а на 3-м — несколько раз в месяц. Кроме того, совершенно необходима связь организованных взрослым игр и самостоятельной практики ребенка. Нужно специально подготовить условия для того, чтобы дошкольник после таких игр смог осуществить это в своей самостоятельной деятельности. [2]

В раннем возрасте основой становления личности является предметно-игровая деятельность. Миновав её невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.

Игра — один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности. Например, уже к концу третьего года жизни дети во многих игровых ситуациях свободно владеют различными способами отображения действительности. Если двухлетний ребёнок, умывая куклу, тщательно воспроизводит все известные ему действия, то на третьем году он уже способен заменить в игре развёрнутые детальные действия обобщённым — жестом, обозначающим умывание или, не производя действия, заменить его словом («Кукла уже умылась»).

Переход от действий к их словесному обозначению свидетельствует о появлении у малыша способности к абстрактному мышлению, а следовательно, и о важнейших преобразованиях в интеллектуальной сфере. [1]

Важную роль в развитии ребенка играет сенсорное развитие ребенка — это его восприятие и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет — наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

В раннем детстве восприятие очень несовершенно. Ребёнок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнаёт предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами. [4]

Освоение новых ориентировочных действий позволяет ребёнку выполнять задания, предполагающие выбор по образцу, который выступает при этом меркой. Такое задание является более сложным для ребёнка, чем простое узнавание, потому что он понимает, что существуют предметы, имеющие одинаковые свойства. Выбор по образцу затрудняется, если предложить малышу много разнородных или имеющих сложную форму, много частей и разнообразно раскрашенных предметов. Подчеркнём,что сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету.То есть новые действиявосприятия осваиваются, прежде всего, в отношении более знакомых и более важных с точки зрения практической деятельности признаков.

Одна и та же игрушка в разном возрасте может нести для ребенка разную информацию. Так, например, игрушка-пирамидка. Сначала она интересна тем, что можно снимать колечки. Эти колечки потом можно куда-нибудь надеть: обратно на штырек, на ручку, на ножку стула и т. д., покатать или просто разбросать (даже в этом есть свой исследовательский смысл). Становясь старше, ребенок начинает подмечать, что все колечки разного размера. Он пытается расположить их от самого большого до самого маленького, и наоборот. Если колечки разного цвета, вскоре ребенок заметит и это и будет пытаться разложить их по цвету Единственный момент: эта пирамидка не должна постоянно «маячить» перед глазами малыша, иначе он просто потеряет к ней интерес, остановившись на стадии «разбросать колечки».

Любую игрушку взрослым следует убрать, как только они поймут, что малыш ею «наигрался». Для какой-то игрушки это 3 дня, для другой — неделя, а для какой-то и вовсе 2 часа. Через определенное время ее можно будет снова предложить ребенку, ведь, как говорится, «все новое — это хорошо забытое старое». И он будет играть с этой игрушкой уже по-новому, имея больший «багаж знаний», чем при первом знакомстве с ней.

При выборе и покупке игрушки не стоит забывать и о том, что покупается она для ребенка, а значит, должна соответствовать его возрасту. Например, не стоит покупать двухлетнему ребенку радиоуправляемый вертолет.

Ведь он будет играть с ним в соответствии со СВОИМИ знаниями и способностями. Следовательно, малыш быстро его сломает. А это лишнее разочарование для взрослых и расстройство для ребенка. [3]

Еще один важный момент. В стремлении максимально развить своего ребенка не нужно превращать его комнату в игрушечный магазин. Даже если все и разложено аккуратно по полочкам, не стоит надеяться на то, что малыш будет помнить, где что лежит, и выбирать игрушку по настроению, не трогая другие. Ничего подобного: чем больше игрушек в поле зрения ребенка, тем больше вероятность того, что он не будет их использовать по назначению. Он попросту перестанет их ценить: начнет кидать, разбрасывать везде, ломать и требовать новые. Для того чтобы этого не произошло,помните простые правила.

  1. Учитывайте возрастные особенности детского внимания! Например, трехлетнему ребенку для игры нужно не более 5–7 игрушек, остальное необходимо убрать подальше, чтобы они не были у него «на глазах» (в шкаф, кладовку и т. д.).
  2. Периодически меняйте игрушки! Причем нет необходимости постоянно покупать новые (об этом говорилось ранее). Например, 3 игрушки убрали, а 3 игрушки, которыми ваш ребенок давно не играл, достали.
  3. Игрушки должны быть разными по смысловой нагрузке. Маленькая неваляшка и большая неваляшка — это один тип игрушки, даже если они разного размера и цвета. Их можно использовать только для занятий мамы с ребенком, когда она объясняет понятия размера, цвета, формы и т. п. Но как только позанимались, одну неваляшку следует убрать.

Так как раннее предупреждение, диагностика, и коррекция психических и речевых нарушений является на сегодняшний день одной из актуальных проблем педагогики, в нашем детском саду МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27» реализуется альтернативная форма оказания бесплатных услуг семьям неорганизованных детей. Такой формой является консультативный пункт. Который помогает решить ряд проблем:

 Сокращение сети дошкольных учреждений и, как следствие, недостаток мест для детей раннего возраста;

 Снижение охвата детей дошкольным образованием;

 Педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста;

 Проблема адаптации ребенка к условиям ДОУ;

 Низкий уровень нервно-психического развития детей, поступающих из семьи в ДОУ;

 Большой процент детей имеют различные отклонения в поведении и развитии.

Целью деятельности консультативного пункта является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка раннего возраста, не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии, подготовка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Задачи консультативного пункта:

 Проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения);

 Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения);

 Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

 Осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

 Проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.

Работу пункта осуществляют следующие специалисты:педагог-психолог: определяет уровень актуального психического развития малыша. Проводит консультации по вопросам взаимодействия с ребенком; учитель-логопед: помогает ребенку наладить общение с окружающими доступными ему средствами коммуникации; учитель-дефектолог: помогает малышу в формировании необходимых знаний, умений, организуя оптимальную среду для познания окружающего мира.

Работа консультативного пункта находится на практическом этапе реализации модели интегрированного образования в Красноярском крае.

Каких результатов мы добились за время существования консультационного пункта:

 Увеличение процента охвата родителей неорганизованных детей раннего и младшего дошкольного возраста консультативной помощи;

 Формирование информационной готовности родителей неорганизованных детей к эффективной работе по профилактике психологических, речевых и интеллектуальных нарушений у детей раннего возраста;

 Повышение качества и эффективности просвещения родителей по вопросам развития детей раннего возраста;

 Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания;

 Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов, создание специально организованной педагогической среды.

Ранний возраст является уникальным и стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка!

Литература:

  1. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т. И. Оверчук. Сост. Р. А. Горб, И. М. Исаченкова. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  2. Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007
  3. Печора К. Л. развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
  4. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша.— М.: Просвещение, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, консультативный пункт, игрушка, нарушение развития, риск нарушения, Детский сад, дошкольный возраст, интеллектуальная сфера, консультативная помощь.

Похожие статьи

Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка

Консультационный центр в детском саду как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми от 2 месяцев до 8 лет, не посещающими ДОУ, включая детей с особыми образовательными потребностями (из опыта работы)

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Методические рекомендации для воспитателей по оформлению и организации уголка для родителей в ДОУ

Виртуальные экскурсии как одно из средств формирования ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Моделирование пространства в детском саду как условие успешного развития детей дошкольного возраста

Использование специальных методов и приемов в процессе обучения детей с РАС. Организация пространства в ДОУ

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей

Похожие статьи

Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка

Консультационный центр в детском саду как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми от 2 месяцев до 8 лет, не посещающими ДОУ, включая детей с особыми образовательными потребностями (из опыта работы)

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Методические рекомендации для воспитателей по оформлению и организации уголка для родителей в ДОУ

Виртуальные экскурсии как одно из средств формирования ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Моделирование пространства в детском саду как условие успешного развития детей дошкольного возраста

Использование специальных методов и приемов в процессе обучения детей с РАС. Организация пространства в ДОУ

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей

Задать вопрос