Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (5) июнь 2016 г.

Дата публикации: 01.05.2016

Статья просмотрена: 5696 раз

Библиографическое описание:

Богатырева, А. В. Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи / А. В. Богатырева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/838/ (дата обращения: 16.11.2024).



В логопедии понятие «Общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранённым интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. «При общем недоразвитии речи отмечается позднее её появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования…. Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи». («Основы теории и практики логопедии». Под редакцией Р. Е. Левиной).

Психолого-педагогическое изучение детей с первичными формами речевой патологии выявляет различную степень нарушения у них не только речевых, но и познавательных функций.

Один из подходов в оценке соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушениях речи принадлежит Е. М. Мастюковой, которая считает, что этот вопрос должен решаться дифференцировано, так как группа детей с нарушениями речи достаточно полиморфна и отличается многообразием форм. Каждой из них может соответствовать своя картина. Несформированность познавательной сферы зависит от выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности ЦНС.

Нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребёнка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда.

Многолетний практический опыт показывает, что у детей коррекционных групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: низкая способность к запоминанию и воспроизведению вербального материала, неустойчивость внимания, недостаточное развитие способности к переключению, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, своеобразие словесно-логического мышления, снижение уровня обобщения и осмысления действительности. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: необходимо параллельно с логопедической работой проводить с детьми коррекцию психических процессов, таких как восприятие, память, внимание, мышление.

Внимание — один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности ребенка. «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» К. Д. Ушинский.

Хорошее внимание — залог успешного обучения в школе. Ведь ребенок должен уметь сосредоточиться на объяснении педагога и выполнении задания, удерживать внимание достаточно длительное время, уметь переключать внимание с одного задания на другое.

Каковы же свойства и виды внимания и как в игровой форме развивать внимание?

Внимание иего развитие.

Свойства внимания.

Объемэто количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Объем внимания ребенка 1–5 объектов. Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом. По мере овладения техникой чтения увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения.

Игра «Три задания»

Ход игры. Взрослый называет ребенку сразу три задания, которые ему предстоит выполнить: «Хлопни в ладоши; подпрыгни на месте; назови любую игрушку». Постепенно задания можно усложнять и увеличивать их количество.

Игра «Цифры-фигуры».

Оборудование. Карточки с геометрическими фигурами.

Ход игры. Взрослый называет несколько цифр (3–4) и при этом показывает картинки с геометрическими фигурами. Ребенок должен запомнить и назвать и цифры, и фигуры.

Устойчивостьэто длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.

Игра «Где чей домик?»

Оборудование: картинка с изображением семи разных животных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками.

Ход игры. Ребенку нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если ребенок не справляется, тогда разрешается использование вспомогательного материала (палец, карандаш и т.д).

Игра «Охотник»

Ход игры. Ведущий называет слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.

Игра «Ладошки»

Ход игры. Дети садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т. е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки «ладошки» поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

Концентрация — это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие.

Игра «Раскрась вторую половинку»

Оборудование: несколько наполовину раскрашенных картинок.

Ход игры. Ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т. д.).

Игра «Рисуем под диктовку»

Оборудование: листы в клетку и карандаши для каждого участника

Ход игры. Ведущий диктует графический диктант. Если дети слушали внимательно и выполняли все, что скажет ведущий, то у них должен получиться человек. (см. рис.1).

Рис. 1.

Распределение — это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т. е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними.

Игра «Дешифратор»

Оборудование: альбомный лист с напечатанным крупно алфавитом, все буквы обозначены цифрами, например А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 и так до конца алфавита.

Карточка размером 15х6 см, где, числами закодировано слово.

Ход игры. Каждому ребенку выдается карточка с закодированным словом. Дети, пользуясь алфавитом, расшифровывают его.

Игра «Лови не лови».

Ход игры. Дети становятся в круг. У играющих два мяча, которыми они перебрасываются — светлый и темный. Светлый мяч нужно ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча. Если бросающий темный мяч говорит: “Лови”, ловить нельзя. Пытающийся поймать мяч выбывает из игры. В середине круга находится ведущий, он бросает мячи, упавшие внутри. Игра заканчивается тогда, когда останется 2–3 игрока, которым все хлопают и считают их победителями

Переключение — это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.

Игра «Карлики-великаны»

Ход игры. Ведущий называет слова, когда он говорит «великаны», ребенку надо поднять руки вверх, «карлики» — присесть на корточки. Можно несколько раз подряд говорить только «карлики» или наоборот «великаны». Когда ребенок уже хорошо разберется в правилах игры, ведущий начинает его путать: говорит «карлики», а сам поднимает руки вверх.

Игра «Красно-черные таблицы»

Оборудование: таблицы с числами или буквами красного и черного цвета, порядок которых постоянно меняется.

Ход игры. 1 этап — рассмотреть таблицу и найти все числа (буквы) черного цвета по порядку от 1 до 12 (от а до л). 2 этап — рассмотреть таблицу и найти все числа (буквы) красного цвета в обратном порядке от 12 до 1 (от л до а). 3 этап — необходимо искать поочередно числа (буквы) черного цвета в прямом порядке и числа (буквы) красного цвета в обратном.

Виды внимания:

Вид внимания

Игры на развитие внимания

Зрительное внимание

1). Игра «Найди два одинаковых предмета»

Оборудование: карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые.

Ход игры. Требуется найти два одинаковых предмета и объяснить свой выбор.

2). Игра «Найди отличия»

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий.

Ход игры. Ребенку предлагается найти как можно быстрее, чем отличаются картинки.

3). Игра «Бусы для куклы»

Оборудование: бусины, шнурок (нитка или проволока), схема или образец.

Ход игры. Ребенку рассказывается история о том, как кукла Маша собиралась в гости, но рассыпала бусы. Раньше бусы выглядели вот так (показывается схема или образец). Ребенку предлагается собрать точно такие же бусы, чтобы кукла Маша могла пойти в гости.

4). Игра «Корректор»

Оборудование: листы с крупным печатным текстом, ручка.

Ход игры. Ребенку предлагается найти и вычеркнуть в тексте какую-нибудь букву (например «А»). Ребенок должен двигаться строго по строчке. Результат фиксируется. Задание можно усложнить: дать ребенку задание одну букву вычеркивать (например, «А»), а другую букву обводить в круг (например, «О»)

Слуховое внимание

1). Игра «В лесу»

Ход игры. Дети встают в круг. Выбирается один ребенок, он встает в центр и закрывает глаза. Ведущий говорит: «(имя ребенка), ты сейчас в лесу, мы тебе кричим: «Ау!» Глазки крепко закрывай, кто позвал тебя, узнай!». Ведущий показывает на одного ребенка из круга, этот ребенок должен сказать «Ау!». Ребенок в круге должен догадаться, кто его звал.

2). Игра «Исключение лишнего».

Ход игры. Ведущий называет пять слов, одно из которых лишнее. Ребенок должен назвать какое.

3). Игра «Барабанщик»

Оборудование: барабан и барабанные палочки

Ход игры. Ребенку предлагается воспроизвести по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочками по барабану.

4). Игра «Четыре стихии»

Ход игры. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Задача усложняется, когда ведущий говорит одну стихию, а показывает другую.

Моторно-двигательное внимание

1). Игра «Запрещенное движение»

Ход игры. Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

2). Игра «Кто летает?»

Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает «летает» и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.

Литература:

  1. «Основы теории и практики логопедии» / под ред. Левиной Р. Е.
  2. Волковой Л. С. «Логопедия» под ред.
  3. Мастюкова Е. М., Филичева Т. В., Жукова Н. С. «Логопедия»
  4. Селивёрстова В. И., Денисова О. А., Поникарова В. Н., Захарова Т. В. «Детская логопсихология» под ред.
  5. Карпова С. И., Мамаева В. З. «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»
  6. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачёва В. В.
  7. «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников»
  8. «Развиваем внимание. Развиваем память» Гаврилина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В.
  9. «Обведи и объясни» Альбом упражнений по развитию словесно-логического мышления у детей с нарушениями речи Ткаченко Т. А.
  10. «Найди и обведи» Альбом упражнений по развитию внимания у детей с нарушениями речи Ткаченко Т. А.
  11. «Учись сравнивать и запоминать» Козырева Л. М.
  12. «Большая книга заданий и упражнений по развитию логики малыша» Светлова И. Е.
Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, ребенок, игра, ведущий, внимание, оборудование, буква, вид внимания, нарушение речи, черный цвет.
Задать вопрос