Экотуризм с использованием скандинавских палок как форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ на основе интеграции физического развития и экологического воспитания детей | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (5) июнь 2016 г.

Дата публикации: 16.05.2016

Статья просмотрена: 633 раза

Библиографическое описание:

Кожухова, Ю. В. Экотуризм с использованием скандинавских палок как форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ на основе интеграции физического развития и экологического воспитания детей / Ю. В. Кожухова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/916/ (дата обращения: 19.12.2024).



МБДОУ № 23 города Новороссийска несколько лет работает с инновационным образовательным проектом «Экологический туризм с использованием скандинавской ходьбы как способ формирования социокультурных ценностей воспитанников и их семей». В своей профессиональной инновационной деятельности инструктора по физической культуре я интегрирую две образовательные области — физическое и познавательное развитие в части экологического воспитания. Что явилось первопричиной выбора инновационной темы в моей работе?

  1. Врождённые патологии, низкий иммунитет, нарушение осанки, плоскостопие у детей.
  2. Недостаточное методическое обеспечение по образовательной области «Физическое развитие» с учётом регионального компонента Краснодарского края и близости к Черному морю.
  3. Низкая компетентность многих родителей в вопросах оздоровления детей.

В практике ДОУ существует много апробированных традиционных здоровьесберегающих форм — рациональное питание, закаливание, плавание. Мы же пытаемся найти новые инновационные пути решения проблем, с которыми сталкиваемся.

Педагогический коллектив заинтересовал новый в России вид ходьбы — «Скандинавская ходьба». Что же это такое и можно ли использовать ее в дошкольной организации?

Это относительно новое направление в физической культуре, появившееся в 90-е годы в Финляндии. Оно вобрало в себя технику различных видов спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы). В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для детей с различной физической подготовкой. Такая ходьба действительно подходит всем детям и дает положительные результаты для сердца, сосудов, дыхания и развития мышц.

Преимуществами скандинавской ходьбы в работе с дошкольниками являются:

Доступность (в любом месте, в любое время, легко обучиться, для любого возраста).

Естественность (близость к природе, техника повторяет естественные движения тела).

Высокая эффективность (европейские исследования подтвердили более 40 оздоровительных воздействий на организм).

Безопасность (ходьба нетравматична, отсутствуют высокие нагрузки и излишнее напряжение, нет противопоказаний).

Воздействие скандинавской ходьбы на организм:

  1. Тренирует 90 % мышц всего тела.
  2. Улучшает работу сердца и кровеносных сосудов.
  3. Улучшает работу дыхательной системы.
  4. Укрепляет все мышцы.
  5. Снижает нагрузку на коленные и тазобедренные суставы.
  6. Поднимает настроение.
  7. Снимает стресс.
  8. Повышает иммунитет.
  9. Способствует улучшению осанки.
  10. Сжигает жир.

Например, при занятиях бегом используется 45 % мышц тела, при езде на велосипеде 50 %, при скандинавской ходьбе 90 %. Считается, что не работают только мышцы лица. Но если человек будет улыбаться от хорошего настроения, то стопроцентная работа организма обеспечена.

Исходя из полученной информации, была определена актуальность внедрения скандинавской ходьбы в занятия физической культурой.

Занятия скандинавской ходьбой:

‒ реализуют потребность ребёнка в двигательной активности с помощью нестандартного физкультурного оборудования;

‒ дают возможность расширять индивидуальный двигательный опыт, используя совокупность разных видов спорта, мало используемых в детских садах южного региона (лыжи, коньки);

‒ являются одним из эффективных средств для популяризации активного семейного досуга, а также для повышения психологического и физического здоровья семьи.

Было принято решение педагогами использовать скандинавские палки на третьем физкультурном занятии, которое проводится на улице, в старших и подготовительных к школе группах.

МБДОУ № 23 г. Новороссийска — это новый современный детский сад, имеющий довольно большую и достаточно рельефную территорию. Все участки и спортивная площадка между собой соединяются дорожками — это даёт возможность составить разнообразные маршруты и создаёт благоприятные условия для организации и проведения скандинавской ходьбы на базе данного детского сада.

Для физкультурно-оздоровительной работы было создано авторское методическое обеспечение. Туда вошли:

1) консультации для родителей и воспитателей;

2) конспекты занятий физической культурой с использованием скандинавской ходьбы, которые соответствуют календарно-тематическому плану ДОУ и состоят из дыхательной гимнастики, небольшой беседы по теме недели, подвижной и пальчиковой игры;

3) схемы-маршруты (1 схема на 2 занятия), разные по нагрузке (прямые или рельефные), имеющие разные препятствия (камни, бревна, ступеньки);

4) комплексы общеразвивающих упражнений со скандинавскими палками для разминки перед началом ходьбы (1 комплекс на 2 занятия);

Для того чтобы и детям, и воспитателям было более удобно и продуктивно заниматься, на территории детского сада определили места остановок — привалов и оборудовали их:

‒ организовали места, где детям можно легко повесить на крючки скандинавские палки, для безопасного проведения другого вида детской деятельности на привале;

‒ сделали разметку на асфальте, чтобы дети могли быстро занять свои места-«домики» для проведение разминки с палками в начале занятия или же поиграть в подвижную игру (например: «Птички в гнёздышки») в конце занятия, при этом воспитателю не нужно выносить на улицу дополнительное оборудование;

‒ проложены из тротуарной плитки дополнительные дорожки — тропинки по холмистой территории ДОУ.

Созданную развивающую предметно-пространственную среду воспитатели используют во время прогулок и для проведения утренних зарядок, физкультуры, подвижных игр на улице.

В своей работе я максимально учитываю климатические условия Южного региона. Поэтому, не только использую скандинавские палки при организации дозированной ходьбы и мини-походов, но и с апреля по октябрь занятия по физкультуре провожу на свежем воздухе. В это время больше внимания уделяем бегу как на скорость, так и на выносливость. Поначалу детям было непривычно бегать на более длинные дистанции, они пытались успеть поговорить и начинали кашлять или отставать от других, но затем втянулись, и мы уже могли не только увеличивать дистанцию, но и скорость. И, самое главное, им это нравится.

На начальном этапе, перед внедрением скандинавской ходьбы в детском саду для педагогов были проведены консультации, практикумы, мастер-классы, где осуществлялось ознакомление со скандинавскими палками, техникой ходьбы и методикой проведения данного вида двигательной активности. Использовались такие формы работы, как круглый стол и семинар. Коллективом обсуждались все плюсы и минусы данной темы, разрабатывались разные маршруты по длине и сложности, учитывая возрастные особенности детей, разрабатывалась система контроля.

В работе с детьми использую индивидуальную, подгрупповую и групповую формы работы, которые довольно разнообразны. Это занятия, беседы, игры, экскурсии, походы, развлечения, выставки.

ФГОС дошкольного образования направляет нас на поиски новых форм взаимодействия с родителями. Использование скандинавской ходьбы в детском саду поддержали родители воспитанников, и это стало благодатной почвой для сотрудничества с ними.

После того, как систематически стала проводиться дозированная ходьба со скандинавскими палками, по пути маршрута дети стали задавать больше вопросов, проявлять познавательный интерес, любознательность. В процессе ходьбы дети обращали внимание на всё, что им попадалось на пути: цветы, деревья, птицы, муравейники. По этой причине было предложено воспитателями совместить двигательную активность с экологическим воспитанием, что органично интегрировалось по содержанию. Так появился новый виток развития инновации с последующим прохождением этапов создания системной продуктивной работы.

Решено было расширить экологическую среду ДОУ. На уличной территории были выстроены крольчатник, птичник, террариум, пруд, метеостанция. Родители охотно сотрудничали с детским садом и своими руками соорудили данные объекты.

Наш детский сад новый, деревья на территории ещё маленькие, но в шаговой доступности от нас находится стадион, парковая зона, парк Дома культуры, лес. Всё это помогает проводить интересные экскурсии и мини — походы. Мы начали приглашать родителей на совместные развлечения и им это очень понравилось. По инициативе родителей воспитанников была введена новая для нашей организации форма работы — семейный клуб выходного дня «Любознайка».

Для повышения компетентности родителей провелись консультации и мастер- классы. И, как итог, была создана дополнительная образовательная программа клуба «Любознайка». Совместно с семьями воспитанников обсуждаются и разрабатываются маршруты выходного дня, которые проходят 1 раз в месяц. К походу семьи готовятся заранее, так как каждый из маршрутов подчинен определенной актуальной познавательной теме для детей. Так, например, в зимнее время проводился поход на Суджукскую косу, которая находится у побережья Черного моря в Новороссийске. Родители с детьми узнали о том, какие водоплавающие птицы прилетают в зимний период в наш край. Узнали более подробно о разнообразии их, особенностях. Поход с целью проведения экологической акции «Помоги птицам зимой» наполнил мероприятие значимостью, позволил детям проявить сопричастность в вопросе бережного отношения к «братьям нашим меньшим», покормить птиц в сложный для них зимний период. Интересно прошли мероприятия «Дружные семейки на тропинках здоровья»; «Путешествие с Лесовичком»; поход в городской парк «Знакомство с экзотическими птицами». Все мероприятия проводятся с участием педагогов, воспитанников и их семей, что позволяет неформально взаимодействовать участникам образовательного процесса на основе интересного, познавательного и оздоровительного досуга.

В экологическую работу включаются люди разных поколений. Часто детей в детский сад водят дедушки и бабушки. Некоторые из них проявили свою инициативу, стали участвовать в походах со скандинавскими палками в клубе «Любознайка», приглашать в свои частные приусадебные хозяйства. Таким образом, у нас стали появляться новые познавательные маршруты под названием «В гости к бабушке», где дети могут познакомиться с домашними животными, растениями, которые растут в теплицах и на грядках у наших бабушек.

Перспективой профессиональной деятельности в своей работе ставлю:

‒ распространение опыта интеграции физического развития и экологического воспитания среди дошкольных учреждений;

‒ приобщение к здоровому образу жизни педагогического коллектива ДОУ, семей воспитанников через использование в работе экологического туризма со скандинавской ходьбой;

‒ поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников.

В заключении хочется отметить, что профессионализм педагогов детского сада позволяет подойти системно к организации данной инновационной деятельности. А так же, результат анализа, проведенного по физическому и экологическому воспитанию детей, показывает положительную динамику. И это не может не радовать наш коллектив.

Литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- 3-е изд. — М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015.- 130с.
  2. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». — М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016. — 108с.
  3. Журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. — М: «Сфера», 2015. — 26с.
  4. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 21с.
  5. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет.- Воронеж. «Педагогика нового времени», 2009. — 5с.
Основные термины (генерируются автоматически): скандинавская ходьба, детский сад, ребенок, физическая культура, двигательная активность, палка, семья воспитанников, экологическое воспитание, выходной день, Южный регион.

Похожие статьи

Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей

Социализация дошкольников через модель игрового взаимодействия родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов, родителей и детей в целях вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс и повышения педагогической компетентности родителей

Взаимодействие ДОО и семьи в формировании мотивированной потребности в освоении ценностей ЗОЖ посредством проектной деятельности

Социализация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через мероприятия, проводимые в рамках взаимодействия социального партнерства (из опыта работы)

Улучшение качества образования и здоровьесбережения детей дошкольного возраста посредством использования игрофикации при проведении занятий по английскому языку в двигательной деятельности

Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Похожие статьи

Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей

Социализация дошкольников через модель игрового взаимодействия родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов, родителей и детей в целях вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс и повышения педагогической компетентности родителей

Взаимодействие ДОО и семьи в формировании мотивированной потребности в освоении ценностей ЗОЖ посредством проектной деятельности

Социализация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через мероприятия, проводимые в рамках взаимодействия социального партнерства (из опыта работы)

Улучшение качества образования и здоровьесбережения детей дошкольного возраста посредством использования игрофикации при проведении занятий по английскому языку в двигательной деятельности

Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Задать вопрос