Брейн-ринг "Развитие самостоятельности как залог успешного обучения в школе" (из опыта работы)
Автор: Топоривская Людмила Михайловна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (5) июнь 2016 г.
Дата публикации: 08.05.2016
Статья просмотрена: 291 раз
Библиографическое описание:
Топоривская, Л. М. Брейн-ринг "Развитие самостоятельности как залог успешного обучения в школе" (из опыта работы) / Л. М. Топоривская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/917/ (дата обращения: 16.11.2024).
Здравствуйте, уважаемые коллеги и родители!
Сегодня проводится брейн-ринг по теме "Развитие самостоятельности, как залог успешного обучения в школе". Вам, самым умным, самым разумным, самым любознательным, конечно же, самым интеллектуальным предстоит дать уверенные твёрдые ответы по данной теме, которые помогут освежить в памяти знания о психологии и физиологии развития ребёнка-дошкольника.
Вступительное слово.
Проблема, поднятая учителями начальной школы: «Недооценивание навыка сформированности самостоятельности при поступлении ребенка в школу, как родителями, так и педагогами ДОУ».
Самостоятельность — это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Самостоятельность воспитанника — залог его успешного обучения в школе.
Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:
– стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей
– умение ставить цель деятельности
– осуществление элементарного планирования деятельности
– реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели
Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен регулировать свое поведение в соответствии с необходимостью. «… У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это — первое самостоятельное проявление ребенком силы воли…». С переходом к школьному обучению характер самостоятельности меняется: ребенок должен самостоятельно ориентироваться в ситуации, мыслить самостоятельно, высказывать свою точку зрения.
Ход игры.
— Предлагаю объединится в две команды:
"МУДРАЯ СОВА" (родители) и "ЗНАТОКИ" (воспитатели ДОУ)
— И так, начинаем наш брейн-ринг.Результаты ответов команд будет отображать табло.
Раунд №1. «Педагогическая разминка»
— Каждой команде предлагается по 3 вопроса, на которые нужно быстро ответить: ДА-НЕТ
Вопросы для команды "МУДРАЯ СОВА"
- Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:
– Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).
– Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).
– Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п. ДА
- Мотивация — процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей. ДА
- Виды мышления по мере их развития следуют:
наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое. НЕТ
(правильно: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое)
Вопросы для команды "ЗНАТОКИ"
- Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:
– Накрывать на стол, убирать посуду после еды.
– Подметать небольшой метлой дорожку во дворе.
– Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение). ДА
- Готовность к школьному обучению — это развитие психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста. НЕТ
(правильно: — это совокупность физиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста)
- Игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли, правила — это структурные элементы игры. ДА
Раунд №2 "Вопрос"
Отвечает та команда, которая первая поднимет свою эмблему вверх.
— Самостоятельность формируется на основе разнообразных психических процессов и связана с ними. Назовите эти психические процессы.
Самостоятельность тесно связана с мышлением, ибо любая задача, которую приходится решать малышу, требует от него определенного ее осмысления, принятия решения и умения практически выполнить эту задачу. Интеллектуальные возможности вашего сына или дочери сказываются на их самостоятельности, придают ей определенное своеобразие. Владеет ли ваш ребенок тонкой наблюдательностью, гибким умом, благодаря которому он быстро ориентируется в любой жизненной ситуации, или же, наоборот, медлительным, инертным умом? Глубоко ли он (пусть в возможных для дошкольника рамках) анализирует явления или же поверхностно подходит к вопросу? Все это характеризует его самостоятельность с качественной стороны.
Самостоятельность тесно связана с волей, потому что решение задачи требует от вашего ребенка целеустремленности, волевых усилий, умения проявлять настойчивость. Волевые черты личности являются стержнем самостоятельности. У самостоятельного ребенка всегда достаточно сильно развита воля, он решителен в своих выборах и оценках, уверен в достижении цели. Зависимый ребенок всегда безволен. Он, даже если и владеет знаниями, не умеет самостоятельно реализовать свои способности.
Существует определенная связь между самостоятельностью и эмоциями ребенка: задача, которую ему для решения предлагает взрослый, должна стать его задачей, приобрести для него смысл, стать переживанием. Характер чувств, которые проявляет ваш ребенок во время самостоятельного исполнения, связан с его интересами. Хорошо, если его чувства высокие — он переживает радость успеха, счастье от преодоления трудностей. Значительно хуже, если при столкновении с препятствиями ребенок проявляет невыдержанность, грубость.
Следовательно, для того, чтобы ребенок-дошкольник был самостоятельным, мы должны развивать его интеллект, волю и эмоции.
Раунд №3 "Вопрос"
— Детский психолог Венгер Леонид Абрамович отмечал, что взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. Чем это плохо?
На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития самостоятельности.
Сегодня ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия. Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Самостоятельный ребёнок — тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться.
Раунд №4 "Вопрос"
— Как сказывается уровень самостоятельности ребенка на школьном обучении?
Самостоятельность — развивающееся качество. То, что заложено в дошкольные годы, трудно переоценить. Именно в это время закладываются механизмы самостоятельности, развивается стремление к независимым и результативным действиям. Не заглушить, а поддержать, укрепить, развить всем известное детское "Я сам" — задача взрослых.
Первоклассник, у которого не развита самостоятельность, испытывает в школе серьезные нервно-психические и практические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий учителя.
Раунд №5 "Аукцион педагогических идей"
— Предлагаю за 1 минуту написать и потом назвать как можно больше традиционных и нетрадиционных форм проведения совместных мероприятий с родительской общественностью по вопросу о развитии самостоятельности старших дошкольников
(посиделки, открытый микрофон, круглый стол, мастер-класс, семейный калейдоскоп, вечер вопросов и ответов, заседания семейного клуба, новоселье группы, вечер при свечах, встречи со специалистами, устный журнал, конференции, трудовой десант и т. д.)
— Ты — мне, я — тебе. Давай меняться. Команды, обменяйтесь листами, зачитайте ответы.
Раунд №6 "Кроссворд"
1. Помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, воли, эмоций, самостоятельности (Игрушка)
2. Самая интересная форма общения с детьми (Конкурс)
3. Инициативный ребёнок, который в свои работы вносит творчество, создаёт их сам (Творец)
4. Положительный отзыв о ком-либо, чём-либо, высказываемое одобрение кого-либо, чего-либо (Похвала)
5. Один из приемов активизации детей (Игра)
Наступило время подведения итогов брейн-ринга.
Заключительное слово.
"Учить плавать, бросая ребенка в воду" — тактика ошибочная, т. к. ребёнок передвигается по ступеням
Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Самостоятельность — обязательный атрибут взрослости. Противоположность самостоятельности — несамостоятельность, а то и беспомощность.
Одним из отработанных в культуре путей воспитания самостоятельности является армейский стиль воспитания: "Ничего, когда я вырасту, то…" — Вот знак вопроса?
Литература:
- Гуськова Т.В., Что такое самостоятельный ребёнок. //Д.в.1988. — № 11, 60-64
- Жарова Л. В. Учить самостоятельности. — М.: «Просвещение», 1993
- Каплан Л.И. Первые проявления самостоятельности. /Каплан Л.И. Посеешь привычку — пожнёшь характер. — М., 1980
- Самостоятельность и условия её развития у дошкольников. Самостоятельный... Это какой? http://lib.znaimo.com.ua/docs/154/index-6654.html
- Теплюк С. Истоки самостоятельности (дошкольника)//Д.в.1991. — № 7, 67-71
- Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. //Д.в.2002. — № 8, 28-29