Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников
Автор: Коновалова Галина Александровна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 07.08.2016
Статья просмотрена: 2549 раз
Библиографическое описание:
Коновалова, Г. А. Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников / Г. А. Коновалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1198/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматриваются игровые приемы коррекционной работы по автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
Ключевые слова: автоматизация звука, изолированный звук, тяжелые речевые нарушения, логопедические занятия, игровые приемы
Автоматизация звука — это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолированно, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка произносящего тот или иной звук неправильно, сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала быстро надоедает ребенку, утомляет его и вызывает нежелание заниматься. Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к логопедическим занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия взрослые превращают в интересную и увлекательную игру.
Использование различных игровых приемов и упражнений позволяет решить сразу несколько задач:
– пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
– расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
– повысить познавательную активность и работоспособность детей;
– активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
– плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
– увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Предлагаемые игровые приемы предназначены в основном для автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
Некоторые игровые приемы:
Кто дольше?
Ребенок и взрослый соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, снежинкой, листочком, кружочком и т. д.). Данную игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.
Кто больше?
Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т. д.). За каждое правильное произнесение звука или слога взрослый и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения.
Научи мишку
Взрослый берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Мишка в роли ученика.
Повтори для лисички
На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Взрослый подыгрывает ребенку: «Как лисичке понравилось! Мишка не расслышал, повтори-ка еще раз!»
Пчелка жужжит
Игра используется для автоматизации звука [ж]. Взрослый просит ребенка помочь пчеле собрать с цветов вкусный нектар и отнести его в улей. Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [ж], ведет пальцем по дорожке. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] — комарика; для [ш] — змеи и т. д.
Покажи, как ползет, как едет…
«Показать», как ползет черепаха, улитка, божья коровка, едет машинка. Ребенок ставит палец на начало маршрута и, произнося слог с автоматизируемым звуком, ведет пальцем по дорожке.
Песенки
Игра используется для автоматизации звука [ш]. Взрослый предлагает ребенку повторять слоговые песенки вместе со змейкой: ша–шо–шу–ши… и т. д. Для автоматизации звука [ж] выбирается картинка-символ жука; для [ч] — паровозика; для [р] — тигра; для [л] — самолета; для [з] — комара и т. д.
Собери пирамидку
Ребёнок нанизывает колечки на стержень пирамидки. Одновременно он произносит заданный звук или слог.
Намотай шнурочек на катушку
Ребёнок наматывает шнурок на катушку. Одновременно он произносит заданный звук или слог.
Упражнение смассажными колечками-пружинками
Ребенок поочередно надевает массажные колечки-пружинки на каждый палец, правильно повторяя звук или слог.
Упражнение смассажным мячиком
Ребенок катает массажный мячик между ладонями, произнося при этом заданный звук или слог. Также массажный мячик можно подбрасывать вверх.
Кукла из пластмассовой бутылочки
Под пробкой-шапочкой нарисуйте смешную рожицу, а вместо рта проделайте отверстие диаметром 1–1,5 см. Предложите ребенку: «Давай покормим куклу макаронами!» Ребенок кормит куклу макаронами и одновременно произносит заданный звук или слог.
Бусы для любимой мамы
Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизывая макаронины на шнурок произносить заданный звук или слог.
Рыбалка
Сделайте удочку — к палочке привяжите шнурок с магнитом на конце, или купите игрушечную удочку. Приготовьте тазик, бросьте в него разноцветные бельевые прищепки, к которым прикреплены карточки с гласными буквами и ловите их магнитом.
Ребенок вылавливает карточки с гласными буквами, подставляет их к карточке с необходимой согласной буквой и прочитывает прямые и обратные слоги. Игра проводится с детьми 5–7 лет, которые знают буквы.
Данные игровые приемы позволяют разнообразить процесс автоматизации звуков, помогают поддерживать интерес к логопедическим занятиям, способствуют правильному произношению звуков, развивают внимание, память, положительные эмоции у дошкольников.
Литература:
- Комарова Л. А. Альбомы по автоматизации звуков. — М., ГНОМ и Д, 2009г.
- Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М., Владос, 1994.
- Логопедия: Учебное пособие./ Под ред. Л. С. Волковой. М., Просвещение, 1989.
- Косинова Е. М. Азбука правильного произношения. — М., Эксмо, 2005г.
Ключевые слова
игровые приемы, автоматизация звука, логопедические занятия, изолированный звук, тяжелые речевые нарушенияПохожие статьи
Методические приемы по развитию зрительного восприятия у детей с речевыми нарушениями в период овладения навыками чтения
В статье автор описывает приемы и упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями речи, что важно для формирования навыка беглого и правильного чтения.
Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)
В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.
Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии
В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...
Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения
Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и...
Играем — мелкую моторику развиваем!
В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.
Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматриваются проблемы, посвященные коррекционной работе по формированию и развитию вокальных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певче...
Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов
В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.
Методы и приёмы развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР
В данной статье описывается взаимосвязь мышления и речи, рассматриваются методы и приёмы развития мыслительных операций старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Методическая разработка «Ритмические пословицы» для коррекции темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием
В статье представлена методическая разработка «Ритмические пословицы» для чтения на логопедических занятиях по коррекции темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием.
Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Автор анализирует коррекционные возможности игровой терапии, как метода и формы обучения дошкольников. Детально представлен методический материал по организации и проведению логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР посред...
Похожие статьи
Методические приемы по развитию зрительного восприятия у детей с речевыми нарушениями в период овладения навыками чтения
В статье автор описывает приемы и упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями речи, что важно для формирования навыка беглого и правильного чтения.
Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)
В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.
Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии
В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...
Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения
Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и...
Играем — мелкую моторику развиваем!
В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.
Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматриваются проблемы, посвященные коррекционной работе по формированию и развитию вокальных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певче...
Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов
В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.
Методы и приёмы развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР
В данной статье описывается взаимосвязь мышления и речи, рассматриваются методы и приёмы развития мыслительных операций старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Методическая разработка «Ритмические пословицы» для коррекции темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием
В статье представлена методическая разработка «Ритмические пословицы» для чтения на логопедических занятиях по коррекции темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием.
Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Автор анализирует коррекционные возможности игровой терапии, как метода и формы обучения дошкольников. Детально представлен методический материал по организации и проведению логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР посред...