Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи «Умники и умницы»
Авторы: Карпова Мария Геннадьевна, Шабусова Лилия Сергеевна, Рыбаченко Алена Богдановна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 15.08.2016
Статья просмотрена: 6572 раза
Библиографическое описание:
Карпова, М. Г. Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи «Умники и умницы» / М. Г. Карпова, Л. С. Шабусова, А. Б. Рыбаченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 116-117. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1205/ (дата обращения: 19.12.2024).
Программное содержание: совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, нахождение места звуков в слове; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, в составлении рассказа по картине и предложений из сложных предлогов; развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, словесно-логического мышление, развивать мышление и связную речь детей; воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Оборудование: мяч для чистоговорок, картинки со слогами, эмблемы на каждого ребенка с изображением «Солнца» и «Звездочек», фишки, для задания «Определи место звука в слове», картинки с изображение разных предметов (трактор, кукла, лук, чеснок, капуста, кактус, санки, флаг, телефон, сумка, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок и т. д.);,слоговые домики, два мольберта, четыре корзины с овощами и фруктами, проектор, презентация, для задания «Составь предложение с предлогами»; простые карандаши; картинка «Дети идут в школу»; угощение.
Ход занятия
1. Орг. Момент. Здравствуйте ребята.
(Здравствуйте).
— Ребята, какое у вас сегодня настроение?
— Хорошее, радостное, веселое.
— Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепче за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся. [2]
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу). Значит, скоро вы станете школьниками. И нам сегодня нужно узнать готовы ли вы пойти в школу, какие знания вы получили в детском саду. Оценивать вас будет жюри, педагоги, которые пришли, чтобы посмотреть на вас. Покажем гостям, что мы знаем и умеем?
Дети: Покажем!
Воспитатель: А начнем мы наше занятие с проговаривания чистоговорок.
Давайте встанем в круг и каждый третий будет подкидывать мяч и на выпавший слог будем проговаривать чистоговорки.
Разминка:
Ра-ра-ра — начинается игра,
Лы-лы-лы — забиваем мы голы,
Жа-жа-жа — есть иголки у ежа,
Са-са-са — под кустом сидит лиса,
Ма-ма-ма — на дворе сейчас зима,
Ша-ша-ша — мама моет малыша,
Ар-ар-ар — кипит наш самовар,
Усь-усь-усь — на лугу пасется гусь,
Та-та-та — у нас в доме чистота,
Ча-ча-ча горит в комнате свеча,
Оч-оч-оч — наступила ночь. [5]
Воспитатель: Ребята,мы с вами хорошо размялись. Сейчас давайте разделимся на 2 команды. У каждого из вас на футболке есть эмблема, подойдите к столам в соответствии с рисунками на эмблеме.
1 команда: «Звёздочки».
2 команда: «Солнышки».
Воспитатель: Давайте с помощью считалок выберем капитанов команд. (Дети выбирают капитанов).
1 задание. Определи место звука в слове.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки.
1 команда:
Есть листок, есть корешок,
А не куст и не цветок.
Нет ни ног, нет ни рук,
А приходит в дом, как друг.
На колени маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет (Книга)
2 команда:
Отгадай-ка, кто имеет
Серебристых два крыла?
Быстро он летать умеет –
Не догонит и стрела.
Он летает высоко,
Он летает далеко.
И гудит, когда летит.
На земле сидит — молчит. (Cамолет) [1]
Воспитатель: Какой первый звук в словах «книга» и «самолет».
Дети: Вслове «книга» — [к], в слове «самолет» — [с].
У меня в руках два конверта, на которых написано с каким звуком нужно искать слово, капитаны команд выбирают по конверту. Команде «Звездочки» нужно искать слова со звуком [к], команде «Солнышки» — со звуком [с] — в начале, в середине и в конце слова, поставить фишку в нужное место. (На картинках изображены: трактор, кукла, лук, чеснок, капуста, кактус, санки и т. д.). Молодцы, ребята! [3]
2 задание. «Раздели слова на слоги»
Воспитатель: Ребята выберите себе по одной карточке, и распределите слова по слоговым домикам. (Флаг, телефон, сумка, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок). Проверяем. Ой, да, молодцы!
3 задание. Игра «Составь предложение спредлогами»
Воспитатель: На проекторе появляется картинка, и каждая команда должна по очереди составлять предложения с разными предлогами. [7]
Физминутка (логоритмическая)
4 задание. «Раздели овощи и фрукты по корзинкам»
Воспитатель: Нужно согласовать существительное с прилагательным в роде, числе и падеже. Нужно говорить правильно, красиво, проговаривать все окончания. (Например: «Я беру красное яблоко и кладу в красную корзину»). [5]
5 задание. «Собери слово»
Воспитатель: На карточках потерялись буквы, нужно вписать в карточки их так, чтобы получились слово предмета, изображенного на картинке. [6]
6 задание. «Составь рассказ по картине».
Воспитатель: На проекторе изображается картина «Дети идут в школу», дети по цепочке составляют рассказ по картине продолжая друг друга. [4]
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы успешно справились! А сейчас давайте спросим у жюри, какая команда победила, и готовы ли мы идти в школу?
Жюри: Победила дружба, вы молодцы, справились со всеми заданиями, все готовы идти в школу.
Рефлексия: На столе лежит круг от солнца, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета — мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета — занятие не интересное, не было никакой полезной информации. (Ребятам нужно проанализировать свой ответ: кто легко со всем справился, кто испытывал затруднения).
Воспитатель: В конце каждого соревнования принято получать призы. Я хочу тоже преподнести вам угощение. Наше занятие закончилось. Думаю, что мы с вами хорошо поработали в течение года, показали все наши знания и готовы идти в школу.
Литература:
- Алябьева, Е. А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4–7 лет.- М.: Сфера,2012.-64 с. (Библиотека логопеда) Пособие содержит авторские стихотворные упражнения для развития у детей 4–7 лет умения находить и называть родственные слова, слова-антонимы, слова-синонимы, объяснять их значение.
- Гризик, Т. И. В мире слов: Пособие по изучению и развитию словаря детей 5–6 лет. -М.: Просвещение. 2012. — 40 с.: ил. Пособие входит в учебно-методический комплект к программе «Из детства — в отрочество». С помощью предметных сюжетных картинок, предлагаемых в книге, педагоги смогут организовать работу по изучению словаря детей 5–6 лет, а также познакомить детей с новыми значениями слов, обогатить словарь дошкольника новыми словами.
- Детско-родительский клуб «Весёлая семейка»: практические материалы. - М.: ТЦ Сфера,2012.-128 с.-(Библиотека журнала «Управление ДОУ).(6)
- Колотилина, Н. Н. Педсовет «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»: электронный ресурс//электронная база данных медиацентра МБУ ГЦОКО.
- Развитие связной речи детей 6–7 лет.: конспекты занятий — М.: Учитель, 2010.- 127 с. Предлагаемые занятия по развитию связной речи старших дошкольников построены в соответствии с требованиями программ подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений.
- Ушакова, О. С. Конспекты занятий Развитие речи детей 6–7 лет: программа; методические рекомендации.- М.: Вентана-Граф,2011.-165 с. -(Тропинки). В книгу включены также тексты рекомендуемых авторами литературных произведений для детей.
- Ушакова, О. С. Развитие речи детей 6–7 лет. Дидактические материалы.- М.:Вентана- Граф,2011. — 48 с. Предлагаются различные упражнения и игры для формирования навыков звукового анализа, грамматического строя речи, расширения словарного запаса, развития связной речи и мелкой моторики руки.