Коррекция речевых нарушений в процессе физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Обухова, Л. И. Коррекция речевых нарушений в процессе физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи / Л. И. Обухова, О. А. Лежанская, Н. В. Гриднева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1210/ (дата обращения: 19.12.2024).



Приоритетным направлением в работе каждого педагога является укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития каждого ребёнка.

В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонением в физическом и психическом развитии. Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. ДОУ должно обеспечить речевое развитие ребенка, включающее владение речью как средством общения и культуры.

Еще в середине прошлого века учеными В. М. Бехтеревым, В. И. Бельтюковым, И. В. Гете, М. М. Кольцовой, было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движения соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Исследования, проведенные В. И. Бельтюковым, М. М. Кольцовой, Л. А. Кукуевым, Л. А. Новиковым и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции.

М. М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Основываясь на том, что речь неотделимо связана с движениями, физкультурно-оздоровительная работа имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений. Нормальное двигательное развитие способствует активизации психики и речи, которое в свою очередь стимулирует становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями рук и речью.

Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

Весь материал, в котором предлагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, т. к. стихи дают возможность лучше войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности дает больший эффект (включаются слуховой, речевой, кинестетический анализаторы). Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры речи у детей с ТНР.

Педагогами нашей группы для детей с ТНР собраны и систематизированы игровые упражнения, способствующие сопряженному развитию двигательной и речевой деятельности.

В своей работе мы выделили следующие блоки:

  1. I Блок.Логоритмическая гимнастика.

Цель: преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Используется логопедом в процессе коррекционно-развивающей фронтальной, подгрупповой и индивидуальной деятельности, воспитателями группы как часть НОД, на логопедическом часе во вторую половину дня, в ходе часа двигательной активности, на прогулке, как индивидуальная работа с детьми.

Например: упражнение на различные виды ходьбы.(Музыкальное сопровождение — «Шум листвы»)

Дети представляют, что попали в лес и любуются деревьями — ходьба по кругу в колонне (произносят звуки восторга «АХ»), дети идут по лесной тропинке — ходьба на носочках, шишки падают с деревьев — ходьба полуприседом (произносят «ОЙ-ОЙ»), дети обходят норки кротов — ходьба змейкой (произносят «УХ-УХ»).

  1. II Блок.Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, снятие умственной усталости, снижение напряжения артикуляционного аппарата, повышение тонуса организма и усиление оздоравливающего эффекта.

Используется воспитателями как часть НОД в соответствии с тематикой, на логопедическом часе во вторую половину дня по заданию учителя-логопеда, в ходе часа двигательной активности, на прогулке, как индивидуальная работа с детьми, в ходе режимных процессов; логопедом в процессе коррекционно-развивающей фронтальной, подгрупповой и индивидуальной деятельности, рекомендуется проводить родителям в домашних условиях, как совместную деятельность с ребенком.

3. III Блок. Самомассаж.

Цель: расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения, предотвратить простудные заболевания, научиться управлять мимикой лица, подготовка руки к письму.

Мы в своей деятельности используем самомассаж лица, шеи, рук. Общие приемы массажа пальчиков рук, способствующего развитию речи:

− поглаживание кисти рук;

− растирание пальчиков от кончиков к основанию с применением небольшой силы для увеличения чувствительности;

− легкое надавливание на верхнюю фалангу пальчика;

− растирание по кругу от кончика к ладошке;

− взять пальчик за верхушку и тихонько вращать по часовой стрелке.

Под каждый прием мы подбирает определенный предмет, это может быть и потирание ладони о шишку, перекатывание желудей или каштанов.

Например: самомассаж кистей рук каштанами:

− Каштан положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.

− Каштан положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

− Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.

− Удерживать два (три) каштана между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.

− Два каштана держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.

Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:

− Прокачу я свой каштан по ладоням снизу вверх,

А потом обратно, чтоб стало мне приятно.

− Научился два каштана между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

− Три каштана я возьму, между пальцами зажму.

Раз, два, три, четыре, пять, каштаны сложно удержать!

− Я катаю мой каштан, чтобы стал круглее всех.

− Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем — сама не знает.

  1. IV Блок.Дыхательная гимнастика.

Цель: поднятии иммунитета и общего укрепления организма, профилактика и снижение заболеваний, развитие глубокого вдоха и длительного выдоха; выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи.

Используется логопедом в процессе коррекционно-развивающей подгрупповой и индивидуальной деятельности, воспитателями логопедическом часе во вторую половину дня, рекомендуется проводить родителям в домашних условиях. Но при выполнении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил: заниматься только в проветренном помещении, до еды; не переутомляйте ребенка, то есть строго дозируйте количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота. Следить, чтобы щеки не надувались. Движения необходимо производить плавно, под счет. Медленно. Нужно сочетать дыхательные упражнения с голосовыми упражнениями и артикуляционной гимнастикой.

В своей работе мы используем такие упражнения как:

  1. Сдувать снежинку либо любой легкий предмет;
  2. Сдувать тычинки созревших одуванчиков;
  3. Дуть двоим с противоположных сторон на натянутый между ними легкий шарф;
  4. Надуть резиновые детские игрушки;
  5. Надуть мыльные пузыри.
  6. Поддувать вверх пушинку, ватку.
  7. «Загони мяч (ватку) в ворота».
  8. «Загони в сарай животных».
  9. «Футбол» и др.
  1. V Блок.Фонетическая ритмика.

Цель: развитие системы двигательных умений, в ходе которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Используется логопедом в процессе коррекционно-развивающей подгрупповой и индивидуальной деятельности, воспитателями на логопедическом часе во вторую половину дня, на прогулке, как индивидуальная работа с детьми.

Например: фонематическое упражнение «Бадминтон» — на развитие дикции и артикуляции. Дети имитируют игру в бадминтон, произнося открытые слоги: гу-гу; ду-ду и т. д., а затем закрытые: ук-ук; ут-ут и т. д.

Исходя из модульного проекта программы физического развития Л. Н. Волошиной «Выходи играть во двор», которая реализуется в нашем ДОУ как часть примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др., педагогами группы в совместной физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми с ТНР творчески используются: природный материал — шишки, желуди, каштаны; спортивное оборудование -воланы, городки, теннисные шарики.

Первое, с чем встречается ребенок, приходя в группу детского сада, — это развивающая предметно-пространственная среда. В нашей подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в свободном доступе находится множество традиционных игр, пособий по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных имеются нетрадиционные игры и пособия, с которыми дети с удовольствием играют как в свободной самостоятельной деятельности, так и в совместной деятельности организованной педагогами с детьми группы.

Используя природный материал (шишки, желуди, каштаны), а также физкультурное оборудование (воланы для бадминтона, теннисные шарики, городки) в физкультурно-оздоровительной деятельности как средство коррекции речевых нарушений, мы изготовили увлекательные игровые пособия:

  1. Упражнение «Китайские шары».

Ребёнку даётся по паре теннисных мячиков (или по 2 каштана округлой формы). Он кладёт их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-й строчки — смена рук.

Вы видали циркача?

Мяч идёт вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

  1. Упражнение «Тесто» или «Сухой бассейн».

Ребёнок запускает руки в «сухой бассейн» (небольшая глубокая емкость, заполненная большим количеством каштанов и несколькими 5–7 штук желудями) и имитирует замешивание теста, достает «комочки теста» (маленькие желуди) приговаривая:

Мы тесто месили, мы тесто месили:

Нас тщательно всё помесить попросили.

Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

  1. Упражнение «Пальцеходы».

Приклеиваем на плотный материал (ковролин, драп) 16 желудей (или каштанов мелких по размеру) — по 8 в два ряда, Ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук, наступая на желуди (каштаны) на каждый ударный слог стиха. Дойдя до конца двустишия, снова переходит к двум первым желудям (каштанам).

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу –

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам!

  1. Мяч-«ёжик» (сосновая шишка округлой формы).

Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю, – (шишка между ладоней)

Взад-вперёд его гоняю. – (смена рук)

Им поглажу я ладошку, – (соответственно)

Будто я сметаю крошку. – (смена рук)

И сожму его немножко, – (сжимаем мяч)

Как сжимает лапу кошка. – (смена рук)

Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

И другой рукой начну. – (смена рук)

А теперь — последний трюк: – (перебрасывание шишки

Мяч летает между рук! – из руки в руку).

  1. «Моталки своланами»ленты шириной 4–5 см., длиной 1,5–2м. прикрепленные к середине деревянной или пластмассовой поверхности — палке, с ручками на концах. На конце ленты прикрепляется волан. Игровое действие: Кто быстрее намотает ленту на палку и возьмет в руку волан. Для выработки координации вращательных движений.
  2. Упражнение счетками (желуди, шляпки от желудей).

Изготовить самодельные «четки» из желудей и их шляпок, чередуя через один до 25–30 штук.

Ребенок держит четки в любой руке и считает (порядковый, прямой, обратный счет), откладывает желудь (шляпку). Работают 1-й, 2-й и 3-й пальцы, а 4-й и 5-й держат четки.

  1. Игровое упражнение «Городки ибиты» (деревянные).

«Кто первый до вершины?»

Игра в парах. Для игры понадобиться городошная бита. По считалке или по договору решают, кому первому начать игру. Первый игрок держит биту вертикально. Поочередным перехватом рук, по очереди, игроки доходят до вершины.

«Самомассаж».

У ребенка в руках городок.

  1. Прокатывание городка продольными затем поперечными движениями между ладоней обеих рук.
  2. Прокатывание городка на столе. Массаж ладонной и тыльной частью кистей рук, вначале одной, затем двумя руками.

Литература:

  1. Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания. — М.: Книголюб, 2005. – 56 с.
  2. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М., «Сов. Россия», 1973. 160 с.
  3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Издательство: У — Фактория. 2006 г.
  4. Крупенчук О.И., Воробьева Т. А. Исправляем звукопроизношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 96с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007. – 32 с.: ил. — (Серия «Уроки логопеда»).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, каштан, рука, смена рук, индивидуальная деятельность, логопедический час, мелкая моторика, половина дня, движение, индивидуальная работа.

Похожие статьи

Профилактика нарушений письма и чтения у воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Физкультурно-оздоровительная деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения

Формирование профессиональной компетентности педагогов в области организации образовательной деятельности детей с нарушениями речи

Ориентация старшеклассников 7-9 классов с тяжелыми нарушениями речи на здоровый образ жизни средствами уроков физической культуры

Похожие статьи

Профилактика нарушений письма и чтения у воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Физкультурно-оздоровительная деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения

Формирование профессиональной компетентности педагогов в области организации образовательной деятельности детей с нарушениями речи

Ориентация старшеклассников 7-9 классов с тяжелыми нарушениями речи на здоровый образ жизни средствами уроков физической культуры

Задать вопрос