Развитие воображения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 18.08.2016

Статья просмотрена: 2954 раза

Библиографическое описание:

Мухортова, Д. Д. Развитие воображения / Д. Д. Мухортова, В. И. Мурадова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1211/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: воображение, развитие, дошкольный возраст

В данной статье речь пойдет о такой способности, как воображение. Нужна ли человеку данная способность? В каком возрасте лучше начинать развивать воображение и какой способ наиболее эффективен в данном вопросе?

Существует не одно определение воображения, например, С. Л. Рубинштейн писал, что воображение — это отражение реальной действительности в новых неожиданных сочетаниях и связях.

По О. М. Дьяченко, воображение — это тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребёнка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний.

Л. С. Выготский, рассуждая о воображении, отмечал, что — оно не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений.

И еще многие авторы изучали воображение, например, Е. И. Игнатьев, Е. Е. Туник, К. Юнга, З. Фрейд, Дж. Гилфорд, и другие.

Если говорить в общем, то воображение — это одна из форм психического отражения мира, спонтанное или преднамеренное возникновение образов, представлений.

Воображение — это основа наглядно-образного мышления, и как известно наглядно-образное мышление представляет собой совокупность способов и процессов образного решения поставленных задач, посредством зрительных представлений ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов, не выполняя в реальности действий с ними. Данный тип мышления активно начинает формироваться в 4–5 лет. Мы считаем, что целенаправленные занятия по развитию воображения стоит начинать именно в этом возрасте, не смотря на то, что такое воображение как аффективное начинает проявляться уже примерно в 2,5 года.

Исходя из того, что воображение — это фундамент для одного из типов мышления, можно сказать, что данная способность нам нужна и ей стоит уделять внимание в любом возрасте. Стоит помнить, что также воображение тесно соприкасается с творчеством и из этого следует, что воображение связно и с креативностью, а сейчас креативные люди ценятся, ведь креативность — это способность создавать новое, находить оригинальные решения, решать сложные задачи неординарными способами.

Разберемся, какие есть виды воображения:

‒ Активное — данное воображение еще называется преднамеренным, т. к. с помощью него человек по своему желанию создает новые образы.

‒ Пассивное или непреднамеренное — при этом виде воображение образы возникают без усилий воли, т. е. спонтанно.

‒ Продуктивное — это творческое воображение и способствует созданию новых образов, которые никогда не существовали до этого.

‒ Репродуктивное или воссоздающее — посредством него реальность воспроизводится в изначальном виде, с помощью описания конкретных образов.

Также необходимо отметить, что воображение имеет свои определенные функции:

‒ Познавательная — воображение помогает человеку домысливать, достраивать не хватающую информацию о предмете еще до того, как сложится само это понятие.

‒ Целеполагание и планирование — помогает представить путь достижения какой-либо цели, заранее представить результат, какой хочешь получить и т. д.

‒ Побудительная — например, с данной функцией можно сформировать мечту, которая может побудить человека к деятельности, которая соответственно поможет осуществить свою мечту.

‒ Защитная — в воображении человек может воссоздать различные ситуации, результаты от какой-либо деятельности и таким образом отсеять возможные неприятности.

‒ Социальная — воображение помогает в общение, например, благодаря воображению человек может поставить себя на место другого человека.

Как выше было сказано, приступать к развитию воображения можно с трех лет.

Воображение — это творчество и эффективнее всего использовать именно творческие задания.

Прежде, чем начать развитие, стоит провести диагностику. Для диагностики воображения, принято использовать такие методы как: наблюдение; метод «поперечных срезов»; сравнительный метод; лонгитюдный метод; эксперимент (констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный); анализ продуктов деятельности; экспериментально — генетический метод.

Выбор методики и метода зависит в большей степени от возраста ребенка.

Ниже приведен пример одного занятия, как с помощью творчества можно развивать воображение. Так же стоит сказать, что данные упражнения можно использовать и как проективные методики.

Цель занятия: развитие творческого воображения.

Инструментарий: клей, чистый лист бумаги, вырезанные фигуры, фломастеры, краски, кисточки.

Ход занятия:

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Геометрия в картинах»
  3. Подготовка клякс
  4. Упражнение «Волшебные кляксы»
  5. Обратная связь

Упражнение «Геометрия в картинах» — ребенку даются различные геометрические, и не только, фигурки, далее предлагается создать из них, какую-либо картину. Ниже приведены примеры, что получилось из обычных фигур (рис.1). На первой работе (рис. 2) мы видим, как слон, за основу которого взято облако, нежится под лучиками солнца на траве. По рассказу ребенка слон остановился погреться, а так он идет из дома, в гости в соседний дом, где живет его друг. На второй работе (рис.3) мы видим, как по дороге домой едут овальные автомобили.

Упражнение «Волшебные кляксы» — детям предлагается сначала создать кляксу, можно просто нарисовать ее, а можно капнуть на середину листа, потом сложить его, далее раскрыть и получается клякса. После создания кляксы, ребенку предлагается рассмотреть ее, можно покрутить лист. Дальше, если ребенок что-то видит в ней, то ему дается возможность изобразить это на кляксе. Примеры полученных работ можно увидеть ниже, на рисунках 4–7.

Рисунок 4 — ребенок в оранжевой кляксе увидел героя мультфильма «Смешарики» — Потапыча.

Рисунок 5 — клякса была голубого цвета, поэтому она превратилась в облако.

Рисунок 6 — в предыдущих случаях кляксу ребенок рисовал сам, здесь же, был применен метод, когда краску капают на середину листа, а потом складывают лист, клякса после определенных действий ребенка превратилась в героя мультфильма «С приветом по планетам» — Злыдня.

Рисунок 7 — клякса была зеленая, которая в итоге превратилась в динозавра.

Как и при любом развитии, есть моменты, которые тормозят то самое развитие, а есть моменты, которые способствуют ему и это стоит учитывать.

Развитию воображения способствуют:

‒ Игровая деятельность (например, ролевые игры)

‒ Сочинение рассказов/ сказок

‒ Рисование/лепка

‒ Чтение книг с качественным описанием природы, героев

‒ Позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых

‒ Ситуации незавершенности

‒ Поощрение любознательности

Развитию воображения препятствуют:

‒ Активное внимание к телевизору, компьютеру

‒ Непринятие творческого позыва ребенка

‒ Разделение обучения и игры

Литература:

  1. Климов Е. А. Основы психологии [Текст]: Учебник для вузов / Е. А. Климов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 295 с.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): воображение, развитие воображения, клякса, воображение человек, наглядно-образное мышление, ребенок, рисунок, середина листа, творческое воображение, тип мышления.

Похожие статьи

Снижение тревожности младших подростков посредством арт-терапии

Прием регенерации в развитии воображения у дошкольников в условиях образовательной организации

Статья посвящена использованию приема регенерации в развитии воображения у дошкольников. Обсуждается программное обеспечение приема регенерации в воображении. Доказана эффективность использования приема регенерации в развитии воображения дошкольников...

Психокоррекция страхов в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения

Взгляд на сновидения в раннем психоанализе

Конструирование в развитии дошкольника

Сенсорное воспитание в раннем возрасте посредством дидактических игр

В статье рассматривается значимость сенсорного воспитания на основе исследования отечественных и зарубежных исследований, а также опираясь на личный опыт.

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте

Развитие творческого мышления через 3D-моделирование

Влияние эволюционных процессов на речевые взаимоотношения между юношами и девушками

Ясный взгляд на мир детства

Похожие статьи

Снижение тревожности младших подростков посредством арт-терапии

Прием регенерации в развитии воображения у дошкольников в условиях образовательной организации

Статья посвящена использованию приема регенерации в развитии воображения у дошкольников. Обсуждается программное обеспечение приема регенерации в воображении. Доказана эффективность использования приема регенерации в развитии воображения дошкольников...

Психокоррекция страхов в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения

Взгляд на сновидения в раннем психоанализе

Конструирование в развитии дошкольника

Сенсорное воспитание в раннем возрасте посредством дидактических игр

В статье рассматривается значимость сенсорного воспитания на основе исследования отечественных и зарубежных исследований, а также опираясь на личный опыт.

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте

Развитие творческого мышления через 3D-моделирование

Влияние эволюционных процессов на речевые взаимоотношения между юношами и девушками

Ясный взгляд на мир детства

Задать вопрос