Форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через моделирование
Автор: Маликова Татьяна Николаевна
Рубрика: Методика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 01.09.2016
Статья просмотрена: 849 раз
Библиографическое описание:
Маликова, Т. Н. Форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через моделирование / Т. Н. Маликова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1212/ (дата обращения: 15.11.2024).
Форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через моделирование
Важнейшей задачей дошкольного воспитания в настоящее время является формирование экологического сознания. Началом формирования экологического сознания личности является дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников — это ознакомление детей с природой через действенный метод, на основе которого можно формировать экологические представления старших дошкольников.
Актуальнымвдошкольном образовании является система непрерывного и всеобщего экологического воспитания, одна из составляющих нравственного формирования личности.На этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
В основу моделированияположен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, предполагая:
− воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
− формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
− развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
− участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
Педагогические наблюдения показывают, что наиболее эффективно процесс экологического мышления дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование и имитация. Моделирование — исследование каких-либо явлений, процессов, систем путём построения и изучения их моделей.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей, с цельюформирования у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде.
Исходя из цели необходимо решить следующие задачи:
- Вызвать у детей познавательный интерес к окружающему миру природы, дать первоначальные знания о жизни растений, насекомых, птиц, животных; Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
- На примере самых простых и хорошо знакомых детям природных объектов подвести к пониманию, осознанию неразрывной взаимосвязи в природе; научить детей конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
В процессе обучения детей старшего дошкольного возраста модель используется как наглядно-практическое средство познания. Её важные функции должны чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; простота и доступность для создания и действия с ней; ярко и отчётливо передавать свойства и отношения, которые должны быть освоены и облегчать познание через совместную деятельность педагога и ребёнка. Ребенок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематичными изображениями, знаками, символами. Для успешного усвоения знаний об особенностях объектов природы детям предлагались разные виды моделей (предметные, предметно-схематические и графические).
Предметные модели,воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений, наблюдения за моделью дети сравнивали по внешнему виду, по способу передвижения, находили сходство и различие.
Предметно-схематические модели,вкоторых представлены существенные признаки в виде предметов–макетов.
Наиболее приемлемым и доступные является ведение календаря природы. Дети учатся фиксировать свои наблюдения, обобщать их и делать выводы о закономерностях происходящих явлений. Старшие дошкольники изображают небольшие детские рисунки-символы: веточка с листочками, журавлиный клин, красногрудый снегирь и т. д.
Изобразительная деятельность детей широко используется при предметно-схематическом методе систематизации знаний в процессе ознакомления их с природой. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.
Графический тип модели передаёт обобщенно признаки, связи и отношения природных явлений (Графики, схемы, планы, значки-символы) календарь наблюдений- это таблица фиксации продолжительности и т. п. Можно отметить, что данные модели отражают те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений.
Моделирование проводится поэтапно:
- Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача
- На втором этапе осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.
- Третий этап самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.
В работе с детьми используются формы работы, соответствующие программе образовательного учреждения по экологическому воспитанию.
Методы и приемы, использованные по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
− словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы — описание и т. п.);
− метод наблюдениясподключением различных анализаторов, экскурсии;
− проблемные ситуации, эксперименты проведение опытов(позволяющих «открыть новое знание»);
− практическая деятельность и поисковая деятельность (экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы);
− игровые методы и игра.
Учитывая, что детям старшего дошкольного возраста присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, при формировании основ естественных и экологических представлений моделирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.
С помощью моделирования можно установить закономерности природных явлений, не проводя экспериментов, а так же решить ряд экологических задач в игровой и доступной для детей форме. Для организации интересной мыслительной деятельности помогаютигры-путешествия, театр, сказки, викторины, дидактические игры, и т. д.
Музыкально-театрализованные постановки помогают раскрыть сложные явления в природе. Читая экологические сказки старшие дошкольники сами сочиняют эпизоды при этом учатся составлять модель сказки. Праздники и развлечения экологического содержания — одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.Организовывая игры- путешествия у детей формируются экологические представления, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление через модель игровой и доступной для детей форме.
Педагог вместе с детьми создают уголок моделирования с помощью которого решаются задачи развития способности овладения моделирующей деятельностью, систематизация познавательного опыта.
Практическая деятельность в природе проводится через обучениедетей осознавать бережное и заботливое отношение к растениям, животным и желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Дети прослеживают и начинают понимать зависимость жизни и состояния растений, животных от труда человека. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека. Индивидуальное проявление ребенка в практической деятельности является показатель сформированности у него экологических представлений. Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения.
Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в работе отведено опытам и экспериментам и пониманию природных закономерностей, безопасного поведения в окружающей среде.
Содержание уголка моделирования можно использовать, например: материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твёрдые, жидкие и пр.); оборудование для экспериментов (воронки, ёмкости и др.); приборы (лупы, весы, часы и др.); элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо свойств, явлений).
Это могут быть экологические зоны в виде модулей: чистый лес; сказочная клумба; искусственное озеро, волшебный аквариум и др.
Дети старшего дошкольного возраста, играя в дидактические игры экологического содержания научились вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети применяют имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, развивая способность умения играть вместе.
Организуемые ежегодно в ДОУсовместно с детьми и родителямиприродоохранные акции,направленные на сохранение объектов природы, такие как: «Чтобы деревья росли рядом с нами» (посадка деревьев осенью); «Цветник» (создание цветочных клумб); «Берегите цветы» (Первоцветы); «Поможем птицам» (изготовление кормушек и сбор корма для птиц в зимнее время); «День чистоты» (порядок и уют на территории); «Аптека для книжки» (уход и обновление литературы) и т. д.
Участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов.
Сотрудничество с семьями детей через моделирование по экологическому воспитанию, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.
Результаты показывают, что применение моделирования даёт ощутимые положительные результаты, а именно: влияет на развитие речи, обогащает словарный запас; улучшает понимание структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления; повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира; формирует цельное представление об экосистемах и временах года. Дети научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада и города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр.
На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений с родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.
Таким образом, видно, что моделирование, как форма экологического воспитания детей в ДОУ и в повседневной жизни эффективна. А самое главное в экологическом воспитании личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и сохранять природу.
Литература:
- Антипина Г., Чупрова Л., Калараш Е. Войди в лес другом! // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 8. – С. 34–39.
- Барабанщикова Е. Путешествие капельки: Интегрированное занятие для ребят подготовительной группы по теме «Круговорот воды в природе» (Экология, музыка, художественный ручной труд) // Дошкольное образование. – 2003. – № 11. – С. 9–16.
- Веракса Н. Е. Работа над проектами в детском саду // Современное дошкольное образование. – 2008. – № 5. – С. 47–52.
- Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» — современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 3. – С. 23–27.
- Маркова Т. А. Как научить детей любить природу / Т. А. Маркова, Т. А. Виноградова // Дошкольная педагогика. – 2004. – № 4. – С. 8–11.
- Романова К. А. Формирование нравственного отношения к природе у детей дошкольного возраста // Детство. – 2003. – № 1. – С. 33–34.
- Фокина В. Г. Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. – № 3. – С. 31–40. – Организация уголка природы.