Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 29.08.2016

Статья просмотрена: 1507 раз

Библиографическое описание:

Денисенко, И. С. Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста / И. С. Денисенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1221/ (дата обращения: 19.12.2024).



Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстраивании продуктивных межличностных отношений.

В статье проанализированы теоретические подходы к проблеме формирования культуры межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры и предложен для эффективной работы воспитателя дошкольных образовательных учреждений комплекс сюжетно-ролевых игр по их совершенствованию.

Ключевые слова: культура межличностных отношений, старший дошкольный возраст, комплекс сюжетно-ролевых игр, социализация

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не взаимодействуя с другими людьми.

Уже с самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими, являющиеся важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Особенно важным является изучение культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста. В это время у ребенка возникают довольно сложные отношения со сверстниками, существенным образом влияющие на развитие его личности, появление и развитие начал коллективных взаимодействий. От полноценности межличностного отношения зависит эффективность социализации детей.

Проблемой формирования культуры межличностных отношений в отечественной психологии и педагогике занимались Л. И. Божович, Я. Л. Коломенский, А. В. Киричука, Л. И. Уманский, Д. Б. Эльконин. В настоящее время занимаются — А. Н. Быстрова, Л. С. Зникина, Б. И. Каверин,В. М. Розин и другие.

Анализ работ этих авторов показал, что исследованы только отдельные аспекты обозначенного феномена. Несмотря на существование термина «культура межличностных отношений», в науке не разработан понятийный аппарат феномена культуры межличностных отношений, не выявлены его составляющие, отсутствует валидная доступная диагностика, не определены уровни и показатели сформированности культуры межличностных отношений.

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью решения проблемы формирования культуры межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры, потому что общение для ребенка является важной составляющей частью социализации, а так как у некоторых детей оно осложнено неблагоприятной социальной ситуацией развития, то соответственно важным является поиск путей преодоления возникающих трудностей.

Межличностные отношения — это всегда взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается определенное взаимообращение (имеется в виду поведение, выбираемое участниками взаимодействия [7].

Что такое культура? Ответ на этот вопрос на первый взгляд кажется совершенно простым. Чаще всего говорят, что это — правила поведения в обществе.

Действительно, наличие правил поведения, и выполнение их, отличает человеческое общество от животного мира. Нет культуры без норм и правил поведения. Человеку о многом приходится заботиться: о внешнем виде и манерах, о выражении лица и жестах, об интонациях и содержании речей. По его поведению в обществе можно судить о том, в какой мере он овладел культурой. И все-таки культура не сводится к одним правилам поведения.

Культура выступает в двух ипостасях. С одной стороны, она существует в человеке и через него растворена в действующих и созерцающих, активных и пассивных, созидающих и разрушающих личностях. С другой стороны, культура общества может противостоять отдельному человеку как система норм, ценностей, научных теорий, произведений искусства, вещей, а также запретов, табу, рамок поведения и деятельности.

Только в культуре и только через культуру человек становится и продолжает быть человеком. Именно это делает необходимым изучение, понимание культуры как глобального феномена человеческого образа жизни [1].

Важным вопросом при изучении культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста, является выявление непосредственно самой структуры таких отношений, их содержания. Это можно осуществить исходя из анализа социальной ситуации развития группы.

Важными составляющими межличностных отношений являются: желание вступать в контакт с окружающими; умение организовать взаимодействие, характеризующееся в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при взаимодействии с окружающими [11].

Отношения ребенка со сверстниками — это не только прекрасная возможность совместно познать окружающий мир, но и возможность взаимодействия с детьми своего возраста, возможность взаимодействия с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них проявляется выраженная потребность во взаимодействии со сверстниками [6].

Следует отметить, что формирование культуры межличностных отношений активно начинается в игре. Ведь сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, который помогает сплотить детский коллектив.

Основной источник, питающий игру ребенка — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых, сверстников [4].

Таким образом, в дошкольном детстве игра является ведущей и важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка, имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива, культуры межличностных отношений. Сюжет, содержание, характер складывающихся в игре ролевых взаимоотношений придают ей исключительно важное значение в нравственном воспитании детей.

Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

Учитывая трудности детей, а также трудности в работе воспитателя по выстраиванию «продуктивного» взаимодействия между детьми, мною предложен комплекс игр по формированию культуры межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, который будет способствовать повышению эффективности работы, проводимой в дошкольном образовательном учреждении, в данном направлении.

Таблица 1

Сюжетно-ролевые игры, направленные на формирование культуры межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста

Тематика сюжетно-ролевых игр

Название игры

Автор

Источник

Сюжетно-ролевые игры, основанные на бытовых сюжетах

Семья

О. А. Зайцева

Картотека сюжетно-ролевых игр. Подготовительная группа [Электронный ресурс] / Зайцева О. А. — Режим доступа: http://a2b2.ru/methods/4238_kartoteka_syujetno-rolevyh_igr_ podgotovitelnaya_gruppa/.

Гости

Н. В. Краснощекова

Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Краснощекова. — 3-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — С. 113–115.

День рождения

Н. В. Краснощекова

Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Краснощекова. — 3-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — С. 115–116.

Сюжетно-ролевые игры, затрагивающие производственные и общественные темы

Школа

О. А. Зайцева

Картотека сюжетно-ролевых игр. Подготовительная группа [Электронный ресурс] / Зайцева О. А. — Режим доступа: http://a2b2.ru/methods/4238_kartoteka_syujetno-rolevyh_igr_ podgotovitelnaya_gruppa/.

Семья

покупает полезные продукты. Магазин

С. А. Давыдова

Сюжетно-ролевая игра «Семья покупает полезные продукты. Магазин» [Электронный ресурс] / Давыдова С. А. — Режим доступа: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/igry/semya-pokupaet-produkty.html.

Банк

Л. А. Пенькова

Развитие игровой активности дошкольников [Текст] / Л. А. Пенькова [и др.]. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — С. 34–41.

Почта

Н. А. Виноградова

Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. — М.: Айрис-пресс, 2009. — С. 57–58.

Ателье. Дом мод.

Н. А. Виноградова

Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. — М.: Айрис-пресс, 2009. –С. 51–52.

Завод

Н. В. Краснощекова

Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Краснощекова. — 3-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — С. 140–144.

Строительство

О. А. Зайцева

Картотека сюжетно-ролевых игр. Подготовительная группа [Электронный ресурс] / Зайцева О. А. — Режим доступа:http://a2b2.ru/methods/4238_kartoteka_syujetno-rolevyh_igr_ podgotovitelnaya_gruppa/.

Выборы президента

Е. В. Котенкова

Сюжетно-ролевая игра «Выборы президента» [Электронный ресурс] / Котенкова Е. В. — Режим доступа: http://bam-bim.ru/igry/6-syuzhetno-rolevaya-igra-vybory-prezidenta-gruppy-podgotovitelnaya-gruppa/.

Космос

Т. С. Дисненко

Сюжетно-ролевая игра «Космос» (старшая и подготовительная к школе группа) [Электронный ресурс] / Дисненко Т. С. — Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/ zanatia/zanatia 4869.html.

Учитывая выше сказанное, следует отметить, что при создании психолого-педагогических условий в дошкольных образовательных учреждениях и проведении систематической работы, возможно формирование культуры, положительного отношения к другим людям разных возрастов, лицам разной степени родства.

Литература:

  1. Быстрова, А. Н. Мир культуры (Основы культурологи): учеб.пособие / А. Н. Быстрова. — Новосибирск: ЮКЭА, 2002. — 712 с.
  2. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 128 с.
  3. Картотека сюжетно-ролевых игр. Подготовительная группа [Электронный ресурс] / Зайцева О. А. — Режим доступа: http://a2b2.ru/ methods/4238_kartoteka_syujetno-rolevyh_igr_podgotovitelnaya_gruppa/.
  4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студ. сред. пед учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2000. — 416 с.
  5. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. — 3-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 251 с.
  6. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб.для студ. вузов / В. С. Мухина. — 9-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2004. — 456 с.
  7. Психология общения: избранные психологические труды / А. А. Бодалев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Воронеж: МОДЭК, 2002. — 320 с.
  8. Сюжетно-ролевая игра «Выборы президента» [Электронный ресурс] / Котенкова Е. В. — Режим доступа: http://bam-bim.ru/igry/6-syuzhetno-rolevaya-igra-vybory-prezidenta-gruppy-podgotovitelnaya-gruppa/.
  9. Сюжетно-ролевая игра «Космос» (старшая и подготовительная к школе группа) [Электронный ресурс] / Дисненко Т. С. — Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/zanatia/zanatia4869.html.
  10. Сюжетно-ролевая игра «Семья покупает полезные продукты. Магазин» [Электронный ресурс] / Давыдова С. А. — Режим доступа: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/igry/semya-pokupaet-produkty.html.
  11. Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, Виноградов, отношение, сюжетно-ролевая игра, Электронный ресурс, игра, старший дошкольный возраст, ребенок, сверстник детей, формирование культуры.

Ключевые слова

социализация, старший дошкольный возраст, культура межличностных отношений, комплекс сюжетно-ролевых игр

Похожие статьи

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры

Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...

Основные принципы организации танцевального творчества в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

Данная статья посвящена принципам организации музыкальных занятий в дошкольном учреждении сквозь призму танцевального творчества. Общеизвестно, что танцевальное творчество представляет собой многогранный процесс и таит в себе большой воспитательный и...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста; приведены результаты диагностики межличностных о...

Изучение особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра в процессе игровой деятельности

Данная статья посвящена изучению особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыко...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В данной статье представлен теоретический анализ психологических исследований по проблемам родительского отношения к детям с проблемами в развитии и психолого-педагогического сопровождения таких семей. В статье подробно описана программа работы с сем...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы

В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...

Похожие статьи

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры

Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...

Основные принципы организации танцевального творчества в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

Данная статья посвящена принципам организации музыкальных занятий в дошкольном учреждении сквозь призму танцевального творчества. Общеизвестно, что танцевальное творчество представляет собой многогранный процесс и таит в себе большой воспитательный и...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста; приведены результаты диагностики межличностных о...

Изучение особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра в процессе игровой деятельности

Данная статья посвящена изучению особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыко...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В данной статье представлен теоретический анализ психологических исследований по проблемам родительского отношения к детям с проблемами в развитии и психолого-педагогического сопровождения таких семей. В статье подробно описана программа работы с сем...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы

В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...

Задать вопрос