Вымысел и реальность о развитии речи малышей
Автор: Миноченкова Ирина Юрьевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 24.09.2016
Статья просмотрена: 297 раз
Библиографическое описание:
Миноченкова, И. Ю. Вымысел и реальность о развитии речи малышей / И. Ю. Миноченкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1222/ (дата обращения: 16.11.2024).
Рассказывают, что Раневская, с присущим ей чувством юмора, как-то заметила: «Оптимизм — это недостаток информации». Наверное, поэтому, среди молодых мамочек больше пессимисток, чем оптимисток, ведь очевидно, что информации по развитию малышей предостаточно. Однако, разрозненные сведения, почерпнутые из Интернета, от бабушек или соседок по детской площадке, часто приводят к росту тревожности мамы и формированию страхов. Так и получается, что обилие информации нуждается в систематизации. Попробуем стать оптимистами и разобраться, какие сведения о развитии речи малышей нам напрасно пытаются преподнести, как истину в последней инстанции, а какие сведения полезны и правдивы.
Как правило, все мифы о развитии, воспитании и обучении детей можно с легкостью перечислить и систематизировать, поскольку передаются из уст в уста не одно десятилетие. Справедливости ради стоит отметить, что не все досужие разговоры на детской площадке — сплошь вымысел. Самые распространенные заблуждения мамочек я сопоставлю с научными знаниями и постараюсь их развеять.
Вымысел №1. Вкаждом возрасте малыши должны говорить строго определенное количество слов.
Человек – это не механизм, не компьютер, поэтому не существует строгих норм по количеству слов в тот или иной период его развития, как нельзя с точностью до недели ожидать, когда малыш начнет ходить или собирать пирамидку. Ребенок — прежде всего индивидуальность, и не уважать особенности развития конкретного малыша мы не можем. В логопедии существует лишь приблизительное количество слов, тот минимум, на который мама может ориентироваться. Так, первые осознанные, узнаваемые слова могут появляться до 1 года, а с года до 1,3–1,4 — достаточно, чтобы малыш использовал активно 3–4 слова. Многие мамы, услышав про завышенные планки по кол-ву слов (10–20 в 1 год), пугаются, не учитывая, что словом является и лепет, относящийся к предмету или явлению. Необходимо обращать внимание и на объем понимания обращенной речи, и на эмоциональность и любознательность малыша, и на речевую активность, которая может проявляться безостановочным лепетом. Оценивать речь ребенка только по количеству слов довольно узко и нельзя.
Вымысел №2.Один мальчик (девочка) молчал до 3 лет, а потом сам заговорил целыми фразами.
Кто и когда первый это придумал — теперь неизвестно, но вред от этого заблуждения огромный. Многие мамы, замечая, что с речью крохи не все в порядке, тянут с посещением специалистов год за годом, нанося развитию малыша непоправимый ущерб. Существуют определенные законы развития, в т. ч. и речевого, которые гласят, что к 2 годам у малыша должна быть сформирована фразовая речь (т. е. предложения из 2-х слов, пусть даже лепетных). Если этого не произошло к 2,6 годам — время бить тревогу и идти на прием к логопеду. Не бывает так, чтобы ребенок с сильной задержкой речевого (а, следовательно, умственного) развития вдруг, неожиданно начал догонять своих сверстников без специальной помощи. Для этого у малыша просто нет ресурсов, плюс «стаж» задержки речи уже большой. Отсутствие ресурсов подразумевает, что развитие нарушает свой ход не случайно, а под воздействием серьезных причин, например, родовой травмы, болезней на первом году жизни и т. д. Предположим, что у такого малыша компенсаторные возможности высокие, и он неплохо преодолел эти неприятности: вовремя начал сидеть, ходить, интересоваться окружающим. Но ведь тогда и его речь так или иначе развивается, а значит, было и гуление, и лепет, и первые слова. Про такого кроху никак нельзя сказать, что он «молчал» до 3 лет. Если же малыш действительно не издает или почти не издает речевых звуков, не делает попыток лепета. Нет звукоподражаний, то такой малыш, скорее всего относится либо к категории глухих деток, либо деток с грубыми формами психоречевого недоразвития (аутизм, олигофрения и т. д.). Очевидно, что такой малыш, сам заговорить не сможет. Каждому малышу будет полезно побывать у логопеда в 2 года, а затем — в 3. Если выявлена задержка речи, то, чем раньше начаты специальные занятия, тем эффективнее они будут.
Вымысел №3.Пальчиковые игры помогают заговорить.
Влияние пальчиковых игр на развитие речи ребенка сильно преувеличено. Действительно, моторные и речевые зоны в коре больших полушарий мозга находятся рядом. Следовательно, предлагать малышу такие игры нужно и полезно, но оценка их полезности должна быть реалистичной. Развитие речи нельзя ускорить или замедлить с помощью пальчиковой гимнастики, можно лишь улучшить коррекцию, где используются такие приемы как: рисование на подносе с тонким слоем манки, проталкивание резиновых колючих шариков в разные отверстия и т. д. Мелкую моторику развивать нужно. Но считать такие игры панацеей при задержке речи не стоит.
Вымысел №4. Ждите до 5 лет!
Если у четырехлетки нет звука Р, то это правда. Но в случае грубо нарушенного звукопроизношения в 3–3,6 (т. е. если нарушения проявляются по всем группам звуков: свистящие, шипящие, соноры и т. д.) — ни в коем случае ждать до 5 лет нельзя! Необходимо внимательно следить за развитием звукопроизношения малыша, и, если оно вызывает опасения, искать логопеда для систематических занятий, даже если крохе 2,6–3 года. Особенно это важно, если логопед отметил дизартрию, при которой нарушен тонус языка, а нередко и щек, губ, мягкого неба. Такому малышу необходим логопедический массаж и предстоит несколько лет регулярных занятий по исправлению звуков речи. Бывает, что к 5 годам накопился такой огромный «стаж» неправильного говорения, что поставить все звуки до школы не удается.
Вымысел №5.Другие уже вовсю болтают, а мой — никак.
Сравнивать своего малыша с другими — дело абсолютно бессмысленное. Детки развиваются не только по общим, единым для всех законам развития, но и с учетом индивидуальных особенностей. К таким особенностям относятся состояние здоровья крохи, темпы созревания центральной нервной системы, темперамент. Какой смысл сравнивать два разных темперамента? И тот, и другой имеют плюсы и минусы, но по-разному влияют на темпы и качество развития малыша. Поэтому, если уж сравнивать, то только достижения самого ребенка за какой-либо промежуток времени. Например, еще месяц назад двухлетний карапуз говорил вместо «лошадка» — «иго-го», а сегодня уже — «лясадка», а еще через месяц — «ляшадка». Такой подход дает полное и объективное представление о том, как развивается речь крохи, а дополнить эти сведения поможет логопед. Кроме тревоги и неудовольствия сравнение с другими детьми имеет и массу других негативных последствий. Потому что всегда найдется ребенок способнее, умнее, успешнее, чем наш собственный. И где та грань, после которой сравнение с чужими успехами превращается в критику и осуждения своего малыша? Сегодня он хуже говорит, а в 4 года он «еще не читает, как …», а в 7 лет «пишет, как курица лапой, в отличие от …». Чтобы малыш рос уверенным в своих силах и в любви мамы и папы, нельзя позволять себе сравнивать его со сверстниками.
Вымысел №6.Нарушения речи передаются по наследству.
Когда в семье растет малыш с нарушенным речевым развитием, всегда найдутся любители из числа родственников, которые станут искать причину этого в дурной наследственности. Тут и папе может достаться («да он заговорил только в 5 лет, отсюда и проблемы»), и мама в стороне не останется («ты букву Р до школы не выговаривала, что уж удивляться-то»). На самом деле большинство нарушений речи прямо по наследству не передаются, а передается лишь предрасположенность к этому. Яркий пример можно привести с заиканием. Если один из родителей заикается, то это вовсе не означает, что родившийся малыш будет непременно заикаться. Однако особенности нервной системы, эмоционально-волевой сферы, свойства темперамента и т. д. по наследству могут передаться, и в будущем при возникновении стрессовой ситуации вполне возможно, спровоцируют заикание. Если у ребенка уже выявили задержку речевого развития, то винить наследственность в этом нужно в последнюю очередь. Да и нужно ли? Нужно лишь знать, что неблагоприятная наследственность в плане речи — это не приговор для малыша, но создавать условия для его гармоничного развития необходимо.
Вымысел №7 Родовая травма неизбежно ведет к нарушенному развитию.
Дефектология — наука непредсказуемая. Невозможно на 100 % спрогнозировать развитие ребенка, даже если у мамочки были трудности в родах или при беременности. Невозможность однозначного прогноза связана с индивидуальными возможностями организма компенсировать родовые травмы. Очень может быть, что родовая травма не проявит себя сразу, но в старшем возрасте могут возникнуть проблемы. При неврологических проблемах, возникших в результате родов (например, гипоксия, ПЭП и т. п.), обычно оказываются пораженными более тонкие структуры, а более грубые остаются сохранными. Поэтому такие детки осваивают ходьбу, сидение, хватание, а в плане речи — неплохо понимают обращенную речь, начинают лепетать, т. е. в целом хорошо проходят первоначальный этап психомоторного и доречевого развития. Однако, чем старше малыш, тем выше требования к его развитию. К 2 годам могут возникнуть трудности в формировании фразовой речи, в 4–5 — логопед отметит нарушения звукопроизношения, связного пересказа, заучивания стихов, в 6–7 лет — может быть непросто овладеть письмом, чтением и т. д. Задача мамочки — знать возможные проблемы, но не настраиваться на них. Более того, помочь малышу компенсировать родовую травму помогут систематические занятия по развитию речи уже с 2-х лет, общеукрепляющие процедуры, а в некоторых случаях — медикаментозное лечение. При таком подходе к школьному возрасту никаких проявлений не остается.
РЕАЛЬНОСТЬ.
Правда №1. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки.
Это, действительно, так. Такая «несправедливость» связана с особенностями развития центральной нервной системы мальчиков и заложена еще внутриутробно. Так называемый, вербальный интеллект у девочек развит лучше, чем у представителей сильного пола. Ученые предполагают, что это связано с предназначением женщины растить детей и, соответственно, необходимостью быстро реагировать на поведение своего малыша именно вербально: общаться с ним, отвечать на его вопросы. Это не значит, что мальчики отстают от своих сверстниц по развитию речи; «позже» — не значит «никогда» или «плохо». Но знать об этом стоит, тем более, что больше половины всех диагнозов приходится на мальчишек. Нервная система мальчиков более уязвима, с этим следует считаться и начинать регулярно заниматься с 2-х лет, чтобы избежать серьезных задержек в будущем.
Правда №2. Звукоподражания и лепет — это полноценные слова.
В логопедии словом считается такой звукокомплекс, который прочно закреплен за конкретным предметом, человеком или явлением. Например, слог «мо» — у годовалого малыша может означать «мокро» или «молоко». Если оно употребляется только в этом значении — то это самое настоящее слово. Такие «полуслова», как «му», «кря», «бах», «бо-бо» — первые и важные слова в жизни крохи, с них начинается речь.
Правда №3.Если слишком много говорить с малышом — можно навредить.
На первый взгляд, это утверждение расходится с общепринятым представлением о том, что с детками нужно постоянно и помногу разговаривать. Благодаря насыщенной речевой среде лучше идет развитие. Однако, все хорошо в меру. Бывает так, что мама не прекращает разговаривать ни на минуту — «работает» в режиме радио. От такого потока она устает сама, а самое главное — наносит вред малышу. Дети прилагают немало усилий, чтобы усвоить предложение, фразу, с помощью которых мы общаемся, даем им указания, учим чему-либо. Когда поток фраз бесконечен, ребенок привыкает к шумовой завесе и просто-напросто «отключается». Нередко приходится слышать удрученные жалобы мам и бабушек: «Он как будто не слышит, что ему говорят». Малыш и вправду «слушает», но не «слышит», то есть уже не воспринимает поток речи. Для того, чтобы этого не случилось, необходимо давать ребенку побыть в тишине, позаниматься своими делами, поучиться тому или иному навыку самостоятельно. Известный педагог С. Н. Никитин называл таких деток «заорганизованными», то есть попросту замученными опекой и указаниями взрослых. В тишине человеку легче собраться с мыслями, прислушаться к себе, к своим желаниям. Полезно устраивать «минутки тишины» на природе. Лучше побольше показывать и давать малышу совершать пробы и ошибки.
Правда №4.Запинки в речи малыша могут привести к заиканию.
Запинки и заикание — разные речевые нарушения, хотя по проявлениям очень похожи. Запинки провоцирует нестабильное эмоциональное состояние малыша, психологические проблемы, напряженность, стресс. Причиной запинок может стать и бурный темп развития речи, когда речевые возможности не успевают за мыслью крохи. Неспроста большинство малышей начинают запинаться в возрасте 2–3 лет, в период активного становления речи. Заикание имеет другую природу — неврологическую, и запинки в этом случае имеют судорожный характер (возникают спазмы в мышцах артикуляционного аппарата при говорении). В исправлении запинок и заикания используются разные методики. Если не обращать внимания на запинки в речи крохи, то они могут перерасти в заикание, что исправляется значительно сложнее и дольше.
Правда №5. Чем раньше начать занятия с логопедом, тем лучше.
Это абсолютная истина и первый закон логопедии. Это настолько верно, что убедиться в этом несложно: бывает, что, начав логопедические занятия уже с двухлеткой, у которого отмечена ЗРР, к 4–5 годам речь выправляется полностью. Однако это касается в первую очередь исправления и стимуляции речи в целом. С постановкой звуков дело обстоит немного иначе. Если в 2,6 лет логопед поставил диагноз «дизартрия», то заниматься исправлением звуков нужно уже с 3 лет, в остальных случаях торопиться не стоит до 4 лет.
Правда №6. Пение хорошо влияет на развитие речи.
Совмещение пения и занятий по исправлению речи используется логопедами очень широко, особенно в работе с заикающимися. Для мамочки важно помнить, что ее пение косвенно влияет на активизацию речи малыша, то есть помогает ему «разговориться». Поэтому пение мамы для крохи с самого рождения — бесценная помощь в речевом развитии. Петь можно все, что угодно: и колыбельные, и детские песенки из мультфильмов, и любимые народные и популярные песни. Главное правило здесь только одно — чтобы пение доставляло удовольствие маме. С помощью пения можно успокоить малыша, помочь ему уснуть, утешить во время болезни. Замечено, что если мама поет малышу с рождения, то даже в возрасте 4–6 лет ребенок быстрее успокаивается при плаче, как только услышит родной тембр мамы. Этот прием используется в методике Зайцева — обучение чтению по кубикам и слоговым таблицам.
Правда №7. К 6 годам — речь, как у взрослых.
Многие логопеды утверждают даже, что речь малыша не должна отличаться от речи взрослых уже к 4–5 годам. Это значит, что и звуки речи должны произноситься чисто и не путаться, и окончания с приставками и ударениями должны использоваться правильно, и пересказ должен быть красивыми длинными предложениями, не допуская перестановки предлогов. Т. е. речь должна быть красивой и правильной не только фонетически, но и грамматически. Но вполне достаточно иметь такую речь к 6 годам. Правда требования к словарному запасу дошколенка ниже чем к лексике взрослого, но во всем остальном малыш не должен отставать от мамы и папы. Именно с такой речью, практически, как у взрослого, учителя должны принимать в школу — и это считается нормой.
Определившись, где вымысел, а где правда о развитии речи своего малыша, маме будет проще разговаривать в кабинете не совсем знающего врача, с очень начитанной бабушкой, и с подругой, «желающей помочь». Хорошая информированность — это путь к оптимизму!