Использование сказкотерапии в детском саду | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 14.09.2016

Статья просмотрена: 834 раза

Библиографическое описание:

Пастухова, И. В. Использование сказкотерапии в детском саду / И. В. Пастухова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 65-66. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1225/ (дата обращения: 15.11.2024).



Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…

Л. Д. Короткова

Сказкотерапия представляет собой психотерапевтическое направление, где при анализе и использовании образов героев человек может побороть свои страхи, негативные черты личности. Наиболее активно используется сказкотерапия в работе с дошкольниками. Сказка для ребенка представляет особую реальность. И работая через сказку, игру можно скорректировать у него проявления негативного поведения. Сказка в определенный степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

  1. Потребность вавтономности.В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
  2. Потребность вкомпетентности.Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
  3. Потребность вактивности.Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем то борется. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности. Различают следующие виды сказок:

− дидактическая: ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);

− художественная: знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;

− диагностическая: в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;

− профилактическая: сказки для чтения, служащие накоплению знаний ребенком;

− медитативная: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном). [1, 27]

Сказкотерапия для гиперактивных детей.

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности позволяет нормализовать эмоциональное и речевое состояние ребенка, уменьшить чрезмерную двигательную активность. Проработав сказку вместе с педагогом-психологом, гиперактивный ребенок учится по-другому вести себя в различных жизненных ситуациях: контролировать свою агрессивность, стать более спокойным, избегать конфликтов, где это возможно.

Сказкотерапия в логопедической работе с детьми.

Если у ребенка отмечаются тяжелые нарушения речи, требующие дополнительной работы с логопедом, то эффективно будет включение метода сказкотерапии в работу с таким малышом, поскольку сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

− развить познавательные способности;

− сформировать причинно-следственные связи;

− усвоить социальные нормы, принятые в обществе;

− развить речевую функцию в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры.

При этом важно учитывать речевой статус ребенка, степень выраженности нарушения речи, особенности сформированности психических функций и возраст ребенка.

Сказкотерапиядетских страхов.

Прочитывая сказку, проигрывая сюжеты вместе с главными героями, которые успешно побеждают злодеев и свои страхи, ребенок погружается в атмосферу сказки, соотносит себя и свое поведение с главным героем и таким образом прорабатывает собственные страхи.

Когда ребенок слушает сказку, то он погружается в события, которые в ней происходят и сильнее чувствует переживания героев сказки. Это создает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Возвращаясь в реальный мир, он начинает чувствовать себя более защищено и уверенно. [2, 65]

Схема терапевтической сказки:

− подбор героя (похожего на ребенка);

− описание жизни героя;

− помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);

− герой ищет и находит выход.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.

Варианты работы со сказкой:

− нарисовать,слепитьили выразить сказку в виде аппликации;

− изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;

− сделать постановку сказки в виде настольного театра. [3, 49]

Советы по организации детской сказкотерапии:

− простое чтение сказки — еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т. д.;

− не стоит растолковывать мораль сказки;

− больше юмора;

− содержание сказки должно быть понятно ребенку.

Сказкотерапия в детском саду занимает особенное место, поскольку именно дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.

Сказкотерапия — прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы. Удачи на сказочном пути!

Литература:

  1. Бережная Н. Ф. Использование сказкотерапии в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика / Январь, Февраль / 2007.
  2. Вологодина Н. В. Сказкотерапия, или как стать победителем. — Ростов н/Д., 2006.
  3. Голанов А. С. Я иду в детский сад. — М., 2002.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. — СПб., 2006.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб., 2005.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказкой. СПб., 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, герой.
Задать вопрос