Проект «Моя деревня» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пермякова, Е. Н. Проект «Моя деревня» / Е. Н. Пермякова, Е. В. Павлова, А. А. Балева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1233/ (дата обращения: 17.10.2024).

Проект «Моя деревня»

Методический паспорт проекта

Актуальность:

«Родина для человека — самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью»

В. А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием родной деревни.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родной деревней возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Ведущим замыслом проекта является приобщение ребенка к истории и культуре своей деревни; пополнение знаний детей о деревне, в которой они живут, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, с участием родителей.

Учитывая значимость данной проблемы, основной целью проекта является систематизация знаний о родной деревне.

Авторы проекта: Пермякова Е. Н. — учитель-логопед, Павлова Е. В. — воспитатель, Балева А. А. — педагог-психолог

Название образовательного учреждения: МБДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида»

Тип проекта: информационно-творческий, краткосрочный.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители, учитель-логопед, педагог-психолог

Форма организации детей: индивидуально-групповая работа

Год разработки и реализации учебного проекта: 2016 год.

Опыт использования: проводился один раз в подготовительной группе.

Продолжительность проекта: 2 недели.

Проблема проекта: общение с детьми подготовительной группы показало, что дошкольники старшего возраста имеют поверхностные знания о родной деревне, её историческом прошлом.

Изучая лексическую тему «Моя деревня», дети предложили сходить на экскурсию в старообрядческую деревню Лампово. Рассматривая старые дома, дети стали задавать вопросы:

— Почему в нашей деревне так много красивых старинных домов?

— Кто сделал резные украшения на домах?

— Почему так много людей приходит на родник?

— Сколько лет нашей деревне?

Цель проекта: приобщение ребенка к истории и культуре своей деревни.

Задачи проекта:

‒ Сформировать представление о том, что деревня Лампово является неотъемлемой частью нашей Родины.

‒ Познакомить детей с историческим прошлым и современной жизнью родной деревни.

‒ Воспитывать чувство любви к своей малой Родине и уважительное отношение к жителям деревни.

Гипотеза проекта:

Совместная деятельность педагогов и родителей по приобщению детей к истории и культуре своей деревни будет более эффективна, если реализуются следующие условия:

‒ переход родителей от пассивных наблюдателей над работой к активному участию и сотрудничеству;

‒ создание комфортной среды для развития ребёнка посредством совместной,согласованной работы между семьёй и ДОУ

Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие

Форма продуктов проектной деятельности:

‒ изготовление детьми и родителями книги «Моя деревня Лампово»;

‒ выставка рисунков «Это моя Родина»

Ожидаемые результаты:

‒ повышение интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре нашей деревни;

‒ развитие речи детей, обогащение словаря, познавательной активности;

‒ активное участие родителей в совместной деятельности;

‒ профессиональный рост педагогов

Направления проектной деятельности:

  1. Работа над повышением интереса к истории своей малой Родины всех участников проектной деятельности
  2. Работа с семьёй:

‒ участие родителей в мероприятиях ДОУ: анкетирование, изготовление книги «Моя деревня Лампово»

Таблица 1

График работы над проектом

Этапы

Сроки

Содержание

1. Подготовительный

1-я неделя мая

1. Определение целей и задач проекта.

2. Составление плана мероприятий.

3. Подбор методической литературы.

4. Ознакомление родителей с проектом

2. Основной

2-я неделя мая

1. Изучение необходимой литературы по данной теме.

2. Проведение мероприятий в рамках проекта.

3. Привлечение родителей к непосредственному участию в проекте.

4. Создание презентаций по данной теме.

Мероприятия для детей и родителей:

1. Участие во всех мероприятиях

проекта.

2. Изготовление книги.

3. Заключительный

2-я неделя мая

1. Подведение итогов. Создание презентации.

2. Анализ успешности работы с детьми, родителями.

Таблица 2

Тематическое планирование проектной деятельности: май 2016г.

Направление работы

Приблизительный срок

Продукт

Ответственные

1.Сбор материала для создания презентаций

1-я неделя мая

Презентации «Моя деревня Лампово»

Воспитатель, учитель-логопед

2.Обогащение пассивного и активного словаря по данной теме

На протяжении всего периода работы

 

Воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог

3.Анкетирование «Знаешь ли ты свою деревню»

1-я неделя мая

Анкеты

Воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед

4. Консультация для родителей «Люби и знай свой край!»

1- неделя мая

Папка — передвижка

Воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед

5. Исторический калейдоскоп»

2-я неделя мая

Экскурсия в библиотеку

Учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог

6. «Ламповские красоты»

2-я неделя мая

Экскурсия в деревню

Воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог

7.Посещение родителями и детьми любимых мест

2-я неделя мая

Прогулка

Родители, дети

8.История возникновения деревни Лампово

2-я неделя мая

Занятие с презентацией

Воспитатель, учитель-логопед, дети

9. «Моя малая родина — деревня Лампово»

2-я неделя мая

Стенгазета

Воспитатель, дети

10. «Это моя Родина»

2-я неделя мая

Выставка рисунков

Воспитатель, дети

11. Книга «Моя деревня Лампово»

2-я неделя мая

Книга

Родители, дети

12. Анализ успешности работы по проекту

2-я неделя мая

Презентация

Учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог

Ценность проекта:

‒ создание условий для ознакомления дошкольников с историческим, культурным своеобразием родной деревни;

‒ оказание помощи родителям и повышение компетентности педагогов в рамках темы данного проекта;

‒ отсутствие формализма в организации работы с семьёй

Возможности дальнейшего развития проекта:

Представить данный проект на Всероссийском уровне в рамках сотрудничества обмена методическими разработками по созданию единого образовательного пространства между ДОУ и семьёй и в тематическом научном журнале «Вопросы дошкольной педагогики».

Основные термины (генерируются автоматически): Моя деревня, родная деревня, воспитатель, деревня, проектная деятельность, ребенок, малая Родина, подготовительная группа, проект, родитель.
Задать вопрос