Формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса при обучении детей дошкольного возраста нетрадиционным техникам рисования
Автор: Озерова Виктория Павловна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 30.09.2016
Статья просмотрена: 1606 раз
Библиографическое описание:
Озерова, В. П. Формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса при обучении детей дошкольного возраста нетрадиционным техникам рисования / В. П. Озерова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1247/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ключевые слова: техники рисования, живая натура, обследование, последовательность, содержание, осмысление, игровой приём, эстетическое воспитание
В младшей и средней группе рисование направлено на освоение основных способов изображения, техники рисования на развитие художественно творческих способностей.
В работе с детьми используются словесные и наглядные методы. Музыка, художественное слово, элементы сказок, потешки, загадки позволяют интересно предложить тему, вызвать у ребёнка соответствующие чувства, «разбудить» воображение, обострить восприятие, повысить его интерес к процессу и результату деятельности.
Чтобы воспитание и обучение носило творческий развивающий характер, надо тщательно продумывать и подбирать наглядный и практический материал. Во время проведения занятий использовать показ иллюстраций, репродукций картин.
В основе системы методов, используется метод неоднократного наблюдения предметов. Наблюдение за предметами в естественной обстановке позволяет сформировать у ребят «живые» представление. Живая натура в её естественном проявлении — залог создания детьми выразительного образа. Другим важным методом является обследование.Он служит основой осмысленного восприятия детьми показанного способа изображения. Содержание и последовательность обследования совпадает с содержанием и последовательностью изображения. На этой основе у детей формируется «изобразительные представления». Полный показ способа изображения, способа действия выполняется только в тех случаях, когда дети знакомились с ним впервые. При сравнении изображения предмета с сенсорными эталонами наглядные действия подкрепляются словом.
В структуре занятий применяются игровые приёмы обучения.Например, приносится на занятие кукла «Семицветка» и предлагается надеть юбки теплых или холодных цветов, используя последовательность цветов радуги. В свободное время детям предлагаются дидактические игры, так как дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребенка.
Свою работу с использованием нетрадиционных техник надо начать со второй младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:
Во второй младшей группе добавляется:
Тычок жесткой полусухой кистью. Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск печатками из картофеля. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
В средней группе добавляется:
Оттиск поролоном. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.
Оттиск смятой бумагой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
В старшей группе нетрадиционные техники:
Печать по трафарету. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона, либо прозрачной пленки. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
Монотипия предметная. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография обычная. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с ниточкой.Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев.Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тычкование. Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.
В подготовительной группе добавляется:
Монотипия пейзажная. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
В практике работы широко используются творческие задания: создать необычное животное, создать живое существо для освоения космоса.
Методы эстетического воспитания:
– метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром переживания
– метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире
– метод эстетического убеждения
– метод сенсорного насыщения
– метод эстетического выбора, направленный на формирование эстетического вкуса
– метод разнообразной художественной практики
– метод сотворчества с педагогом, сверстниками, родителями
– метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности
– метод эвристических и поисковых ситуаций.
Праздники, развлечения являются одним из эффективных средств ознакомления детей с изобразительной деятельностью. В ходе праздников дети знакомятся с различными видами изобразительного искусства, читают стихи, поют песни, рассматривают картины, закрепляют освоенные технические навыки, проявляют творчество.
Успех в работе по развитию творческих способностей детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому проводится определенная работа с родителями по созданию условий для творческой активности детей дома. Проводятся консультации по развитию творческих способностей детей.Во время индивидуальных бесед, родительских собраний родители интересуются вопросами изобразительного творческого воспитания детей. Их волнуют такие вопросы: есть ли у ребёнка способности к творчеству? Как помочь сыну или дочери проявить творчество в рисунке? Проблемам творчества были посвящены и открытые занятия. Родители активно участвуют в изготовлении пособий и дидактических игр.
Литература:
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М. 2007.
- Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». «КАРО» Санкт-Петербург, 2007.
- Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под редакцией Р. Г. Козаковой. М., Творческий Центр 2005.
Ключевые слова
содержание, эстетическое воспитание, обследование, техники рисования, живая натура, последовательность, осмысление, игровой приёмПохожие статьи
Адаптация детей дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности в условиях ФГОС ДО
В статье анализируются возможности использования изобразительной деятельности для адаптации дошкольников к детскому саду. Рассматриваются возможности нетрадиционных техник рисования для эмоциональной поддержки детей.
Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности
В статье рассматриваются вопросы о сущности цветовосприятия младших дошкольников и создании условий для развития чувства цвета в изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования
В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.
Художественное воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.
Педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки
В статье рассматриваются педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки, раскрывается парадигма художественно-эстетического воспитания в практике дошкольного образования и современных требований ФГОС ...
Проблема методов воспитания, психолого-педагогические требования к их использованию
В данной статье рассмотрены проблемы воспитания детей. Методы, их виды и упражнения. Указаны условия применения методов для гармоничного формирования личности детей.
Формирование геометрических представлений детей младшего дошкольного возраста
В статье автор рассматривает способы и возможности формирования геометрических представлений у дошкольников младшего возраста.
Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста
В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.
Экологическое воспитание в ДОУ
Данная статья посвящена вопросам важности экологического воспитания дошкольников. В материале рассматриваются последствия недостаточного общения детей с природой. В статье уделяется внимание наглядным методам экологического воспитания в ДОУ и описыва...
Похожие статьи
Адаптация детей дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности в условиях ФГОС ДО
В статье анализируются возможности использования изобразительной деятельности для адаптации дошкольников к детскому саду. Рассматриваются возможности нетрадиционных техник рисования для эмоциональной поддержки детей.
Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности
В статье рассматриваются вопросы о сущности цветовосприятия младших дошкольников и создании условий для развития чувства цвета в изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования
В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.
Художественное воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.
Педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки
В статье рассматриваются педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки, раскрывается парадигма художественно-эстетического воспитания в практике дошкольного образования и современных требований ФГОС ...
Проблема методов воспитания, психолого-педагогические требования к их использованию
В данной статье рассмотрены проблемы воспитания детей. Методы, их виды и упражнения. Указаны условия применения методов для гармоничного формирования личности детей.
Формирование геометрических представлений детей младшего дошкольного возраста
В статье автор рассматривает способы и возможности формирования геометрических представлений у дошкольников младшего возраста.
Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста
В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.
Экологическое воспитание в ДОУ
Данная статья посвящена вопросам важности экологического воспитания дошкольников. В материале рассматриваются последствия недостаточного общения детей с природой. В статье уделяется внимание наглядным методам экологического воспитания в ДОУ и описыва...