Развитие невербальных средств коммуникации как составная часть процесса обучения связной речи детей с ОНР | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 14.09.2016

Статья просмотрена: 1387 раз

Библиографическое описание:

Хомякова, С. Е. Развитие невербальных средств коммуникации как составная часть процесса обучения связной речи детей с ОНР / С. Е. Хомякова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 148-149. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1257/ (дата обращения: 16.11.2024).



Речевое развитие ребёнка осуществляется в процессе его социализации определяется прежде всего характером взаимодействия со взрослыми. На ранних этапах взаимодействия у ребёнка начинают складываться первичные представления об окружающем мире. Основными средствами в этом взаимодействии выступают различные движения и слова матери. Благодаря этому общению намечаются две взаимосвязанные линии в развитии коммуникативных способностей ребёнка: вербальная и невербальная коммуникация. В дальнейшем оба средства коммуникации выступают в ситуациях межличностного речевого взаимодействия в совмещённом виде, представляя тем самым структурно-семантическое единство целостного коммуникативного процесса, что обеспечивает информационную содержательность высказываний и одновременно их эмоциональную и экспрессивную выразительность.

В нашей стране и за рубежом проводились исследования о роли и использовании невербальных средств общения между людьми.

A. Mehrabian приводит данные, согласно которым в ходе коммуникативного акта вербальными средствами сообщается лишь 7 % информации, 38 % передаётся при помощи звуковых средств и 55 % информации передаётся с помощью невербальных и незвуковых средств.

В своих исследованиях И. Н. Горелов показал, что невербальные компоненты могут выполнять основные определяемые языкознанием функции естественного языкового знака, т. е. фактически заменять текст.

Интонация, по мысли Жинкина Н. И., связывает текстовые компоненты в единый динамический поток, который образует устойчивое равновесие в процессе разговорной коммуникации.

Без учета жестов, по мнению Петровой Е. А., невозможно создать полноценную речевую продукцию.

Невербальная коммуникация детей с ОНР имеет специфический характер, что она количественно и качественно отличается от таковой у детей с нормой речевого развития. Дошкольники с ОНР используют и понимают более простые средства невербального общения (движения, жесты, мимику, взгляды), характерные для детей более раннего возраста. Из анализа литературы и моих собственных наблюдений следует, что у дошкольников с ОНР нарушение коммуникации не ограничивается речевым компонентом, а охватывает всю коммуникативную систему в целом, включая её невербальную составляющую. Недостаточность коммуникативных возможностей затрудняет взаимодействие детей с ОНР с другими людьми, расстраивает процесс формирования у них представлений об окружающем мире, нарушает речемыслительную деятельность, что в целом ведёт к смещению сроков становления предметного и других форм сознания, к деформированному развитию личности с речевой патологией.

К числу важнейших задач логопедической работы с детьми с ОНР относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у таких детей обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы-фонетико-фонематического, лексического, грамматического, а также недостаточной сформированностью смысловой стороны речи. Поиск новых, более эффективных способов обучения на современном этапе связан с широким использованием в логопедической работе новых технических средств. Такие способы усиливают наглядность и тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала. Просмотр красочных картин, использование музыки для более точной характеристики героев вызывают у детей различные эмоциональные переживания и благоприятно влияют на познавательную деятельность, обогащают её чувственную основу.

Из изложенного со всей очевидностью вытекает вывод о необходимости целенаправленной работы по развитию невербальной коммуникации у дошкольников с ОНР, проведение которой особенно важно на ранних этапах коррекционного воздействия. Необходимо системно и целенаправленно вырабатывать у детей умения и навыки применения невербальных средств коммуникации в моделируемых ситуациях общения (игры-драматизации, музыкальные и другие занятия, самостоятельные игры, бытовые ситуации…) Учить выражать с помощью невербальных средств различные эмоциональные состояния.

Результаты проведённой коррекционно-развивающей работы по формированию невербальных средств общения у дошкольников с ОНР показали не только положительную динамику в количественном и качественном состоянии невербальной коммуникации детей, но и их возросшие коммуникативные возможности в целом. К концу обучения у детей повысилась социальная активность: они стали инициативнее вступать в межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми, использовать разнообразные средства невербального общения, их эмоциональные проявления приобрели более выразительный характер. Развитие невербальной коммуникации требует разработки направлений специального коррекционно-педагогического воздействия.

Основной целью обучения детей становится развитие у дошкольников умения воспроизводить различные типы интонационного оформления высказываний. При этом они должны научиться произвольно использовать интонационные средства в соответствии с коммуникативной направленностью, со смыслом высказывания и его эмоциональным значением.

Литература:

  1. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. — М.: Наука, 1980.
  2. Петрова Е. А. Жесты в педагогическом процессе. — М., 1999.
  3. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1980.
  4. Mehrabian A. Silent Messages. — Belmont, California: Wadsworth, 1971.
Основные термины (генерируются автоматически): невербальная коммуникация, средство, невербальная коммуникация детей, невербальное общение, невербальное средство общения, окружающий мир, ребенок.

Похожие статьи

Развитие связной повествовательной речи у детей с системным недоразвитием речи посредством смысловой и языковой организации текста

Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр

Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ментальными нарушениями развития в условиях ЦССВ

Формирование лексико-грамматического компонента речи детей с ОНР в процессе организации игровой деятельности

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Похожие статьи

Развитие связной повествовательной речи у детей с системным недоразвитием речи посредством смысловой и языковой организации текста

Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр

Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ментальными нарушениями развития в условиях ЦССВ

Формирование лексико-грамматического компонента речи детей с ОНР в процессе организации игровой деятельности

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Задать вопрос