Ребенок и творчество: психологическое исследование мнений современных родителей | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Ребенок и творчество: психологическое исследование мнений современных родителей / О. В. Барсукова, Е. В. Мавлютова, М. А. Савка. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1265/ (дата обращения: 15.11.2024).



Известно, что рисунок считается отражением души, внутреннего мира ребенка, поскольку малыш изображает окружающую действительность так, как он ее понимает. Поэтому рисунок ребенка несет в себе важнейшую информацию о психическом развитии, возрастных, половых и индивидуальных особенностях, условиях жизни, воспитания и обучения. Чем больше развиты у малыша восприятие и наблюдательность, чем больше запас представлений об окружающем мире, тем точнее и полнее отражает он действительность в своих рисунках, соответственно, его творчество более богато и выразительно [3]. В своем рисунке ребенок не только проявляет свой уровень познания мира, но и выражает эмоциональное отношение к окружающему. Это самая естественная для детей форма восприятия и отражения мира. Еще Ушинский Л. Д. писал, что дитя мыслит формами, красками, звуками и ощущениями вообще. Следовательно, можно предположить, что приобщение ребенка к духовной культуре посредством творчества можно и нужно начинать как можно раньше.

Сегодня многими педагогами и психологами отмечается тенденция к повышению психолого-педагогической компетентности современных молодых родителей в вопросах воспитания и развития детей. Психологическое знание все глубже проникает в бытовую культуру, в среду, в обывательский «здравый смысл». Тем не менее, практика показывает, что зачастую теоретическая подкованность не является показателем того, что полезные знания адекватно применяются родителями в повседневной жизни во взаимодействии с ребенком. К примеру, некоторые родители лишают ребенка возможности исследовать разнообразные художественные материалы полагая, что ребенку они не интересны или «не по возрасту» [1]. Данное заблуждение может не только мешать раскрытию потенциальных творческих возможностей ребенка, но и вредить его психическому и эмоциональному развитию. Другое достаточно распространенное заблуждение современных родителей заключается в том, что формирование творческой личности ребенка — часть общего образовательного процесса и должно быть одной из педагогических целей воспитателей и учителей образовательных учреждений.

Сегодня проблема развития детского творчества становится все более актуальной. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном на формирование изобразительных умений и навыков, а зачастую носят просто узкодидактический характер. Потому о формировании творчества говорить не приходится, его развитие в основном стихийно, отрывочно и бессистемно. Флерина Е. А. обращала внимание на то, что педагоги не развивают способность к замысливанию образа, а значит, не развивают воображение; не создают на занятиях условий для возникновения соответствующих чувств, не формируют у детей способность переноса знаний и умений в новые условия [4]. Следовательно, вопрос воспитания творческой личности в педагогической практике также остается открытым.

В данной статье авторами предпринята попытка исследовать мнения современных родителей по теме: «Мой ребенок и творчество». Статья посвящена исследованию основных родительских установок по указанной теме, выявлению наличия или отсутствия у детей интереса к творчеству, а также попытке выявить взаимосвязь между интересом детей к творчеству и общим культурным уровнем семьи, образом жизни и отношением семьи к творчеству и искусству.

С данной целью было проведено анкетирование родителей детей дошкольного и школьного возраста, посещающих детские сады и школы города Москвы. Авторами были разработаны анкеты-опросники, содержащие в себе как открытые, так и закрытые вопросы.

На вопросы отвечали родители детей в возрасте от 1,5 до 10 лет, посещающих государственные образовательные учреждения. Исследование проводилось на базе следующих образовательных учреждений: ГБОУ гимназия № 1528 (г. Зеленограда), педагог-психолог Савка Марина Александровна; ГБОУ школа № 1474 (детский сад № 2574 г. Москвы), педагог-психолог Мавлютова Екатерина Васильевна; ГБОУ гимназия № 1590 (детский сад № 690 г. Москвы), педагог-психолог Барсукова Оксана Васильевна. Период проведения исследования: 2012–2014 г. Обработка результатов проводилась на основе качественного и количественного анализа данных.

Общая выборка опрошенных составила 70 человек. Возрастной состав испытуемых был следующим: 36 % родителей в возрасте 20–30 лет, 42 % родителей в возрасте 30–40 лет, 22 % в возрасте 40–50 лет. Представления опрошенных нами родителей о детском творчестве различны и, предположительно, берут свое начало в идеологии семей, в которых респонденты родились и выросли. Следовательно, изучение социального мнения родителей позволяет выяснить условия, в которых формируются будущие родители, и выявить примерные причины их нынешнего отношения к творчеству.

По результатам исследования было определено, что средний возраст, когда ребенок впервые начал проявлять интерес к лепке или рисунку составляет 1,5 года. Верхняя граница — 7–9 месяцев, нижняя — 6 лет. Примечательно, что родители детей раннего возраста (от 1 до 3 лет) отмечают повышенный интерес малышей к творчеств и привлекают к нему с первых месяцев, в то время как родители детей 7–8 лет отмечают, что первый интерес к творчеству у их детей проявился в 2–3 года.

Кроме того, 36 % опрошенных родителей отмечают, что их ребенок занимается творческими видами деятельности (лепка, рисунок, аппликация, поделки) каждый день. В большей степени это относится к семьям, воспитывающих детей раннего возраста. 40 % родителей — с частотой 2–3 раза в неделю; 19 % — (в среднем) несколько раз в месяц и 5 % родителей вообще не отмечают интереса детей к творчеству.

Таблица 1

Установки родителей отворчестве

Предложенные утверждения

Да

Нет

1. Я считаю, что заниматься лепкой и рисованием с ребенком должны в детском саду (кружке, центре и т. д.), а дома в этом нет необходимости.

6,5 %

93,5 %

2. Тратить время на лепку, поделки или рисование не разумно. Ребенок может потратить его на полезные занятия (чтение, уроки и т. д.).

2 %

98 %

3. Мы еще не давали нашему ребенку материалов для лепки (пластилин, глина, тесто) и рисования (краски, мелки и т. д.) так как считаем, что ему еще рано этим заниматься.

3 %

97 %

4. Мой ребенок невероятно любит рисовать (лепить, делать аппликации, поделки).

74 %

26 %

5. Считаю, что любовь к творчеству детям нужно прививать.

92 %

8 %

6. В изобразительной деятельности важен не ее результат, а процесс и то удовольствие, которое испытывает ребенок.

97 %

3 %

7. Ребенок не может самостоятельно определиться с предпочтениями в творчестве (музыка, рисование, танцы и т. д.), делать выбор за него должны взрослые.

18 %

82 %

8. Игра и творчество не являются важными и главными видами деятельности детей, а являются приятным дополнением, когда появляется свободное время.

31 %

69 %

9. Я очень люблю, когда мой ребенок что-то лепит или рисует.

97 %

3 %

10. Не думаю, что детей стоит хвалить за их творческие работы, хвалить стоит за настоящие жизненные успехи.

4 %

96 %

11. Не думаю, что стоит вмешиваться в творческую деятельность ребенка, пусть самостоятельно сделает поделку.

44 %

66 %

12. Я бы с удовольствием разделил(а) бы радость ребенка от творческих игр, но меня отталкивает необходимость после них отмывать помещение и наводить порядок.

13 %

87 %

13. Мне нравится лепить, клеить поделки, рисовать вместе с моим ребенком, я будто сама возвращаюсь в детство.

85 %

15 %

14. Считаю, что именно творчество делает жизнь богаче и ярче.

96 %

4 %

15. Творческий талант определяет все, — если у моего ребенка нет одаренности, то не стоит растрачивать силы и время на развитие его задатков.

11 %

89 %

16. Считаю, что нужно трезво смотреть в будущее, ведь творчеством в наше время не проживешь, пусть и дети к этому привыкают.

13 %

87 %

17. В детстве мне очень хотелось стать художником (реставратором, скульптором, иллюстратором, фотографом и т. д.), но у нашей семьи не было возможности обучать меня

20 %

80 %

18. У меня нет особых способностей к рисованию (музыке, танцам и т. д.), думаю, что и у моего ребенка тоже.

21 %

79 %

19. Мир фантазий, сказок, игры и творчества — самая благоприятная и естественная среда для развития ребенка.

90 %

10 %

20. У нас дома нет пластилина, красок и цветной бумаги

4 %

96 %

21. Словосочетания «терапия искусством», «арт-терапия», «сказкотерапия» мне знакомы

74 %

26 %

Исследование общего уровня культуры семьи и выявление способов приобщения детей к творчеству показывает, что 77 % опрошенных родителей предпочитают лепить и рисовать вместе с ребенком; 72 % опрошенных читают детям народные сказки; 65,5 % родителей покупают много разных наборов для детского творчества; 53 % опрошенных водят детей в творчески студии и кружки; 53 % респондентов предпочитают смотреть познавательные телепередачи; 36 % родителей водят детей на выставки.

Литература:

  1. Ганошенко Н. И., Мещерякова С. Ю. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности: Игры и занятия с детьми 1–3 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  2. Кожохина С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства. — СПб.: Речь, 2006.
  3. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2008.
  4. Флерина Е. А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства. — М.: Просвещение, 1945.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мой ребенок, творчество, родитель, детский сад, детское творчество, родитель детей, интерес детей, москва, ранний возраст.
Задать вопрос