Ребенок и творчество: психологическое исследование мнений современных родителей
Авторы: Барсукова Оксана Васильевна, Мавлютова Екатерина Васильевна, Савка Марина Александровна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 05.10.2016
Статья просмотрена: 441 раз
Библиографическое описание:
Барсукова, О. В. Ребенок и творчество: психологическое исследование мнений современных родителей / О. В. Барсукова, Е. В. Мавлютова, М. А. Савка. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1265/ (дата обращения: 15.11.2024).
Известно, что рисунок считается отражением души, внутреннего мира ребенка, поскольку малыш изображает окружающую действительность так, как он ее понимает. Поэтому рисунок ребенка несет в себе важнейшую информацию о психическом развитии, возрастных, половых и индивидуальных особенностях, условиях жизни, воспитания и обучения. Чем больше развиты у малыша восприятие и наблюдательность, чем больше запас представлений об окружающем мире, тем точнее и полнее отражает он действительность в своих рисунках, соответственно, его творчество более богато и выразительно [3]. В своем рисунке ребенок не только проявляет свой уровень познания мира, но и выражает эмоциональное отношение к окружающему. Это самая естественная для детей форма восприятия и отражения мира. Еще Ушинский Л. Д. писал, что дитя мыслит формами, красками, звуками и ощущениями вообще. Следовательно, можно предположить, что приобщение ребенка к духовной культуре посредством творчества можно и нужно начинать как можно раньше.
Сегодня многими педагогами и психологами отмечается тенденция к повышению психолого-педагогической компетентности современных молодых родителей в вопросах воспитания и развития детей. Психологическое знание все глубже проникает в бытовую культуру, в среду, в обывательский «здравый смысл». Тем не менее, практика показывает, что зачастую теоретическая подкованность не является показателем того, что полезные знания адекватно применяются родителями в повседневной жизни во взаимодействии с ребенком. К примеру, некоторые родители лишают ребенка возможности исследовать разнообразные художественные материалы полагая, что ребенку они не интересны или «не по возрасту» [1]. Данное заблуждение может не только мешать раскрытию потенциальных творческих возможностей ребенка, но и вредить его психическому и эмоциональному развитию. Другое достаточно распространенное заблуждение современных родителей заключается в том, что формирование творческой личности ребенка — часть общего образовательного процесса и должно быть одной из педагогических целей воспитателей и учителей образовательных учреждений.
Сегодня проблема развития детского творчества становится все более актуальной. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном на формирование изобразительных умений и навыков, а зачастую носят просто узкодидактический характер. Потому о формировании творчества говорить не приходится, его развитие в основном стихийно, отрывочно и бессистемно. Флерина Е. А. обращала внимание на то, что педагоги не развивают способность к замысливанию образа, а значит, не развивают воображение; не создают на занятиях условий для возникновения соответствующих чувств, не формируют у детей способность переноса знаний и умений в новые условия [4]. Следовательно, вопрос воспитания творческой личности в педагогической практике также остается открытым.
В данной статье авторами предпринята попытка исследовать мнения современных родителей по теме: «Мой ребенок и творчество». Статья посвящена исследованию основных родительских установок по указанной теме, выявлению наличия или отсутствия у детей интереса к творчеству, а также попытке выявить взаимосвязь между интересом детей к творчеству и общим культурным уровнем семьи, образом жизни и отношением семьи к творчеству и искусству.
С данной целью было проведено анкетирование родителей детей дошкольного и школьного возраста, посещающих детские сады и школы города Москвы. Авторами были разработаны анкеты-опросники, содержащие в себе как открытые, так и закрытые вопросы.
На вопросы отвечали родители детей в возрасте от 1,5 до 10 лет, посещающих государственные образовательные учреждения. Исследование проводилось на базе следующих образовательных учреждений: ГБОУ гимназия № 1528 (г. Зеленограда), педагог-психолог Савка Марина Александровна; ГБОУ школа № 1474 (детский сад № 2574 г. Москвы), педагог-психолог Мавлютова Екатерина Васильевна; ГБОУ гимназия № 1590 (детский сад № 690 г. Москвы), педагог-психолог Барсукова Оксана Васильевна. Период проведения исследования: 2012–2014 г. Обработка результатов проводилась на основе качественного и количественного анализа данных.
Общая выборка опрошенных составила 70 человек. Возрастной состав испытуемых был следующим: 36 % родителей в возрасте 20–30 лет, 42 % родителей в возрасте 30–40 лет, 22 % в возрасте 40–50 лет. Представления опрошенных нами родителей о детском творчестве различны и, предположительно, берут свое начало в идеологии семей, в которых респонденты родились и выросли. Следовательно, изучение социального мнения родителей позволяет выяснить условия, в которых формируются будущие родители, и выявить примерные причины их нынешнего отношения к творчеству.
По результатам исследования было определено, что средний возраст, когда ребенок впервые начал проявлять интерес к лепке или рисунку составляет 1,5 года. Верхняя граница — 7–9 месяцев, нижняя — 6 лет. Примечательно, что родители детей раннего возраста (от 1 до 3 лет) отмечают повышенный интерес малышей к творчеств и привлекают к нему с первых месяцев, в то время как родители детей 7–8 лет отмечают, что первый интерес к творчеству у их детей проявился в 2–3 года.
Кроме того, 36 % опрошенных родителей отмечают, что их ребенок занимается творческими видами деятельности (лепка, рисунок, аппликация, поделки) каждый день. В большей степени это относится к семьям, воспитывающих детей раннего возраста. 40 % родителей — с частотой 2–3 раза в неделю; 19 % — (в среднем) несколько раз в месяц и 5 % родителей вообще не отмечают интереса детей к творчеству.
Таблица 1
Установки родителей отворчестве
Предложенные утверждения |
Да |
Нет |
1. Я считаю, что заниматься лепкой и рисованием с ребенком должны в детском саду (кружке, центре и т. д.), а дома в этом нет необходимости. |
6,5 % |
93,5 % |
2. Тратить время на лепку, поделки или рисование не разумно. Ребенок может потратить его на полезные занятия (чтение, уроки и т. д.). |
2 % |
98 % |
3. Мы еще не давали нашему ребенку материалов для лепки (пластилин, глина, тесто) и рисования (краски, мелки и т. д.) так как считаем, что ему еще рано этим заниматься. |
3 % |
97 % |
4. Мой ребенок невероятно любит рисовать (лепить, делать аппликации, поделки). |
74 % |
26 % |
5. Считаю, что любовь к творчеству детям нужно прививать. |
92 % |
8 % |
6. В изобразительной деятельности важен не ее результат, а процесс и то удовольствие, которое испытывает ребенок. |
97 % |
3 % |
7. Ребенок не может самостоятельно определиться с предпочтениями в творчестве (музыка, рисование, танцы и т. д.), делать выбор за него должны взрослые. |
18 % |
82 % |
8. Игра и творчество не являются важными и главными видами деятельности детей, а являются приятным дополнением, когда появляется свободное время. |
31 % |
69 % |
9. Я очень люблю, когда мой ребенок что-то лепит или рисует. |
97 % |
3 % |
10. Не думаю, что детей стоит хвалить за их творческие работы, хвалить стоит за настоящие жизненные успехи. |
4 % |
96 % |
11. Не думаю, что стоит вмешиваться в творческую деятельность ребенка, пусть самостоятельно сделает поделку. |
44 % |
66 % |
12. Я бы с удовольствием разделил(а) бы радость ребенка от творческих игр, но меня отталкивает необходимость после них отмывать помещение и наводить порядок. |
13 % |
87 % |
13. Мне нравится лепить, клеить поделки, рисовать вместе с моим ребенком, я будто сама возвращаюсь в детство. |
85 % |
15 % |
14. Считаю, что именно творчество делает жизнь богаче и ярче. |
96 % |
4 % |
15. Творческий талант определяет все, — если у моего ребенка нет одаренности, то не стоит растрачивать силы и время на развитие его задатков. |
11 % |
89 % |
16. Считаю, что нужно трезво смотреть в будущее, ведь творчеством в наше время не проживешь, пусть и дети к этому привыкают. |
13 % |
87 % |
17. В детстве мне очень хотелось стать художником (реставратором, скульптором, иллюстратором, фотографом и т. д.), но у нашей семьи не было возможности обучать меня |
20 % |
80 % |
18. У меня нет особых способностей к рисованию (музыке, танцам и т. д.), думаю, что и у моего ребенка тоже. |
21 % |
79 % |
19. Мир фантазий, сказок, игры и творчества — самая благоприятная и естественная среда для развития ребенка. |
90 % |
10 % |
20. У нас дома нет пластилина, красок и цветной бумаги |
4 % |
96 % |
21. Словосочетания «терапия искусством», «арт-терапия», «сказкотерапия» мне знакомы |
74 % |
26 % |
Исследование общего уровня культуры семьи и выявление способов приобщения детей к творчеству показывает, что 77 % опрошенных родителей предпочитают лепить и рисовать вместе с ребенком; 72 % опрошенных читают детям народные сказки; 65,5 % родителей покупают много разных наборов для детского творчества; 53 % опрошенных водят детей в творчески студии и кружки; 53 % респондентов предпочитают смотреть познавательные телепередачи; 36 % родителей водят детей на выставки.
Литература:
- Ганошенко Н. И., Мещерякова С. Ю. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности: Игры и занятия с детьми 1–3 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Кожохина С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства. — СПб.: Речь, 2006.
- Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2008.
- Флерина Е. А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства. — М.: Просвещение, 1945.