Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников компенсирующей направленности посредством театрализованной деятельности
Авторы: Дементьева Нина Яковлевна, Рассказова Елена Геннадиевна, Чернеда Нонна Анатольевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 30.09.2016
Статья просмотрена: 172 раза
Библиографическое описание:
Дементьева, Н. Я. Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников компенсирующей направленности посредством театрализованной деятельности / Н. Я. Дементьева, Е. Г. Рассказова, Н. А. Чернеда. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1281/ (дата обращения: 16.11.2024).
К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного — «воспитать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться удачи другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Русские народные сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства.
При организации и проведении театральной деятельности существуют реальные трудности. В первую очередь это связано с недостатком учебного времени. Именно поэтому работа с детьми в данном направлении осуществляется в тесной взаимосвязи речевого, социально-коммуникативного и познавательного развития.
Разновозрастные дети создают своего рода сложности в педагогическом процессе. Значимость проблемы сделала необходимым поиск системы и методики коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Именно по этому, встаёт вопрос занятия с детьми театрализованной деятельностью. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Существуют различные способы организации деятельности детей в разновозрастной группе. Наиболее типичный из них — подгрупповая работа с дошкольниками, когда дети одновременно занимаются разными видами деятельности, с различными специалистами: дефектологом, преподавателем ритмики, психологом.
Другой, более сложный способ — включение детей разного возраста в единый проект, в котором для каждого найдется интересная и посильная роль или задание. Такой универсальной деятельностью является театрализованная игра на занятии в кружке. Здесь реализуется деятельный подход, в процессе которого обеспечиваются основные этапы и логика любой деятельности:
‒ определение темы и цели игры; достижение игровой цели;
‒ мотивация к игре; выбор игровых средств;
‒ распределение ролей; апробация и корректировка выбранных ролей и путей для достижения цели; (апробирование различных вариантов)
‒ осознание результатов игры.
Под театральными играми подразумеваются «игры в театр», сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям. Что бы научить детей фантазировать, придумывать, помочь почувствовать радость от сделанных открытий, предлагается детям составить сказку с использованием методов ТРИЗ. У детей развиваются творческие способности, обогащается круг представлений, растет словарный запас. Они преодолевают застенчивость, робость, замкнутость.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, а также многих умений и навыков (коммуникативных, речевых, организаторских, двигательных). На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Театрализованные игры — это мощный психотренинг, который развивает эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Поэтому в работе с детьми над сценическим образом включаются фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра: театр на пяти пальцах, театр мягкой игрушки, кукольный, настольный, театр живой руки и другие.
Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Они являются играми — представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах с помощью мимики, интонации, жеста, создающие конкретные образы.
Известно, что у детей с нарушением зрения и ОНР бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, отсутствие чувства ритма. Поэтому предлагается дошкольникам игровые упражнения, направленные на выработку жестов, мимики и пантомимики. Все эти игровые упражнения применяются при релаксации с целью эмоциональной разгрузки, а также для снятия напряжения артикуляционного аппарата.
Самостоятельно в театральные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры — драматизации под руководством взрослого.
К сожалению, не все педагоги готовы к импровизации, и часто театрализация превращается в подготовку с детьми хорошо отрепетированных представлений. Педагоги стараются, ищут, разрабатывают интересные сценарии, подбирают яркую современную музыку и вроде бы все довольны. Вот только проблемы: дети не всегда талантливы, с большим трудом удается их «натаскать».
Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяется анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках
С ребенком дошкольного возраста необходимо осмысливать сказки.
Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после прочтения сказки или рассказывания проводится беседа. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.
Совместно с детьми, сочиняются сказки. Вокруг игрового сюжета педагог выстраивает содержание различных видов деятельности, организует совместное творчество с детьми разного возраста (с разным уровнем развития, предлагает доступные задания в соответствии с возможностями каждого ребенка.) В сочинении сюжета, как правило, активное участие принимают дети старшего возраста. Малыши постепенно вовлекаются в игру, в которой им предлагаются посильные задания, связанные с движением, исполнением доступных для них ролей (цыплята, котята, ёжики и так далее)
Вот как можно играть в пересказывание сказок и историй «наоборот»: Сочиняем новый сюжет путем пересказывания событий в обратной последовательности, меняем характеристики персонажей, мотивы их поступков.
Например, сказка «Репка»: сначала все происходит по тексту сказки, после того, как старик посадил репку, музыкальный руководитель замечает, что старик от работы устал и заснул, репка растет очень слабо, потому что не идет дождь. «Надо репку поливать, надо репке пить давать — поёт музыкальный руководитель. — Репка сохнет, её обижают кроты. На помощь приходят известные персонажи (поют свою песню)».
Педагог предлагает творческие задания:
— Сочинить лейтмотив Репки.
— Придумать песни персонажей (собственную мелодию).
— Придумать счастливый конец всей истории.
Если никто из детей не хочет исполнять роль отрицательного персонажа, (Крота, Кротихи), то можно заменить её куклой или взрослым. Выступая на утренниках, досугах, дети не бояться выступать перед зрителем, поют, танцуют, читают стихи, показывают спектакли. Не следует бояться неудачи — эти ситуации прекрасно закаляют характер детей, учат переживать свой проигрыш, воспитывает способность уступать другому.
Большое значение имеет правильный подбор музыкального материала, который подчеркивает характер героев и помогает детям передать образ персонажей. На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог, прежде всего, должен быть озабочен процессом воспитания, а не обучения. Задача взрослого — увлечь детей игрой, повести в игре- драматизации за собой, давая возможность сделать что-то по-своему, дать свободу выбора. Детей увлекает и радует, когда взрослый играет вместе с детьми на равных, искренне, по-настоящему. В игре у ребёнка проявляются не только ловкие и сильные движения, драматические действия, пение, но и содержатся сведения о том, что, например, репку надо сеять, полоть, следить за всходами, а затем собрать урожай. Привычку к выразительной речи можно воспитывать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. При этом совершенствуется их координация движений, вырабатывается чувство ритма, ее выразительность, эмоциональность, пластика. Они приобретают речевой и двигательный опыт.
В игре-драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Для углубленного понимания детьми эмоциональных состояний персонажей и подготовки к проведению игр — драматизаций проводится работа над этюдами, предложенными в книге М. И. Чистяковой «Психогимнастика». Мини-сценки помогают детям лучше осмыслить переживания героев
В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра-драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Прежде всего, необходимо формировать интерес к играм — драматизациям, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает педагог, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации.
Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие:
‒ Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
‒ Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево)
‒ Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
‒ Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
‒ Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
Театральная деятельность интересна всем — и детям, и взрослым. В ней есть общая цель, которая реализуется как в спектакле, так и самом процессе подготовке к нему, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях.Воспитание детей включает и воспитание родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения
Представления, полученные детьми из сказочных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.
Главным принципом остаётся стремление вызвать у ребёнка сопереживание героям, сочувствие.
Завершить работу над сказкой можно созданием детьми какого-либо рисунка, который является итогом работы, своеобразной рефлексией и объединяет в себе все впечатления, полученные в ходе занятий.
Дети любят выступать и показывать драматизации сказок своим друзьям и родителям.
Заканчивается каждое занятие традиционными прощаниями, предложенными вкнигеН.И.Монаковой «Путешествие сгномом».